Здесь нет квот: все страны могут заявить по три участника, единственное условие – наличие у них техминимума.
Япония и США часто дают шанс второму составу: Нэтан Чен игнорирует чемпионат третий раз подряд, а еще в этом году не приехали Шома Уно, Сатоко Мияхара и Мэрайя Белл.
Но в Сеуле выступал фигурист, для которого этот турнир – особенно важный. Юдзуру Ханю, в спортивной жизни которого было все: два олимпийских золота, шикарные программы, мировые рекорды, исторический четверной риттбергер. До него фигурное катание никогда не сталкивалось с такой безудержной любовью: фанаты ездят за японцем по всему миру, во время его прокатов на трибунах нет свободного места, а сразу после – на лед летят сотни желтых медведей.
За карьеру – уже десять лет на взрослом уровне! – Ханю никогда не выигрывал чемпионат четырех континентов. Три попытки приводили к серебру: в 2011-м Юдзуру проиграл Такахаси, в 2013-м Рейнольдсу, в 2017-м – Чену. После этого японец пропускал турнир: два года подряд травмировался в серии Гран-при и брал паузу на лечение.
Золото в Сеуле – бонус, закрытый гештальт, недостающая медаль для неофициального «Большого шлема» в фигурном катании. Но все это – лишь репетиция чего-то намного более важного.
«Для меня поражение похоже на смерть»
Когда Ханю выигрывал вторую Олимпиаду подряд, это казалось чудом и закономерностью одновременно. Чудом – поскольку тяжелая травма, полученная на четверном лутце за несколько месяцев до Игр, ставила само выступление в Пхенчхане под угрозу. Закономерностью – потому что Ханю два цикла был сильнейшим фигуристом мира и иконой мужского одиночного. И снова чудом – ведь если бы Чен не сорвал короткую программу, все могло сложиться иначе.
Вопреки травмам и, казалось бы, утерянной мотивации (чего еще может хотеть в спорте человек с такой коллекцией титулов и любовью фанатов?), Ханю не завершил карьеру после Пхенчхана. Более того – он даже не взял перерыв, пропустив лишь постолимпийский чемпионат мира.
Начало новой четырехлетки Юдзуру посвятил кумирам: Джонни Вейру и Евгению Плющенко – сделав программы по мотивам их лучших постановок.
Но сезон явно не задался.
На московском этапе Гран-при Ханю вновь повредил ногу – трудно было в этот момент не вспомнить прошлый год: Юдзуру снялся с Финала Гран-при, а следом пропустил и чемпионат четырех континентов.
К домашнему ЧМ Ханю восстановился, но отстал от Чена почти на 13 баллов уже в короткой – сказалась бабочка на четверном сальхове. Произвольная только увеличила отрыв: Нэтан откатал на мировой рекорд, а Юдзуру снова ошибся на сальхове.
После турнира Ханю дал честное интервью: «Сейчас я хочу подумать о том, кто может выиграть в Пекине-2022. Лично для меня поражение похоже на смерть. Раньше на меня оказывалось больше давления из-за ожидания высоких результатов. Но сейчас этого нет. Возможно, сейчас я катаюсь просто для себя. Но я очень хочу победить Нэтана Чена, потому что я очень его уважаю».
«Я верю, что у меня есть оружие, которого нет у Чена. И я хочу взять от этого максимум»
В новый сезон Юдзуру вошел со старыми постановками: он и раньше не слишком волновался об их ежегодной смене. Возможно, это своеобразный перфекционизм – Ханю не может позволить себе катать пустые программы, а отработка новой хореографии требует много времени и сил. Главное оружие японца – высокие, близкие к максимальным компоненты – безотказно работало независимо от свежести постановок, а иногда – и от качества прокатов.
Но это оружие вдруг забарахлило.
На сентябрьской «Осенней классике» Юдзуру проиграл компоненты в произвольной Кевину Аймо: тогда это списали на не самый удачный прокат Ханю и ставку ISU на будущего чемпиона Европы (как мы узнали в январе – ставка не сыграла).
Юдзуру оставался оптимистичным – даже после успешного старта сезона для Чена. «Когда я смотрел выступление Нэтана, то думал, что он фигурист другого типа, и мне нужно быть самим собой и демонстрировать свое катание. Я верю, что у меня есть другое оружие, которого нет у него. И я хочу взять от этого максимум».
Судьи давали Нэтану и Ханю близкую вторую оценку уже в прошлом году. В этом сезоне случился перелом: по среднему баллу за компоненты Нэтан вырвался вперед на 0,11.
Кажется, эти 0,11 болельщики могли простить кому угодно, кроме Чена. Их бы простили Фернандесу – в конце концов, как устоять против испанского обаяния. Их бы простили Чану, объяснив его преимущество уникальным скольжением. Даже Брауну, который обошел Ханю в компонентах за произвольную на ЧЧК, простить это как-то легче – без четверных прыжков вряд ли кто-то всерьез держит его за конкурента Юдзуру.
