Наверняка многие из вас в свое время слушали ансамбль «Песняры». А что вам известно о его основателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты — обо всем этом вы узнаете в статье.
Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость – появился на свет сын Володя. Это 2-й ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).
Отец Володи работал на крупнейшем заводе Зауралья – «Уралмаше» — рабочим. Работа была трудной, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самых ранних лет. Мать была швеей. Большого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, однако с приходом к власти Советов их, как и большинство купцов, раскулачили.
Невзирая на то что у Георгия и Акулины было уже 3-е детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая круглосуточно. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть таким способом облегчая жизнь маме.
Владимир Мулявин любил слушать музыку, понимал ее, поэтому ему удалось освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и остальные инструменты.
Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, соответственно концерты на гитаре и балалайке проводились дома, во дворе. Когда Володя смог посмотреть оперу «Травиата», он был до такой степени впечатлен увиденным, что это, наверное, стало одним из самых ярких впечатлений детства.
Можно считать огромным везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, закончившим Институт культуры в Харькове. Это был прекрасный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, порой не замечая времени, работали по несколько часов день.
Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, став его студентом в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра музыкальных инструментах – все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовый коллектив. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в Советском Союзе не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, однако все же со временем он был восстановлен в училище.
Учеба закончена, желаний и устремлений куча, душа требует полета! И без копейки в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Наверное, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал группу, в которой выступал как эстрадный артист – играл на гитаре. К тому моменту он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах были задействованы оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в оригинальном жанре художественного свиста. В 1961 году в молодой семье появляется на свет первенец – дочь Марина.
В начале шестидесятых годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году перебирается в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разнообразную, однако интересы его все больше склонялись к народной. Его привлекал фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.
Проживая в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, соответственно Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.
В 1965 году его забрали в армию. Службу проходил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, так как он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии сформирован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все сложилось) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые позднее вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они давали концерты в Доме офицеров, выступали на дискотеках, репетировали при любой возможности.
После армии у парней не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, однако не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не мыслей не было. Однако как-то раз их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно нужно петь, имея такие данные. Может быть, это дало ему повод подумать о себе как о певце.
В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Поначалу они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть отдельным коллективом. В то время их ряды пополнил брат Владимира – Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября семидесятого года и сменил название на «Песняры», так как название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского языка — «певцы», «поэты», «сказители») они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их деятельностью.
Ансамбль много ездил с гастролями по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано примерно 150 песен. Мулявину была не по душе эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика привлекала, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, иметь представление о том, что они пели.
В семидесятом году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, так как руководство заявляло, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, броские костюмы – все не как у всех. Мулявин вынужден был доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.
На конкурсе «Песняры» исполнили забытую белорусскую народную песню «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая публику. Группа просто произвела фурор.
После конкурса они стали известными на всю страну. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их начали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные почитатели даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.
В 1973 году коллектив был на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала выступления с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о гибели брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было очень тяжело. Зал был полон, публика ждала, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он лишь играл на гитаре. В скором времени еще одно горе постигло Мулявина: скончалась сестра Наташа.
В 1970-х ансамбль приобретает в Советском Союзе все большую популярность, его начали сравнивать с «Битлз», стали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала очень известной.
Глядя на такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя были люди, которые очень скептически относились к заказным песням. Многие даже думали, что «Березовый сок» и «Молодость моя – Белоруссия» — это переработки народных песен, хотя придуманы они были по заказу.
Владимир Мулявин использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, просил для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, однако в творчестве был верен своим принципам: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и заявлял: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за рубеж. Попасть на гастроли за границу в то время было довольно сложно, почти невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в США. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из СССР.
Так как ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они лишь на белорусском языке, однако Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого продолжительное время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были наиболее гастролирующей группой в Советском Союзе.
Мулявин Владимир был прекрасным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, однако музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, замечал любые неточности. К себе был довольно требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не любил фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к публике, требовал отдачи от артистов, а публика платила за это любовью. И когда слушатели вставали, аплодируя, это было заслуженно.
Талантливых солистов для коллектива искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, звал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в коллективе появились Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось примерно 50 музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.
Спустя 10 лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в США. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в США, начал там свой бизнес. Позже он виделся во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, однако разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и создатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.
Это был сложный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально довольно тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал свыше 10-ти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск ему удалось записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в РФ и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.
Репетировать музыканты вынуждены были даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин («Песняры») не бездействовал, писал руководству и очень резко, за что его отстранили от управления коллективом, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение алкоголем. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист коллектива). Когда дело дошло до главы государства Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из коллектива, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не получилось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.
Со временем он набрал новый состав группы, и юбилей в 30 лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на «Аллее славы» заложена звезда Мулявина. В 2001 году он был удостоен ордена Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).
Кармальская гастролировала вместе с супругом, хотя с ребенком это было совсем не легко. Музыканты получали не так уж и много денег, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для коллектива Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, корила всех. Володю она с нежностью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на выступлениях.
Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце совместно с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был в действительности, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать лишь она.
В 1975 году появился на свет второй ребенок в семье Володи и Лизы – сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах супруга, Лиза подала на развод.
Второй супругой музыканта была Светлана Слизская. В браке появилась на свет дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с супругом не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, супруги разошлись в 1981 году. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?
На съемках картины «Хождение по мукам» знакомится будущая пара — Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. Они узаконили свои отношения в 1981 году. Спустя год появился на свет второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием ребенка. Валерий получил музыкальное образование, однако не захотел связать свою жизнь с музыкой, начал работать с компьютерами.
Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что коллектив распался. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, несмотря на жто, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе двадцать лет.
В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя машиной, попал в серьезное ДТП на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил довольно тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он был в Минске, затем его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как отмечали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была супруга – Светлана Пенкина.
8 месяцев боролись медики за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимир Георгиевич Мулявин ушел из жизни. Прощание с ним в Москве прошло 27 января, а в Минске – 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в городе Минске.
В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, а в Белоруссии выпущена марка в его честь.