Петр Толстой:
- Егор Перепелкин, 19 лет
- Сергей Степаненко, 15 лет
- Владислав Врдибоженко, 15 лет
- Алина Керова, 16 лет
- Ксения Болдина, 18 лет
- Роман Карымов, 21 год
- Владислав Лазарев, 19 лет
- Алексей Лавринович, 19 лет
- Анна Журавлева, 20 лет
- Людмила Устенко, 65 лет
- Руслан Лысенко, 18 лет
- Руден Джураев, 17 лет
- Никита Флоренский, 16 лет
- Даниил Пипенко, 16 лет
- Дарья Чегерест, 16 лет
- Светлана Бакланова, 47 лет
- Анастасия Бакланова, 27 лет
- Александр Моисеенко, 46 лет
- Лариса Кудрявцева, 62 года
- Виктория Демчук, 17 лет
Керчь. Двадцать жизней. Двадцать судеб. Тот, кто это сделал, чьей фамилии нет и никогда не будет в данном списке, в последние недели приходил в свое училище как на полигон — проверял маршрут, вычислял пути отхода и абсолютно точно не смотрел своим ровесникам в глаза, не расспрашивал их о будущем, которого хладнокровно и безжалостно планировал их лишить. Люди были для него мишенями без бессмертной души, мечтаний, без чувств и страданий, а просто мишенями для стрельбы в упор.
Семья Никиты Флоренского спустя несколько минут узнает, что их постоянно веселый и жизнерадостный парень больше никогда не вернется с занятий. У керченской больницы в сердцах родственников до последнего теплилась надежда. Бабушка погибшей Алины Керовой старалась верить, что у ее красавицы просто сел телефон.
Алину, как и большую часть своих жертв, убийца не знал. Восемнадцатилетний Владислав Росляков — студент-тихоня — ни близких друзей, ни явных врагов. Однако по какой-то причине он напишет «ненависть» на футболке и сценарий своей безжалостной расправы.
В колледже — вторая пара. С 2-мя рюкзаками Росляков будет ждать в холле большой перемены. Первый с взрывчаткой оставит в буфете — поближе к очереди за булочками, чтобы жертв было больше.
Медики из тел извлекали ржавые гвозди, арматура — смерть, нарезанная и упакованная в бомбу. Вахтер Наталья Поникаровская, несмотря на серьезное ранение ног, одной из первых выносила пострадавших. Сама от помощи врачей отказалась — бинтов на всех не хватало. Наталья рассказывает, что не видела убийцу в тот день, а это говорит о том, что он мог занести арсенал через другой вход, в том числе ружье, из которого он расстреливал всех, кого видел на 2-м этаже — медики позже констатируют — практически все огнестрельные ранения были смертельными.
Один из пунктов кровавого плана — засада возле лестницы. Эти ребята чудом успевают повернуть назад. Росляков специально отправляется в соседний корпус. Последний выстрел — себе в голову — в библиотеке — декорации и костюм для своего безумия парень, явно, хорошенько продумал. За телом убийцы в морг по сей день не пришли — некому: мать в настоящее время в психиатрической больнице, там часто бывает и отец, он стал инвалидом в результате травмы головы. Бабушка Рослякова рассказывает: внук всегда был скрытным, не вылезал из Интернета, однако она и представить не могла, что растет убийца. Винит во всем жесткие правила матери, которая является адептом секты. Как-то раз, говорит бабушка, Влад поделился с ней восторгом.
«В компьютере там написано, все сборки, детальки надо. Даже бомбу там можно изготовить самому. Так детально, говорит, там все написано. Ничего сложного нет — были бы средства, говорит», — сообщила бабушка Владислава Рослякова Галина Рослякова.
Средства он нашел — украл 20 тысяч рублей, что бабушка берегла себе на похороны. Этого было достаточно чтобы купить ружье и патроны. Те, кто дал убийце лицензию на оружие и медицинскую справку, уже общаются со следователями. По-прежнему нет информации, где убийца раздобыл взрывчатку. Согласно одной из неофициальных версий, он вынул ее из снаряда времен Великой Отечественной — их по сей день здесь находят в земле. Также компоненты для бомбы Росляков, возможно, мог взять на судостроительном заводе, где летом проходил практику.
Одна кустарно сделанная бомба во время нападения не сработала — ее обезвредили саперы на месте. Версия о том, что убийца имел сообщников, не сбрасывается со счетов. Проверяют следователи информацию и о его вроде бы недавних поездках в Харьков, так как родственников у Рослякова там нет.
Следственная группа работает в данном пустыре на окраине гаражного кооператива. Исследуют развалины зданий. Тут убийца пристреливал ружье и испытал самодельные бомбы. Узнать, какие сайты читал, кем вдохновлялся убийца перед тем, как отправиться на бойню — такую задачу коллегам ставит глава СК РФ Александр Бастрыкин.
Случившееся в Керчи прокомментировал Владимир Путин:
«Судя по всему, результат глобализации, как ни странно. Вот, в соцсетях, в Интернете, мы видим, что целые группы созданы. Все началось с знаменитых трагических событий в США, в школах Соединенных Штатов. Молодые люди с неустойчивой психикой каких-то лже-героев для себя создают. Это говорит о том, что мы все, вместе взятые, не только в РФ, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это говорит о том, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для подрастающего поколения. И они хватают вот этот суррогат героизма. И это приводит к трагедиям такого рода».
Проводить в последний путь погибших пришел весь город. Это горе сплотило Керчь и всю Россию. Жизни тяжелораненых спасают в лучших клиниках страны. Лизу Лысенко, которой осколками раздробило ноги, доставили спецбортом в Москву, отец все время находится в реанимации.
Первая операция была проведена успешно — долгожданную новость папа Лизы отправляет семье в Керчь. Он верит, девочка будет ходить, они обязательно вместе пройдутся по набережной, и у нее найдутся силы, чтобы вернутся к занятиям.
Петр Толстой:
Ужасно, разумеется, как такое могло прийти в голову человеку, вполне простому человеку, не имеющему ни экстремального, ни травматического опыта в жизни. Парень ведь не сидел в за решеткой, не служил в горячих точках, не воевал. Таких, как он, множество. Но никто из них не берет в руки оружие, чтобы убить двадцать человек. Это говорит о том, что все же жизнь и опыт его чем-то отличался. Чем? И что привело к данной трагедии? Как от нее можно в будущем обезопаситься? Нам очень важно это понять.