Петр Порошенко сообщил о введении в Украине военного положения. Он подаст данный законопроект в Раду уже завтра. Закрытое заседание парламента по этому вопросу пройдет в понедельник, 26 ноября
Таким образом конфликт в Черном море, который произошел сегодня утром, вечером резко обострился.
3 украинских военных корабля — 2 бронекатера и 1 буксир — подошли к Керченскому заливу со стороны Крыма, однако РФ их не пропустила. Когда они хотели уйти назад, погранслужба ФСБ России задержала украинские суда.
Это произошло со стрельбой и ранеными — в ходе абордажа пострадали 6 граждан Украины.
После того, как появилась информация об открытии огня, Петр Порошенко созвал экстренное заседание СНБО. И по его результатам объявил о решении ввести военное положение.
По словам главы государства, открыв огонь против украинского корабля, РФ развязала открытую войну. Что требует реакции власти Украины. Поэтому Порошенко планирует объявить набор резервистов первой волны — то есть солдат, у которых уже есть опыт боевых действий.
Такая постановка проблемы ставит сразу еще один вопрос — а что, раньше война была не открытой? Ведь именно об этом уже 4 год рассказывает и сам Порошенко, и его команда на всех мировых площадках. Почему же военное положение вводится только теперь?
С одной стороны, инцидент на самом деле громкий. С другой — бывало и похуже. Мягко говоря.
Военное положение не вводилось ни во время аннексии Крымского полуострова, ни в ходе кровопролитных боев за Иловайск или Дебальцево — не говоря уже о десятках военных столкновений поменьше. За ними вообще далеко ходить не нужно — украинские солдаты гибнут на Донбассе практически каждый день и сейчас.
Но по поводу Донбасса, где только по официальным оценкам погибло 10 тысяч украинцев, глава государства военное положение не вводил за все 4 года конфликта. А тут почему-то решился. Хотя в инциденте с захватом кораблей Украины, слава Господу, никто не погиб.
Интересен кульбит и с резервистами первой волны — то есть с ветеранами — которых собрался призвать глава государства. На заседании СНБО он сообщил, что массовой мобилизации не будет, а служить отправятся только те, кто уже воевал. Вопрос — для чего тогда вводить ВП? Ведь раньше, во время 6-ти волн мобилизации, когда людей забирали в армию прямо с дороги, военное положение было не нужно. Неужели призыв резерва требует режима ВП?
Наблюдатели видят лишь одну причину такого поведения — близость президентских выборов, на которых у нынешнего гаранта не очень радужные перспективы.
Первым о таком варианте развития событий сказал народный депутат Игорь Луценко.
«Самое простое объяснение: Петр Алексеевич рассматривает возможность введения военного положения и отмены выборов», — отметил нардеп в фейсбуке.
Такого де мнения придерживаются и несколько других комментаторов. Отметим, что версия отмены выборов появилась едва ли ни в первые минуты, как появилась информация о стрельбе на Черном море.
Сама постановка вопроса говорит о том, что ситуация у берегов Крыма была спровоцирована Киевом — это читается между строк поста Луценко и остальных спикеров. И данная гипотеза имеет под собой ряд таких тезисов:
— такое мероприятие, как поход 3-х кораблей ВМСУ, из которых 2 — боевые и оборудованы вооружением — через Керченский пролив, оккупированый Россией, не могло пройти без ведома главы государства.
— сам Порошенко не мог не понимать последствий данного поступка. Как минимум — РФ не пропускает вооруженные корабли Украины на Азов. Как максимум — хочет их задержать за нарушение «территориальных вод». Оба случая являются гарантированной конфронтацией, отягощенной наличием оружия с обеих сторон.
— следовательно Киев сознательно шел на конфронтацию с российской стороной. А, это говорит о том, что и военное положение, которое хочет объявить Порошенко — могло быть запланированным шагом. В первую очередь — для укрепления власти президента, к которому, как главнокомандующему, по сути переходит всё управление государством. А также для отсрочки выборов. Но об этом немного подробнее ниже. Пока же можно констатировать — предлог для введения военного положения очень сомнительный.
Судя по единогласным высказываниям членов СНБО — включая «фронтовика» Арсена Авакова и близкого к этой политсиле Владимира Гройсмана — обе провластные фракции проголосуют «за» военное положение.
Но, как отнесутся к ВП остальные участники политического процесса, а главное — грядущих выборов — вопрос непраздный. Для них это означает 2 проблемы. Первая — возможный перенос предвыборной кампании. И вторая — уже упомянутое выше укрепление власти главы государства. Что перед теми же выборами даст ему возможность собрать дополнительные ресурсы и вообще — выиграть время.
Сейчас 2 фракции — «Народного фронта» и БПП имеют на двоих менее половины голосов. И это в случае, если в голосовании принимают участие все. А такого еще никогда не было. Внутри БПП есть очень большая группа депутатов из «Удара» Кличко, которая время от времени демонстрирует особое мнение по некоторым самым принципиальным вопросам.
Помимо этого, вряд ли будут рады от введения ВП и олигархи, которые контролируют многие фракции и часть депутатов в БПП и НФ. Крупные предприниматели опасаются зачистки со стороны властей и обладания своей «переговорной позиции» в диалоге с Банковой по разным вопросам.
Негативно о введении военного положения высказались и во фракции «Самопомощь». Вице-спикер от данной политической силы Оксана Сыроид сказала, что оно вводится с целью сорвать выборы и ввести «немного диктатуры».
В «Батькивщине» также заявляют о предвыборном мотиве как основном и предлагают не вводить ВП на территории всего государства, а только в отдельных регионах.
Очень скептически высказываются о ситуации и отдельные депутаты от Радикальной партии.
