Следователи возбудили дела о халатности и доведении до самоубийства по факту гибели четырнадцатилетней школьницы в Смоленской области. Как установили в СК, семья девочки пребывала в сложном финансовом положении и обращалась за помощью в местные органы власти. Помимо этого, проверяется информация о психологическом давлении, которое могло оказываться на нее в школе из-за проблем со здоровьем, и отсутствии реакции на это преподавателей.
Следственный комитет России завел второе уголовное дело после смерти школьницы из Смоленской области. Расследование ведется по статьям «Халатность» и «Доведение до самоубийства». Дела переданы в центральный аппарат СК. Глава ведомства Александр Бастрыкин поручил проверить, как сотрудники социальных служб и представители местной власти исполняли свои обязанности по отношению к семьям в непростой жизненной ситуации.
Помимо этого, проверят и больницу, где работает мать девочки.
«Будут проверены психологическая обстановка в больнице и сведения о возможной дискриминации женщины со стороны коллег», — сообщили в ведомстве.
Согласно данным регионального СК, девочка и ее сестра проживали с матерью, работавшей санитаркой в районной больнице, и были на ее попечении. Семья была в непростом финансовом положении и обращалась к местным властям за помощью.
Следователи также проверяют версию о том, что на девочку оказывалось психологическое давление, связанное с состоянием ее здоровья. У неё был лишний вес и она являлась инвалидом по зрению, по словам старшей сестры погибшей, одноклассники дразнили ее «циклопом». Как известно, преподаватели только предлагали девочке не обращать внимания на оскорбления одноклассников, а школьный психолог ее ни разу не принял.
Предстоит установить, почему не последовало адекватной реакции со стороны преподавателей.
«Уже сейчас для следователей очевидно, что должностные лица, которые должны были вникать в проблемы ребенка, не приняли всех возможных мер для предотвращения трагедии», – сказано в сообщении СК.
Глава региона Алексей Островский сказал, что «все виновные будут наказаны самым жестким образом в рамках действующего российского законодательства». Он также отметил, что воспринял случившееся как «личную трагедию», так как у него самого 3 дочери.
Как рассказала уполномоченная по правам ребенка в Смоленской области Наталья Михайлова, у погибшей девочки не было открытых конфликтов с одноклассниками. А семья ученицы не состояла на учете как неблагополучная. Старшая сестра школьницы учится в колледже.
Сама четырнадцатилетняя девочка, по словам Михайловой, была немного замкнута, но спокойна, дисциплинирована и не прогуливала уроки.
«Ребенок, разумеется, отличался от других тем, что она несколько отстраненно [держалась] от класса. Это по тем характеристикам, которые дает школа, дети, преподаватели. То есть нельзя сказать, чтобы она в конфликты какие-то вступала или с ней кто-то. Но несмотря на это она общалась преимущественно только по урокам в классе и с теми девчонками, с кем хотела общаться. То есть никто не насторожился, считали, что это в силу характера, потому что хоть училась она средне, однако была творческой личностью», — отметила Михайлова.
Мать школьницы контактировала с классным руководителем дочери и преподавателями, уточняет Михайлова.
«Нельзя сказать, что мама не интересовалась вопросами дочери. Не появлялось повода, чтобы поставить девочку на особый контроль или учет», – сказала омбудсмен.
Также не возникало просьб от школьницы или ее мамы о переводе в другой класс.
Тело четырнадцатилетней ученицы 8-го класса было найдено 18 ноября в подъезде жилого дома в городе Сафоново. Согласно данным местных СМИ, она оставила 2 предсмертные записки. Одну — для правоохранителей, с ее именем, фамилией и адресом места жительства. В другой извинилась перед мамой и сестрой и просила похоронить ее в школьной форме. Одежду девочка заранее приготовила и повесила в шкаф. Как рассказывает старшая сестра погибшей, накануне смерти девочка была веселой и пела песни.
Незадолго до суицида, 2 ноября, школьница написала письмо президенту РФ Владимиру Путину. В нем она сообщила, что мама у нее работает санитаркой в больнице и зарабатывает 10-12 тысяч рублей в месяц. На обеспечении женщины находятся 2-е детей — она с сестрой, которым необходимо покупать школьную форму, учебные принадлежности, а средств на это не хватает.
Девушка в письме отметила, что их семье очень нелегко жить.
Узнав об обращении к президенту, начальство вроде бы высказало претензии маме ребенка, а та отругала дочь. Эти события могли быть причиной беды, отмечает Островский:
«Очень важно прояснить именно факт, приведший к самоубийству девочки. Насколько руководством больницы было оказано давление на мать по факту обращений ребенка в вышестоящие инстанции, и насколько по результатам этого давления мама и бабушка высказали претензии подростку».
Но старшая сестра девочки сообщила, что мать за письмо главе государства никто не ругал:
«Мама стояла на крылечке, к ней подошла ее начальница и сказала: «Ты знаешь, что твоя (дочка) написала?» Мама ответила, что ей ничего не известно. Ей не угрожали, не обещали уволить, не ругали, так, пожурили слегка. Случилось это в пятницу. Когда (школьница) вернулась из школы, мама попыталась с ней поговорить, узнать, для чего она это сделала. Не ругалась, не кричала, просто спокойно побеседовала, но она все равно расплакалась. Мы все старались ее успокоить, говорили, что правильно она поступила, что она молодец. Но, видимо, это не помогло».