16 декабря в Приморском крае — новые выборы главы. Подготовка к ним идет полным ходом. И очень нервно
О том, чем завершилась прошлая кампания, в сентябре, когда врио главы Андрей Тарасенко вопреки соцопросам получил 2-й тур, а выборы были отменены из-за массовых фальсификаций, сейчас никто не вспоминает. Судя по тому, что в настоящее время происходит в крае, принято решение о проигрыше Тарасенко забыть и провести новые выборы как ни в чем не бывало.
Кандидатов и ролиттехнологов поменяли, усилили, и в настоящее время в модных владивостокских кафе во время обеда столько специалистов по работе с общественным мнением, словно в нашем городе проходит репетиция чего-то более важного, чем простые выборы главы в маленькой, далекой провинции. Наверное, важно доказать, что сбой был случаен. Или найти новые формы работы с заупрямившимся народом.
Если Андрей Тарасенко всем своим видом давал понять, что лично ему выборы не нужны, то сменивший его Олег Кожемяко всем своим видом пытается показать, что в данном виде спорта он чемпион. Избирался в 3-х регионах.
Он весь словно натянутая струна. Он словно пружина. Он как будто вышел на ринг. И Кожемяко можно понять. Он получил возможность вернуться в родное Приморье, из которого его выдавили конкуренты шестнадцать лет назад, и он не может потерпеть поражение. Просто страшно представить, если он проиграет (Владивосток наносили на карту люди, воспитанные на Гомере: Аякс, Патрокл и Улисс — так зовутся наши бухты. Поэтому и мне простительно будет напомнить, что Улисс странствовал десять лет, а Кожемяко — в 1,5 раза дольше).
Он будто бы хочет доказать, что с ним Приморье было бы другим. И что с ним во главе Приморье будет иным. Он мотается по краю, летает в Москву, каждый день наполняет собой информационное пространство. И своей невероятной активностью, вроде бы, даже уже и примелькался… Так как ответил на все вызовы современности и нашел решение всех проблем края, хотя до выборов еще больше чем месяц.
Он отказался от партийной поддержки «Единой России» и заявил, что будет самовыдвиженцем. И сделал предположение всем сделать так же, пообещав, что поможет пройти муниципальный фильтр кандидатам (надо 142 голоса — 7% от общего числа, причем как минимум в 26 районах края).
Кожемяко забрал у коммунистов козыри и продавил через краевой парламент закон о поддержке детей войны, что даст льготы тысячам престарелых жителей. Теперь приморцы, появившиеся на свет с 1925 по 1945 год, а таких в крае практически 100 тысяч человек, получат 50-процентную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг, 100-процентную компенсацию взноса на капремонт, льготу по транспортному налогу и прибавку к пенсии в 1 тысячу рублей два раза в год.
Внес законопроект о возвращении приморским муниципалитетам права на выборы глав администраций жителями, а не депутатами. Растерянные коммунисты начали жаловаться, что они раньше подали такой законопроект. Однако играет роль же не кто подал, а кто его провел.
Населению Кожемяко дал обещание отменить установку кнопки ГЛОНАСС в машины, привезенные из Японии. Эта проклятая кнопка давно вызывала ненависть дальневосточников, стоит ее установка тысяч тридцать–сорок, а толку от нее практически нет. Сперва Кожемяко заявил об этом на встрече с жителями, чем вызвал гул одобрения в социальных сетях. А затем повторил на совещании у полпреда в ДФО Юрия Трутнева. И полпред оказался неожиданно отзывчив: дал распоряжение Минпромторгу рассмотреть вопрос о внесении соответствующих поправок в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Теперь местное население ждет: в самом ли деле Минтранс и Минпромторг объявят, что «это дело добровольное»?
В активе Кожемяко появился и дополнительный бонус: Юрий Трутнев (не то чтобы поощрить Владивосток, не то чтобы наказать Хабаровск) распорядился подготовить доклад о переносе столицы федерального округа во Владивосток и представить его главе российского государства до 1 декабря текущего года.
А еще, слетав в Москву и встретившись с премьером Дмитрием Медведевым, Кожемяко вернулся с 3,7 млрд рублей на дамбы от наводнений и еще с 500 млн федерального финансирования на покупку медоборудования. Потом и вовсе чудо: снова слетав в Москву, заручился поддержкой Игоря Сечина и рассказал приморцам, что «цены на нефтепродукты будут стабилизированы через автозаправки «Роснефть»». Представляю, как содрогнулись владельцы остальных сетей автозаправок в крае, поняв, по какой оптовой цене им нужно будет теперь закупать бензин у «Роснефти».