Чен – другое дело. Нэтан – это чистый спорт, шесть прыжков в олимпийской произвольной и запредельные баллы за технику. Он не ставит программы-трибьюты кумирам – кажется, у него вообще нет кумиров – и не переделывает музыку для произвольной по 30 раз, пока не станет идеальной. Его костюмы иногда становятся предметами шуток – настолько они похожи друг на друга и далеки от моды на стразы, бархат и рюши, которая укоренилась в фигурном катании.
А еще Чен – тот фигурист, который легко может перепрыгать Ханю. Он здоровее, моложе, а неожиданный провал в Корее, кажется, полностью перекроил его мышление. Для Нэтана фигурное катание – не смысл жизни, а ее часть. Его безумное, на первый взгляд, поступление в Йельский университет оказалось единственно верным шагом: перестав замыкаться на спорте, Чен стал сильнее, чем раньше.
Нэтан Чен – умнейший чемпион: тренируется по скайпу и учится в Йельском университете
На самом деле, миф о некомпонентном катании Нэтана сильно преувеличен. В детстве он брал вовсе не прыжками – достаточно вспомнить его юниорскую короткую под Майкла Джексона. Гонка за четверными временно сделала его программы более утилитарными – но потом Чен нащупал баланс между техникой и компонентами. Сначала в олимпийской «Немезиде», потом в «Караване», а в этом году – в самоироничной произвольной «Rocket Man».
То, что Нэтан обойдет Юдзуру компонентами, было очевидно. Судьи любят новых чемпионов, технически безупречный прокат всегда тянет за собой вторую оценку, флаг влияет на компоненты – все эти аксиомы проверены годами, и было бы странно, не сработай они на Чене.
Возможно, с Ханю случилось то же, что и с Пападакис и Сизероном на последнем Евро. Их компоненты всегда подбирались к десяткам: даже вернувшимся Виртью и Моиру не ставили выше. Но тотальное доминирование устраивает только фанатов: как только Габриэлла и Гийом дали повод прокатом – их компоненты оказались меньше, чем у новых чемпионов Европы, пускай и на символические 0,04.
«Я живу, чтобы исполнить четверной аксель»
Перед чемпионатом четырех континентов Ханю неожиданно вернул старые программы – короткую под «Балладу №1» Шопена, которую катал три из четырех сезонов прошлого цикла, и легендарного «Сеймея». Обе постановки – счастливые для Кореи, с ними Юдзуру выиграл здесь второе олимпийское золото.
«Он хотел быть больше Юдзуру. Он катался в честь Плющенко, в честь Вейра. Но когда ты делаешь так, то это уже не твое выступление. Он хотел показать себя. Сейчас он катается за Юдзуру, а не за кого-то еще», – объяснял его тренер Гислен Бриан. Из-за изменений в правилах «Сеймея» укоротили на 30 секунд, поэтому Ханю начал тренировать программу всего за две недели до старта.
Программы превращают фигурное катание в искусство: на них тратят тысячи долларов, зовут актеров и балетмейстеров
Четвертое пришествие «Баллады №1» оказалось едва ли не самым удачным. Это был не просто мировой рекорд – сам прокат получился невероятно вдохновенным и музыкальным даже для Ханю. 111,82 – и это с более дешевым, чем у Чена, прыжковым набором.
После короткой Ханю выглядел абсолютно счастливым: помогал собирать игрушки со льда, аплодировал тренерам в кисс-энд-крае и кричал из-за борта «Вперед, Джейсон» выехавшему на старт Брауну.
Произвольная получилась хуже. Падение с четверного тулупа, неловкий выезд с лутца и ребро на тройном флипе – ошибка, которая, казалось, давно не беспокоит японца. В компонентах Ханю получил на 0,7 балла меньше Брауна – тот выступил чисто, не считая бабочки на четверном тулупе.
Очевидно, что этот прокат – всего лишь репетиция перед чемпионатом мира. В Монреале Ханю запланировал премьеру четверного акселя – последняя публичная попытка случилась на тренировке во время Финала Гран-при, но еще ни разу Юдзуру не заходил на этот прыжок на соревнованиях. Впрочем, не только он: единственный фигурист, который пошел на 4,5 оборота в программе – Артур Дмитриев. Правда, попытку не засчитали: из-за сильного недокрута прыжок понизили до тройного.
Русский фигурист чуть не исполнил прыжок в 4,5 оборота. Мы поговорили с ним
Четверной аксель – не оружие против Чена. С большой вероятностью этот прыжок просто развалит программу – даже при чистом исполнении он отнимет слишком много сил. Базовая стоимость четверного акселя – всего на балл больше, чем у лутца, а в случае падения он выйдет дешевле тройного флипа.
«Я живу, чтобы исполнить четверной аксель», – любого другого спортсмена после этих слов можно было бы обвинить в излишнем пафосе или самолюбовании. Глядя на Ханю, удивительно легко веришь, что эти несколько секунд в воздухе – действительно цель его жизни.
В ожидании четверного акселя от Ханю подписывайтесь на телеграм-канал автора