Зинаид Ермольева — выдающаяся представительница медицины советского времени. Она была инициатором многочисленных передовых исследований, благодаря которым появилась современная отечественная микробиология.
Появилась на свет Зинаида Виссарионовна Ермольева в 1898 году во Фролове – одном из многочисленных хуторов области Войска Донского. Школу окончила в Новочеркасске. Когда настало время выбирать профессию, девушка решила, что ее призвание – медицина. Ермольева стала студенткой Донского университета в Ростове-на-Дону. Уже в юные годы студентка проявила выдающиеся черты своего характера. Девушка отличалась целеустремленностью, работоспособностью, жаждой знаний и сильной волей. Намного позже, уже став известным ученым, Зинаида Виссарионовна Ермольева вспоминала, как она в университете любила тайком пробираться в лабораторию еще до ее открытия, чтобы дополнительный 1-2 повозиться с колбами.
Большой страстью студентки сразу стала микробиология. Именно ей Зинаида Виссарионовна Ермольева отдала всю свою сознательную жизнь. Получив диплом, она осталась в высшем учебном заведении в качестве ассистента кафедры микробиологии. Довольно много времени специалист уделяла внимания изучению возбудителей болезней. Как раз тогда, в двадцатые годы XX века, интенсивно появлялись новые дисциплины, посвященные данным существам. Поскольку в Советском Союзе Ермольева Зинаида Виссарионовна заняла эту профессиональную нишу одной из первых, ее имя всегда было связано с новыми и иногда революционными открытиями.
В 1922 году в Ростове-на-Дону случилась вспышка холеры. Из-за неподготовленности властей и местных жителей скоро она обернулась эпидемией. Для Ермольевой пришло время изучать болезни не в пробирках, а на улицах своего города. Наука тогда знала о холере не очень много. Был известен возбудитель, который называется вибрион холеры. Но были и другие бактерии, похожие на него, но так и не исследованные учеными до конца.
Именно с этими микробами продолжительное время работала Зинаида Виссарионовна Ермольева. Пытаясь понять влияние опытных образцов на организм человека, она пошла на очень большой риск. Ермольева сама заразила себя, чтобы провести ценный для науки эксперимент. И он удался. Было доказано, что бактерии, родственные вибрионам, в организме человека проходят мутацию и становятся опасными для жизни.
Основной целью экспериментов Ермольевой и ее коллег была вакцина, которая могла бы защитить людей от смертоносной эпидемии. Бактерии, провоцирующие появление холеры, проверялись на устойчивость ко многим веществам. После продолжительных и трудоемких испытаний Ермольева Зинаида Виссарионовна доказала, что для профилактики людей достаточно хлорировать воду. Результаты ее научных работ легли в основу новых санитарных норм, которые в скором времени стали обязательными для всего государства.
В середине двадцатых годов, уже будучи знаменитой, микробиолог переезжает в Москву, где возглавляет один из отделов в Биохимическом институте при Наркомате здравоохранения РСФСР. Ермольева и ее команда трудятся над изучением микробов, в частности тех самых холерных вибрионов. Исследовательница нашла новый подвид этого микроорганизма. Патоген выделялся от сородичей тем, что мог светиться в кромешной темноте. Когда международная научная общественность познакомилась с результатами работы Ермольевой, было принято решение назвать данный вид ее именем.
В 1925 году начала свою работу первая профильная советская лаборатория по изучению микробной биохимии. Создательницей и вдохновительницей этого уникального учреждения была Зинаида Виссарионовна Ермольева. Фото исследовательницы стало все время попадать в заграничные научные журналы. В нескольких государствах печатались ее статьи (по микробиологии, эпидемиологии и т. д.).
Тогда же Ермольева стала много заниматься токсинами. В СССР это явление изучали одиночки. Для обмена бесценным опытом женщина начала ездить в заграничные командировки, в частности во Францию и Германию. В связи с этим она все свое свободное время (которого было довольно мало) уделяла иностранным языкам. В 1928 году Ермольева посетила микробиологический институт имени Луи Пастера в Париже. Особенно плодотворной была совместная работа Зинаиды Виссарионовны с ее немецкими коллегами.