При новом врио главы случилась и волшебная метаморфоза с местным правосудием. Оно (правосудие) 3 года «жевало» в следствии и суде абсолютно глупую историю о том, что один краевой депутат из Находки незаконно получил примерно миллион рублей компенсации за наем жилья, хотя на самом деле по указанному им адресу был частный детский сад. Это было квалифицировано как мошенничество, депутат еще в процессе следствия возместил ущерб, и всем было ясно, что дело тянется, чтобы быть спущенным на тормозах. Но вдруг суд приговорил его к четырем годам лишения свободы и поместил под стражу. И это был праздник для многих честных оперов приморской милиции, довольно хорошо знавших, чем в действительности заработал свой капитал данный краевой депутат…
Жизнь внесла в картину новый штрих, хотя и очень трагичный: в разгар кампании по выдвижению кандидатов в крае случилось событие, которое широко обсуждалось и очень повлияло на приморцев,— снова упал мост. Сколько уже рушилось мостов и мостиков в Приморье и сколько можно было ангелам все устраивать так, чтобы бетон лопался, авто бились, однако люди оставались живы? На сей раз погибли 2 человека.
«Езжай аккуратно, будь внимателен, не спеши». Они так и ехали: аккуратно, придерживаясь допустимой скорости. И держались за большой фурой, не совершали обгон. И случилось то, на что никак не влияет стиль езды и ваша внимательность за рулем. Мост от фуры задрожал, пролет слетел с опоры, и авто, в котором сидели мать и дочь, повисла передними колесами в воздухе, клюнула носом, рухнула вниз и стала вертикально. Подушки сработали. И все могло бы кончиться больницей, однако двадцатитонная фура скользнула вниз и задней стенкой, как пресс, сплющила авто, сработавшие подушки и двух родных людей.
Приморцы вспомнили: когда мост упал при главе Миклушевском, тот сразу нашел виновного (водитель тяжеловоза, под которым рухнул мост, но потом оказалось, что водитель невиновен, он ехал утвержденным маршрутом); при врио Тарасенко мосты тоже обрушивались, на встрече с президентом он отметил, что мосты в Приморье чинить некому, и цифры привел: «1600 мостов, большая беда с мостами. Все мосты старые, их сносит…» При нем практически везде возле мостов поставили знаки ограничения нагрузки. Но если этих ограничений придерживаться, то грузы в Приморье надо возить лошадьми на телегах.
Кожемяко спустя 2 часа, как случилось несчастье, уже был на бывшем Осиновском мосту. Что сказал? В отличие от Миклушевского заявил, что вина не на водителе, а на надзорных органах и даже на власти: «…какими бы ни были выводы следователей, они не отменят ответственности властей за состояние мостов в Приморском крае».
Я не слышал, чтобы раньше наши главы — врио или избранно-назначенные — такие крамольные слова про ответственность власти говорили.
Так как если виноват водитель большегруза, перед нами просто ЧП. А если виноваты надзорные органы — у нас катастрофа и крах всей дорожной системы. Что и есть в действительности. В год Приморье может отремонтировать дюжину мостов, так отметил Тарасенко Путину. А надо срочно отремонтировать или ограничить проезд для всех видов транспорта тяжелее велосипеда 428 мостов.
Казалось бы, где мосты, а где избирательная кампания? Да рядом все в Приморье, рядом…
В последних числах октября КПРФ обнародовала соцопрос, проведенный Центром исследований политической культуры России и отделом ЦК КПРФ по информационным технологиям. Хоть опрос и явно «партийной принадлежности», но шуму в крае наделал, так как его авторы заявляли, что у кандидата Ищенко индекс позитивности восприятия самый высокий, и предрекали: «При нынешнем уровне лидерских симпатий и широком составе участников в Приморье снова прогнозируется 2-й тур выборов…»
Опрос появился в информационном поле аккурат к началу этапа выдвижения кандидатов на грядущие выборы. И хотя заглядывать далеко в декабрь мало кто в крае брался, в одном специалисты сходились: в Приморье как не было, так и нет бесспорного лидера общественного мнения, а довольно серьезная активность Олега Кожемяко и его беспрецедентная медийная поддержка избирателей, подозрительно относящихся к власти, настораживают.
