Вашеку Поспишилу 29 лет, и он 153-я ракетка мира. За 12 лет в профессиональном теннисе он успел поиграть на всех уровнях, войти в топ-30 и выиграть парный «Уимблдон»-2014. За последние полтора месяца он сыграл в третьем круге «Мастерса» в Шанхае и выиграл два «Челленджера».
Но одним из самых актуальных теннисистов планеты его сейчас делают не результаты, а революционная деятельность. «Я страстный человек и особенно сильно закипаю, когда вижу несправедливость. Крупные турниры стали очень высокомерными, потому что им очень долго все сходило с рук», – один из примеров риторики канадца.
Борется за профсоюз игроков
В прошлом году он вошел в Совет игроков ATP с программой полной реорганизации мужского тура. Поспишил считает, «ни один другой профессиональный спорт не имеет такой хаотичной структуры. В итоге игроки остаются бессильными». Особенно они страдают от того, как устроена ATP.
Организация считается партнерством между турнирами и игроками, и это отражено в составе Совета директоров: в него входят по три представителя от каждой стороны и формально независимый президент. По словам канадца, в такой системе игроки просто не имеют возможности набрать достаточное количество голосов, чтобы изменить статус-кво, выгодный турнирам. (Это не совсем так. Например, в 2014-м игроки при помощи президента Криса Кермода заставили «Мастерсы» повысить призовые на 11%. В этом году Кермода уволили – по инициативе игроков и при активном участии Поспишила).
Канадец утверждает, что игрокам не показывают финансовую отчетность турниров, а многие крупные коммерческие соглашения заключаются за закрытыми дверями без участия теннисистов. Игрокам не дают необходимой информации, чтобы они могли бороться за улучшение условий труда и его справедливую оплату. Поэтому о партнерстве говорить невозможно.
Выровнять ситуацию может профсоюз игроков, но ATP всеми силами старается не допустить его создания. Например, утверждает, что игроки – независимые подрядчики, поэтому закон запрещает им организовать профсоюз. Если они это сделают, ATP имеет право подать в суд.
Но Поспишил считает, что теннисисты на самом деле зависимые подрядчики, потому что в теннисе нет конкурирующих туров, куда они могут уйти из ATP. Кроме того, ATP наказывает их за пропуск крупных обязательных турниров. По словам канадца, в таком случае они имеют право организовать профсоюз – надо только, чтобы судья поддержал эту точку зрения.
Меняет систему распределения прибылей «Больших шлемов»
Но сейчас Поспишил сосредоточился на другом: он хочет изменить то, как «Большие шлемы» формируют призовой фонд. Турниры с каждым годом повышают призовые, но при этом и сами зарабатывают все больше. Канадец добивается, чтобы они значительно увеличили именно долю своей прибыли, которая выделяется для оплаты труда игроков.
Поскольку его попытки стимулировать перемены в рамках существующей системы управления турами ничего не принесли, в этот раз они с коллегами вышли за ее пределы. Игроки, которых Поспишил регулярно называет «движением», обратились к юридической фирме Norton Rose Fulbright (второй крупнейшей в США и одной из 10 крупнейших в мире), которая от их лица должны вести переговоры с турнирами напрямую. The Telegraph сообщает, что юристы получат 10% от выбитой суммы.
По словам Поспишила, 70-80 игроков, среди которых 75% теннисистов топ-20, подписали соглашение с фирмой. Кроме того, в этот раз мужчины в вопросе призовых борются не против женщин, а вместе с ними. Со стороны WTA лицом протеста стала американка Слоун Стивенс, которая сообщила, что соглашения с Norton Rose подписали большинство теннисисток топ-100 и топ-10.
«Большие шлемы» – самые прибыльные турниры в теннисе, поэтому движение взялось именно за них. Более-менее точные цифры известны только о US Open, поскольку USTA (организатор турнира) регулярно публикует финансовые отчеты. В 2018-м соревнования принесли организации более 380 миллионов долларов. На призовой фонд для игроков от этой суммы пошли 53 миллиона – то есть примерно 14% (и это при том, что The New York Times утверждает о занижении прибыли в отчетах USTA). В целом юристы Norton Rose утверждают, что «Шлемы» выделяют игрокам 12-17% прибыли.
Поспишилу такой расклад не нравится: «У турниров монополия в туре, потому что вся власть у них, и они могут ни за что не отвечать. Они буквально дают столько, сколько им захочется». В другом интервью он рассказывал, что турниры платят игрокам минимум, необходимый для того, чтобы избежать масштабных недовольств и революции.