К концу тридцатых годов появилось несколько крупных советских специалистов по борьбе с холерой. Основным действующим лицом данной группы была Ермольева Зинаида Виссарионовна. Биография женщины из-за этого была насыщена самыми разными опасными командировками.
В 1939 году была зафиксирована эпидемия холеры в Афганистане. Советские власти начали организацию профилактических мер, чтобы зараза не проникла в среднеазиатские социалистические республики. В Ташкент была направлена рабочая группа, которую возглавила Ермольева Зинаида Виссарионовна. Дети и взрослые, жители больших городов и далеких аулов – все находились под угрозой заражения. Им помог препарат, который создала Ермольева. Также в Узбекистане была испытана новая система тестирования на наличие вируса в организме.
Работая в институте Ташкента, Зинаида Виссарионовна, помимо всего прочего, получила новый препарат, объединивший вакцины сразу от нескольких видов заболеваний. Лекарство помогало от холеры, дифтерии и тифа.
В тридцатые годы в Советском Союзе проводились исследования лизоцима, которыми руководила Ермольева Зинаида Виссарионовна. Вклад в микробиологию этой женщины дополнился созданием еще одного важного препарата. Это был фермент лизоцима, который стали применять в пищевой промышленности в качестве консерванта и в медицине в качестве антисептика.
На этом научном пути Ермольева завершила работу своих предшественников. Еще в 1909 году Павел Лащенков нашел вещество лизоцим. Ученый обнаружил его в курином яйце и понял, что оно может приостанавливать распространение микробов. Позже лизоцим обнаружили в человеческих железах и тканях. Но все эти открытия не были использованы на практике.
Много лет биологи пытались узнать природу защиты организма от бактерий. Изучение лизоцима могло приоткрыть завесу тайны над данной биологической загадкой. Изучением вещества вместе со своими подопечными занялась Зинаида Виссарионовна Ермольева. Заслуги микробиолога уже были многочисленны, однако она не почивала на лаврах, а продолжала много и продуктивно трудилась на пользу всей науке.
Авторству Ермольевой принадлежит технология выделения лизоцима. Более того, она первой смогла концентрировать его, чтобы успешно применять на практике в медицине. Определив химическую природу вещества, исследовательнице удалось обнаружить лизоцим в различных сельскохозяйственных культурах – хрене, редьке и т. д. Данное открытие объяснило эффективность различных народных средств от болезней и заболеваний.
Лизоцим был предметом исследований Ермольевой в течении всей ее жизни, начиная с тридцатых годов. В 1970-м ее лаборатория смогла синтезировать это вещество в кристаллическом виде. После этого лизоцим стали использовать в офтальмологии, хирургии, педиатрии и прочих областях.
Еще одно применение лизоцим нашел в пищевой и сельскохозяйственной промышленности. Его начали использовать в качестве консерванта для некоторых скоропортящихся продуктов, к примеру, икры. Государство оценило работу такого плодотворного специалиста, как Ермольева Зинаида Виссарионовна. Награды, полученные микробиологом (Сталинская премия, Орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени) были отражением важности ее деятельности. Помимо этого, исследовательница в 1935 году удостоилась звания доктора наук, а в 1939-м стала профессором.
Во время Великой Отечественной войны стране были особенно нужны такие специалисты, как Зинаида Виссарионовна Ермольева. «Родители» советской микробиологии и эпидемиологии были отправлены в Сталинград, чтобы побороть в осажденном городе вспыхнувшую волну холеры. Непростая операция по переброске ученых в прифронтовую полосу была проведена из-за того, что обходными путями было невозможно раздать нужное профилактическое средство местным жителям. Единственная надежда местного населения заключалась в налаживании производства лекарства в самом городе.