Большое количество обещаний и явное задабривание приморцев больше заставляют их задуматься: а что будет после выборов? Ну, к примеру: пока цены на топливо обещают «стабилизировать», однако само это слово настораживает, вызывая вопрос: каким же будет их рост, как только изберут нового главу? Или вот еще: в выступлениях врио звучит, что в Приморье не будет введен социальный тариф на электричество. Но разве это гарантия, так как он может быть введен не сейчас, а завтра (как показала история с увеличением пенсионного возраста)? И этих двух факторов — угрозы роста цен на топливо и расходов на электричество — вполне хватит, чтобы отношение жителей к кандидату с админресурсом осложнить.
Все «сложности», впрочем, предугадать и купировать нелегко, соответственно первым делом внимание к очевидному — участникам кампании.
Еще до начала марафона из него удачно «выключили» две заметные в крае фигуры и партии, которые они представляют. Появилась информация, что активная в Приморье Партия пенсионеров отдала своего лидера, Юлию Толмачеву, в советники новому врио. А наиболее известный в регионе политик — член СФ от партии «Справедливая Россия» Светлана Горячева — врио поддержала и надеется сберечь позицию сенатора.
Одним из непризнанных уроков выборов, которые прошли в сентябре, было то, что на «альтернативного кандидата» Ищенко власти не обратили внимания: какая-то муха зудит о социальной справедливости, да кто ж ее слушать будет? А Ищенко записывал ролики, приходил на ТВ и рассказывал все увереннее и смелее. В настоящее время все не так. Еще до начала этапа выдвижения кандидатов для Ищенко приготовили целую команду спарринг-партнеров.
Первым в ней (хронологически) был Олег Митволь. Сначала отмечалось, что он выдвигается от партии «Свобода и народовластие» покойного мэра Владивостока Виктора Черепкова. Однако черепковцы возмутились. Потом переиграли и заявили народу, что Митволь пойдет от партии «Зеленые», чтобы «предложить людям какой-нибудь выбор». Ищенко на тот момент выступил с заявлением: «У меня такое ощущение, что выборы в Приморском крае хотят превратить в некий цирк… Сейчас активно муссируется и продвигается господин Митволь от партии «Зеленые», человек, которого в Приморском крае совершенно не знают, и все отчетливо понимают, что идет он на выборы лишь для одного — «мочить» кандидата Ищенко».
Появившаяся из ниоткуда фигура на самом деле незнакома приморцам, которым неведомы ни его трудовые достижения в Росприроднадзоре, ни недолгая служба префектом в одном из округов Москвы при Лужкове. Однако нужно отдать должное Ищенко, угадал он правильно: возникшая «опция» — по его душу. Это стало ясно, когда Митволь явил себя местням жителям в YouTube в футболке с надписью: «Как вы работаете с отходами» и под сонату номер 14 Людвига Бетховена. Назвал ситуацию в Приморье очень сложной и тяжелой. И, охарактеризовав Ищенко одной фразой («Его раньше никто не знал, помимо обманутых дольщиков…»), пригласил противника на теледебаты с понятным сценарным планом: «Компании, которые обманули дольщиков, которыми руководил господин Ищенко, одна из них называется «Аврора-Строй», а другая «Варяг-Строй». То есть он опорочил своими поступками святые для всех коммунистов имена крейсеров «Варяг» и «Аврора», и после этого человеку позволяет совесть выдвигаться от коммунистов, идти на выборы, человек, который оставил народ без квартир…»
Нужно отметить: я был всего лишь сто восемьдесят третьим, кто посмотрел ролик Митволя. Да и Ищенко сражаться с ним в эфире не стал: «Ни в коем случае я с ним ни в каких дебатах принимать участие не буду. Так можно любого мальчика взять с улицы Москвы, повесить на него вывеску «кандидат в губернаторы» и привезти в Приморье…»
Приезжий представитель партии «Зеленые», впрочем, в нынешнем Приморском раскладе сильно не одинок: крайизбирком зарегистрировал заявления на участие в выборах уже восемнадцати кандидатов, и можно уверенно сказать — практически все они нацелены на то, что распылить голоса и не допустить 2-го тура (последним в этой когорте выразил готовность занять место недавний кандидат на должность президента России Максим Сурайкин).
