Здесь даже есть музей сушеной трески.
Порой иностранные клубы и тренеры в русскоязычном интернете обзаводятся прозвищами, о которых на Западе даже не подозревают. Именно в эту категорию попадает кличка Оле-Гуннара Сульшера – «рыбак».
Его регулярно так называют в комментариях не только на Sports.ru, но и в фанатских пабликах «Манчестер Юнайтед». Серьезно, откройте новость про увольнение – каждый второй комментарий как-то связан с рыбалкой. Но в англоязычном интернете вы не найдете ни одной шутки над возможным рыбацким бэкграундом Сульшера.
Попробуем выяснить почему его все-таки называют рыбаком.
***
Начнем с очевидного – Сульшер из Норвегии. Норвегия – это страна моря, озер и фьордов, рыба водится там в несметном количестве. А рыбалка – это гигантская часть культуры страны.
Морская рыба долгое время была основным источником питания для прибрежных районов, рыболовство оказывало значительное влияние на расселение норвежцев вдоль побережья. До индустриальной революции (состоялась в середине XIX века) рыболовство было одним из трех главных занятий местного населения и важной составляющей экономики вместе с сельским хозяйством и лесозаготовкой. Норвегия жила отчасти и от экспорта рыбы в Европу (в особенности трески – там до сих пор проводится ежегодный чемпионат мира по ее ловле).
Да, сейчас рыболовство постепенно теряет свою значимость, потому что Норвегия очень грамотно распределяет заработанные добычей нефти финансы (привет всем, кто смотрел Антона Птушкина). Но жизнь некоторых небольших приморских районов до сих пор полностью зависит от рыболовства – даже с учетом того, что постепенно в рыбную отрасль входит аквакультура, то есть разведение рыбы в специально подготовленных для этого водоемах.
Более того, в последние годы Норвегия ставит рекорды по рыбному экспорту. Например, в августе 2021 года за границу продали рыбы на 1,1 млрд долларов (на 30% больше, чем до ковида), показатели 2020-го тоже практически рекордные – Норвегия поставила на мировой рынок 2,7 млн тонн продукции рыбной отрасли на 12,2 млрд долларов (второй показатель после Китая), круче в истории королевства было только один раз. И в 2021-м показатели уже на 7% выше (по темпу).
Лет 7-8 назад в Норвегии проводили целую кампанию «Норвегия – это рыба». Ее запустили, чтобы пробудить у норвежцев сознательность по отношению к морепродуктам и их роли в жизни людей. «Сами норвежцы часто не понимают, насколько рыба важна для Норвегии», – говорила министр рыбного хозяйства Элизабет Аспакер, которая даже выходила в море половить рыбу. При этом, конечно, у норвежцев есть квоты, а вся рыбалка (в том числе и озерная) платная и строго регламентирована.
Одно из традиционных норвежских блюд – клипфиск. Дословно – «рыба в щелочи», а вообще это солено-сушеная треска или пикша. Само по себе блюдо очень специфическое – крайне соленое (20% соли) и твердое. При продаже его пилят пилой, а чтобы приготовить что-то с клипфиском, нужно его несколько раз замочить.
Вы можете знать клипфиск как «бакальяу» – это более распространенное в мире португальское блюдо (схожие названия у него в Испании и Италии), но его корни как раз в Норвегии. Португальцы закупали уже готовый клипфиск у северных стран, потому что около их побережья трески не водится, и уже на родине добавляли его в блюда.
В Норвегии есть даже музей клипфиска – в Кристиансунне, на родине Оле-Гуннара Сульшера. Это место считается главным по производству сушеной трески в мире. На городской набережной даже есть скульптура жены рыбака с клипфиском в руке. Фактически вся жизнь города связана с рыбной ловлей.
Кристиансунн – небольшая коммуна на 25 тысяч человек – и тут теперь уже бывшим тренером «Манчестер Юнайтед» гордятся вообще все. На одном из городских холмов есть надпись с названием города в стиле Голливуда, и в день назначения Оле главным в «МЮ» она выглядела как 20LEGEND с отсылкой к баннеру фанатов «Юнайтед» про Сульшера.
Разумеется, все знают Сульшеров – тем более что семья Оле-Гуннара до сих пор живет здесь, но не имеет отношения к рыбной ловле – отец Ойвинд шестикратный чемпион Норвегии по греко-римской борьбе (и главная звезда этого вида спорта во второй половине 60-х), а мать Брита родом из сельской местности. Дети Оле-Гуннара тренируются в академии местного клуба, а он сам часто приезжает сюда во время выходных (или во время паузы на сборные).
Когда Сульшер перебирался в «МЮ» из «Мольде», он предложил провести в Осло товарищеский матч с «Кристиансунном» – командой из родного города. Правда, непосредственно на родине играть не стали, стадион там вмещает около 4 тысяч человек, и все желающие бы точно не попали.
«Оле дарит серьезное вдохновение детям, – рассказывал The Sun тренер местной академии Стиг Флеммен. – Невероятно, что он выбрался из Кристиансунна на одну из самых сложных работ в мире. Это фантастика для нас, кто его знает, мы очень гордимся этим».
Что ж, теперь у рыбацкого города осталось чуть меньше поводов для гордости. Но Оле там все равно любят.
Я плачу вместе с Сульшером. Он строил проект, за который больно, но не стыдно
«МЮ» пойдет за большим тренером летом. Пока не найдут временщика, рулить будет Кэррик
Твиттер/телеграм-канал Алфимова