В качестве примеров более разумного распределения денег канадец указывал на крупнейшие американские спортивные лиги: МЛБ (по данным Поспишила, 54,4% уходит игрокам), НБА (50%), НХЛ (50%), НФЛ (47%).
Многие справедливо считают использование этих цифр некорректным, потому что теннис и командные виды спорта устроены и функционируют совершенно по-разному. Например, представители «Больших шлемов» указывают, что в командных видах спорта игроки в рамках коллективных соглашений отказываются от многих коммерческих прав. Теннисисты могут распоряжаться ими сами.
Кроме того, ТБШ утверждают, что большая часть их прибылей идет на развитие тенниса в странах-организаторах и улучшения инфраструктуры соревнований. По этому поводу представитель «Уимблдона» рассказывал The Guardian: «За последние три года мы построили новые раздевалки, помещения для растяжки и разминки для игроков всех турниров, включая юниоров и колясочников. Кроме того, постоянно улучшаются услуги для игроков: транспорт, статистика, питание и так далее».
Но для таких людей Поспишил приводит пример индивидуального и похожего на теннис гольфа, где, по его данным, игроки получают 33% общей прибыли.
Готов бойкотировать «Большие шлемы» и верит, что Джокович поддержит
Канадец пока не называет целей – конкретную долю, которую он хочет получить для игроков. Он считает, что определить ее можно только во время переговоров с турнирами. Но ТБШ недовольны тем, что подобные требования выдвигаются только к ним, и все призывы к обсуждению игнорируют. Поспишил в ответ в твиттере предупреждает, что такая тактика сделает им только хуже: «Шлемы» очень рискуют, отказываясь работать с Norton Rose. Их невежество и нежелание признать движение только больше разочаровывают игроков».
Канадец считает, что, если до Australian Open турниры не проведут переговоры с представителями игроков, возникнет угроза бойкота. «Этот вопрос обсуждали. Никто его не хочет: игроки не хотят бойкота, турниры точно не хотят. Для спорта это будет катастрофа. Однако в бизнесе невозможно вести переговоры без рычагов давления. Никто не отдаст деньги просто так.
Так что, конечно, вопрос бойкота обсуждался. Пока я могу сказать только, что если до этого дойдет, у идеи бойкота огромная поддержка. Это единственное, что меня удивило во всей этой истории», – рассказывал он в подкасте журналиста Бена Ротенберга. По словам Поспишила, даже Джокович, ведущий борьбу с Федерером и Надалем за рекорд по победам на «Шлемах», может поддержать бойкот.
Australian Open уже проходил под угрозами из-за призовых в 2012 году – правда, тогда ими сыпали только мужчины. Но в итоге они придали импульс, и с тех пор призовые фонды на ТБШ значительно растут каждый год – причем на всех уровнях.
Сейчас в движение Поспишила входят представители обоих туров, но зато они остались без Роджера Федерера. В 2012-м он активно участвовал в переговорах, но сейчас не стал подписывать соглашение с Norton Rose – многие связывают это с тем, что Tennis Australia и USTA инвестируют в созданный швейцарцем Кубок Лэйвера. Документ не подписал и Рафаэль Надаль. Правда, они оба не раз говорили, что призовые на мелких турнирах нужно повышать.
Поспишил утверждает, что от возможной сделки с ТБШ выиграет не только элита, но и люди, которые на такой уровень даже не попадают: «Входящие в движение игроки согласились (по контракту) отдать часть повышенных призовых «Челленджерам». Наша цель – удвоить призовые на уровне «Челленджеров».
Пока игроки еще не решили, какой именно процент возможного повышения они передадут вниз. Но канадец хочет, чтобы теннис обеспечивал комфортную жизнь не 100 игрокам в каждом туре, а 300. «Это поможет спорту расти. Если смотреть в долгосрочную перспективу, так больше людей будут играть в теннис».
Для этого нужно всего лишь кардинально изменить систему, но Поспишил уверен, что движение может добиться успеха.
Барти третьей в истории выиграла больше 10 млн за сезон. Из них 39% за неделю на итоговом
Мужской теннис рвется от войны кланов. Мы разобрались во всех конфликтах
В теннисе опять «Карточный домик». Возможно, Джокович добился увольнения президента ATP