Несмотря на все опасности, связанные с уличными боями, бомбардировками и другими ужасами войны, Зинаида Ермольева вместе со своей командой организовала массовую вакцинацию людей. Когда производство было налажено, заветное средство стали принимать по 50 тысяч человек в день. Благодаря оперативной работе микробиологов и медиков удалось избежать массовой эпидемии в терзаемом Вермахтом городе.
Будучи в Сталинграде и наблюдая за ранеными бойцами Красной армии, Зинаида Ермольева поняла, что большая часть ушедших из жизни умирала не из-за самих ран, а из-за заражения крови и связанных с этим осложнений. Тогда же ее лаборатория приступила к исследованиям, посвященным решению этого вопроса.
Ермольева в своих изысканиях отталкивалась от открытия Александра Флеминга. В 1929 году он получил принципиально новое для медицины вещество, которое получило название пенициллин. Данный антибиотик, по природе своей относящийся к плесневым грибам, был настоящей революцией в фармакологии. Флеминг так и не смог сделать свое открытие массово доступным, поскольку штамм был очень нестабилен. Теперь данную задачу поставила перед собой Ермольева Зинаида Виссарионовна. Пенициллин мог быть основой универсального лекарства от болезней, вызываемых стрептококками и стафилококками.
Первые образцы отечественного пенициллина были выпущены в 1942 году. Важным было то, что для его сздания использовалось только советское сырье. Спустя несколько месяцев в СССР приехал Говард Флори. Этот ученый был профессором Оксфордского университета, которому удалось добиться такого же успеха в Америке.
Британец привез в российскую столицу собственные образцы лекарства для сравнения. Анализ показал, что пенициллин Ермольевой действовал намного эффективнее. Несмотря на это, в 1945 году Нобелевский комитет дал премию по физиологии и медицине именно Говарду Хлори.
Хотя Великая Отечественная война была уже на завершающей стадии, тысячам советских солдат как и ранее была нужна экстренная помощь. В конце 1944 года Ермольева вместе с известным хирургом Николаем Бурденко отправилась на фронт, чтобы провести испытания препарата в боевых условиях. Советский пенициллин выдержал решающую проверку – лекарство на самом деле помогало раненым красноармейцам. После этого препарат начали выпускать в промышленных масштабах.
Все полгода на фронте профессору Ермольевой доводилось работать в экстремальных условиях. Ее лаборатория была расположена в подвале, а все оборудование было собрано наспех. Несмотря на непривычное окружение, легендарный микробиолог справилась со своей задачей.
В послевоенные годы Зинаида Ермольева начала представлять Советский Союз во Всемирной организации здравоохранения. Выбор пал на нее отнюдь не просто так. Она прекрасно знала языки, а количество ее заслуг перед отечественной медициной было выдающимся. В 1956 году она возглавила Комитет ВОЗ по антибиотикам. На этой должности Зинаида Ермольева оставалась до конца своих лет.
В 50-60-е годы Ермольева возобновила свою публицистическую деятельность, прерванную войной. Всего за долгую карьеру Ермольева была автором более пятисот научных работ. Тогда же стала известной на всю Россию благодаря Вениамину Каверину. Советский писатель использовал биографию Зинаиды Виссарионовны в качестве прототипа истории жизни главной героини своей работы «Открытая книга». Роман издавали по частям в литературных журналах в 1948-1956 гг.
Каверин был знаком с Ермольевой лично с 1928 года. Их свел брат писателя – Лев Зильбер, который являлся исследователем в области вирусологии и онкологии. Ученый в течении долгого времени был коллегой Ермольевой. Во время сталинских репрессий Зильбер попал в лагерь. На одном из свиданий с Зинаидой Виссарионовной он отдал ей тайную рукопись своей научной работы, которую исследователь писал прямо в ГУЛАГе. Данный эпизод, как и многие другие, показывает огромную смелость и преданность призванию Ермольевой. Зинаида Виссарионовна продолжала трудится и исследовать до самого своего конца. Она скончалась 2 декабря 1974 года, оставив потомкам грандиозное научное наследие.