Вместе с тем, недостающие голоса могут дать группы мажоритарщиков — «Воля народа» и «Видродження», которые часто голосуют совместно с властью. однако для их депутатов также вопрос — стоит ли давать президенту такие большие полномочия, которые он может использовать и против них.
В общем, на данный момент еще сложно четко сказать — хватит ли голосов.
С другой стороны, обращает на себя внимание, что активно за военное положение ратуют представители «Народного фронта», который по сей день пытается несколько дистанцироваться от спорных инициатив президента и играть в свою игру (как думают некоторые — в пользу Юлии Тимошенко). Чем объясняется такая солидарность НФ с Банковой в вопросе ВП? Как уже сообщалось ранее, «Народный фронт» в настоящее время торгуется с Порошенко насчет назначения своего премьер-министра (на этот пост, по слухам, претендует Арсен Аваков). И получение этой должности вполне может быть платой от главы государства «Народному фронту» за поддержку.
Глава государства предложил ввести ВП на шестьдесят дней. Этот срок однозначно «задевает» предвыборный процесс: кампания должна официально начаться уже в последних числах декабря.
Другой вопрос — на самом ли деле выборы будут отложены? Сам Порошенко данный вопрос на заседании СНБО обошел стороной — во всяком случае, в той части, которая транслировалась. Таким образом нужно ждать текста указа и законопроекта по ВП и его утечек от нардепов.
Если же скептики правы, и глава государства воспользуется ситуацией, чтобы отсрочить выборы, то они могут сдвинуться аж на осень, подарив Порошенко еще более шести месяцев при власти. И главное — выборы эти состоятся не в разгар отопительного сезона с его подскочившими тарифами.
Как рассказал один из депутатов от БПП, в случае введения ВП на 60 дней, полностью срывается календарный план проведения выборов главы государства. В таком случае они могут быть перенесены на осень и состоятся одновременно с парламентскими, которые предварительно запланированы на 27 октября следующего года.
«В таком случае (выборы) будут вместе. Плюс контроль над контентом средств массовой информации. И так далее», — отметил депутат.
Последнее — особенно интересно. Власть много раз пыталась протащить через Раду законы об ограничении свобод в Сети и СМИ. Есть вероятность, что в закон о ведении ВП, который будет рассматриваться завтра, эти нормы таки будут внесены — под предлогом «защиты киберпространства». Тогда за дополнительное время у Банковой может получится зачистить информационное поле под себя.
Также, может быть, власти вернутся к идее закрытия телеканалов и прочих средств массовой информации через решения СНБО.
Помимо этого, ВП — это контроль над улицей. Елена Лукаш отмечает, что в условиях военного положения запрещается не только проведение выборов и референдумы, но и забастовки, массовые собрания и митинги.
Также ВП дает довольно широкие полномочия властям для контроля над экономической жизнью государства, а значит и над бизнесом. И, в таком случае, олигархи уже не смогут позволить проводить политику и «нашим и вашим» в отношениях и с властью, и с оппозицией, а им придется занять сторону Банковой.
В том числе, под угрозой окажется владение ими крупнейшими телеканалами, на которые власти уже давно засматриваются.
Объясняя детали введени ВП, глава государства говорил, что все гражданские свободы будут соблюдены.
Как отметил гарант и члены СНБО, будут открыты границы, банковская система останется работать в привычном режиме. Порошенко сказал, что ВП «не будет ограничивать гражданских свобод», «не означает немедленно мобилизации» и «не обязывает начинать наступательную войну с РФ», «не будет закрывать границу» и вообще «Украина ни с кем не намерена воевать».
Вместе с тем хотят призвать резервистов первой очереди и повысить боеготовность украинских войск к «отражению агрессии».
Повторимся — на данный момент это слова. Неизвестно, что Банковая и депутаты в действительности внесут в законопроект о введении ВП.
Напрашивается отдельный вопрос о том, будет ли работать экономика. Как известно, на период действия ВП останавливается вся внешняя финансовая помощь. Об этом много раз заявлял и сам Петр Порошенко — когда в 2014 году обосновывал, что военное положение в государстве вводить нельзя.
Теперь же «зависшим» выглядит декабрьский транш от МВФ, о котором средства массовой информации рассказывали вчера.
Отсутствие же кредита может очень сильно ударить по гривне и поставить государство на грань дефолта.
Да и в целом, право властей на фактический произвол в отношении бизнеса и имущества граждан (что и подразумевает ВП) может еще более сузить круг желающих инвестировать в экономику Украины развивать в нашем государстве бизнес.
В целом, введение ВП грозит законсервировать на продолжительное время нынешнюю политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.
Отдельный вопрос — как введение ВП скажется на ходе событий на Донбассе и на отношениях с РФ. Как уже отмечалось выше, помимо инцидента с захватом военных судов другой эскалации не наблюдается. Также довольно сомнительно, что армия Украины нанесет ответный удар по российскому флоту в Крыму, не говоря уже о проведении сухопутной операции на полуострове. Это пока что трудно себе представить.
Можно разумеется как-то активизировать боевые действия на Донбассе. Однако это также малоперспективно в виду паритетности сил на фронте. Да и на заседании СНБО Порошенко отдельно отметил, что введение военного положения не означает выход из Минских соглашений, ключевым элементов которых является режим перемирия.
Также не совсем понятная реакция Запада на ВП. На момент публикации никто из числа наших западных коллег эту инициативу не комментировал. Относительно же произошедшего с украинскими суднами на море идет разноречивая реакция. НАТО поддержало Украину, а Евросоюз призвал обе стороны (то есть и Киев также) к сдержанности.
Хотя, по всей вероятности, именно от реакции Запада и будет зависеть — введут ли военное положение и если да, то в каком виде.