Все думали, что Ищенко чуть ли не автоматически выдвинется в числе первых. Однако он все тянул и тянул. Наконец, 3 ноября была проведена партийная конференция Приморского отделения КПРФ. Большей частью голосов делегаты проголосовали за то, чтобы не принимать участия в «бутафорских выборах». Было отмечено, что, несмотря на факты фальсификаций во время подсчета голосов во 2-м туре, никто не наказан. И партия будет в судах добиваться признания результатов выборов 16 сентября и победы на них ее кандидата…
В действительности всем — и в КПРФ, и простым приморцам — понятно, что «доказать в судах» — это всего лишь фигура речи. Ударило ли такое решение по репутации КПРФ? Разумеется да! И стоит сказать, что КПРФ на недавних выборах глав не стала выдвигать своих кандидатов в важнейших сибирских регионах: Алтай, Красноярский край, Новосибирская и Омская области. Так что для партии это сознательная тактика.
Сам Ищенко пообещал подчиниться решению партконференции и на время пропал из публичного пространства. Однако через трое суток, 7 ноября, через Instagram сообщил, что все же пойдет на выборы самовыдвиженцем: «…Я поставлен в неравные условия: за 10 дней я должен собрать 8 тысяч подписей жителей края в свою поддержку и 1476 подписей депутатов… Давайте докажем всей России, что приморцы могут сами решать свою судьбу».
На что рассчитывает кандидат, не совсем ясно. В сентябре успех Ищенко был во многом случайным, сейчас же понятно, что у него нет ресурсов: средств и людей (профессионалов и волонтеров), чтобы вести планомерную серьезную выборную кампанию и тем более «возглавить регион». И, может быть, для всего Приморья и лично для Андрея Сергеевича будет и лучше, если он не сможет быть кандидатом. Но кто получит тогда протестные голоса и сколько их будет?
Пока Кожемяко не получается завоевать доверие и симпатию всех местных жителей. Занятный штрих: 4 ноября, когда народ собрался на главной площади Владивостока на концерт любимой группы, на сцене вдруг оказался знаменитый гребец Иван Штыль, которого Олег Николаевич назвал в числе возможных сенаторов от Приморья. Штыль попытался было сказать речь в поддержку Кожемяко, но люди откликнулись недружелюбно. С другой стороны, нужно отметить, что Кожемяко, методично ревизующий все сферы деятельности в Приморье, вдруг сам становится наиболее серьезным критиком сложившегося в крае положения дел. Причем он резко высказывается не только о работе предыдущей администрации края, однако метит и выше. Он сказал, что бюджет Приморья «лишь в глазах Москвы идеальный… Буду с Москвой составлять серьезный, требовательный разговор: «Ребят, так жить невозможно»».
На новые выборы выделено 291 млн рублей, дата голосования известна (16 декабря), «пакет кандидатов» практически сформирован. Все ли к марафону готово? Выяснилось, не все — без ответа остался главный вопрос, который тревожит избирателей края: почему никто не ответил за фальсификацию сентябрьских выборов в Приморье? Глава ЦИК Элла Памфилова отмечала, что по итогам 2-го тура выборов губернаторов в России возбуждено 18 уголовных дел, но сколько по Приморью — непонятно.
Дмитрий Алексеев, один из создателей известной в крае торговой сети, тоже задается этим вопросом:
«Уже прошло больше месяца с провального проведения выборов главы Приморья, но никто не виноват. Насколько я понял, даже выговор никому не объявлен. Вообще, это является откровенным издевательством. Напомню, полмиллиона человек 2 сентябрьских выходных посещали избирательные участки, ставили там какие-то галки, и что? Нам сказали: «Ой, не вышло». Но никто не виноват, и, наверное, это признано нормальной практикой. Краевой парламент не нашел оснований к началу переформирования избирательной комиссии, равно как и никоим образом не отнесся к данной позорной ситуации. То есть вот совсем-совсем отсутствуют основания озадачиться и делать какие-то выводы? А потом будем думать, откуда же берутся «протестные голосования»?»
И нужно четко осознавать: исход предстоящего 16 декабря голосования напрямую зависит от вопроса, верят ли жители в честность выборов…