Разобрались, как олигархи пришли в маленький клуб из-за политики.
«Надеемся, что тульский «Арсенал» будет не хуже английского», – то ли шутя, то ли серьезно говорил в сентябре 2016-го Игорь Сечин, когда «Роснефть» подписала спонсорский контракт, а новый губернатор Тульской области Алексей Дюмин подарил ему именную футболку с номером 71.
В тот же год деньги «Арсеналу» дал «Ростех» (президент – друг Путина со времен ГДР Сергей Чемезов) и «Газпромбанк». Теперь команда, которая, по информации Sports.ru, пять лет назад не могла решить, брать ли ей бесплатно форварда Фатоса Бечирая с зарплатой 240 тысяч евро (потому что надо было накинуть 50 тысяч евро агенту) и существовала с самым маленьким бюджетом в лиге (300 млн рублей), чувствует себя прекрасно. Все проблемные вопросы решает сильный губернатор.
«Клуб не берет ни копейки из бюджета Тульской области, финансируется исключительно за счет спонсорских и частных вложений. За что большое спасибо губернатору, который со всеми находит общий язык», – сказал Гурам Аджоев в интервью «Спорт-Экспрессу» после вылета из квалификации Лиги Европы от «Нефтчи» (0:4 по сумме двух матчей).
Да, «Арсенал» не тратит деньги из областного бюджета и в этом значительно отличается от многих региональных команд РПЛ и ФНЛ. Тем не менее его не назвать ни рыночным продуктом, ни привлекательным брендом, который приманивает большую аудиторию, – скорее это уникальный для РПЛ пример местной политической воли. Ни одну другую команду РПЛ не поддерживает такая россыпь разных связанных с государством партнеров.
Бюджет «Арсенала» – 2 миллиарда рублей. Все из-за еврокубков
Когда «Арсенал» в мае 2019-го впервые в истории пробился в еврокубки, губернатор Тульской области думал о бюджете.
«Участие в Лиге Европы – это совсем другие средства. Я вторую ночь не сплю, когда мне озвучили сумму, которую необходимо собрать. Думаю, выстраиваю логистику по поводу титульных спонсоров. Уверен, они нас поддержат», – сказал Дюмин.
Поддержали. Новых спонсоров не появилось, новых видов рекламы «Арсенал» не придумал, но денег все равно стало больше. Год назад «Роснефть», «Ростех», «Газпромбанк» и миллиардер Алишер Усманов (тут выступает скорее как меценат, а не рекламодатель) дали «Арсеналу» около 1,5 миллиарда рублей. «По 500 млн – «Роснефть» и «Газпромбанк», меньшую часть – Чемезов и тульские оружейники, подбивал все Алишер», – говорит один из источников Sports.ru (другая версия бюджета – 1,1-1,2 млрд). Под еврокубки бюджет вырос до 2 миллиардов чистыми, причем большую часть дает Усманов.
О переводе 600 миллионов рублей от Усманова в июне 2019-го рассказало медиа Baza. Представители миллиардера подтвердили эту информацию. «И он не первый раз платит, просто в этом году все выползло», – говорит другой собеседник Sports.ru, попросивший об анонимности. По его словам, помощь Усманова, как и госкомпаний, – работа Дюмина.
И для «Ростеха», и для «Роснефти», и для «Газпромбанка» «Арсенал» – далеко не единственный и не самый дорогой проект в Тульской области. Спонсорский пакет с командой – это скорее социальная нагрузка к профильным активностям в регионе, которые топ-менеджеры и миллиардеры обсуждают с губернатором.
Первым спонсором «Арсенала» после прихода Дюмина в Тульскую область в мае 2016-го стал «Ростех». Ему на территории Тульской области принадлежат 16 предприятий, в том числе КБП (Конструкторское бюро приборостроения) им. академика А.Г. Шипунова, «Щегловский вал», Тульский патронный завод, Тульский оружейный завод и другие. Интересно, что дочерние предприятия холдинга тоже попали в список коммерческих партнеров клуба, модель устройства партнерской сделки похожа на «Зенит», который получает газпромовские деньги по целой цепочке разных подразделений головной компании.
О «Газпроме» на подписании контракта с «Арсеналом» вспоминал и глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Правда, в другом ключе: «Мы не будем меряться бюджетами с «Газпромом» и «Лукойлом». Для нас оптимальный путь – это поэтапное выстраивание эффективного клуба, который будет показывать достойные результаты, у которого будет качественная инфраструктура, который будет жить по средствам, в котором будут играть свои воспитанники». Отчасти деньги «Ростеха» идут на клубную академию, которой два года назад еще не существовало.
«Роснефть» пришла в футбол не потому, что ей это очень интересно, а в нагрузку к развитию сети АЗС в области
Ту футболку с номером региона (71) Игорь Сечин получил от Дюмина на заводе «Щекиноазот». В тот день, 15 сентября 2016-го, «Роснефть» не просто стала спонсором «Арсенала», а подписала крупное соглашение о сотрудничестве с Тульской областью. Теперь в рамках импортозамещения «Роснефть» закупает продукцию у местных предприятий химической, машиностроительной и легкой промышленности, чтобы расширять сеть заправок. Уже через три месяца на сайте нефтяного гиганта появилась новость: «Роснефть» покоряет топливный рынок Тульской области».
– А трудно заманивать таких инвесторов, как Сечин, Чемезов или, может быть, помогают наработки прошлых лет, знакомства? – как-то спросили Дюмина в программе «Вести».
– Это очень серьезные ребята, график которых прописан на год, – сухо ответил губернатор. Ведущий продолжил за него: «Дюмин объясняет: одних только знакомств мало. Чтобы руководители «Газпрома», «Ростеха», «Роснефти» не просто тебя посетили, а запустили здесь свои проекты, нужны проработанные бизнес-планы».
И «Роснефти», и «Ростеху» такие планы предложили, поэтому компании докинули денег на футбол.
«Газпромбанк» и Усманов даже не числятся среди спонсоров. Для «Арсенала» они просто спасители-меценаты
Третий крупный контракт «Арсенала» поразителен непубличностью, граничащей с анонимностью. Деньги тулякам дает «Газпромбанк», но вы не найдете информацию о таком партнере на сайте клуба, лого компании нет и не было на форме. Если поддержку от «Ростеха» и «Роснефти» еще можно назвать рекламой для статуса, то зачем все это «Газпромбанку»?
«Это такая благотворительность, как и у Усманова. Для остальных все-таки вид рекламы, команда играет с их логотипами. И такой момент: даже все затратные карточки игроков и тренеров – газпромовские», – объясняет источник Sports.ru.
Дюмин сам попросил «Газпромбанк» о поддержке еще в июне 2016-го. Объявление он сделал на встрече с представителями федераций спорта. «В банке, по его словам, просьбу встретили с пониманием и пообещали поддержать развитие спорта», – писало тульское медиа 123ru.net со ссылкой на местное правительство.
К тому моменту банк уже помогал строить в области детские сады, реставрировал музей самоваров и собирался возводить тепличный комплекс. Главный офис «Газпрома» в тот же год подписал с областью программу развития газоснабжения и газификации: по ней собирались строить пять газопроводов и подключить к газу десятки тысяч людей. Контракт подписывали Дюмин и Алексей Миллер – после этого они отправились на торжественную церемонию начала строительства ледового дворца.
Позади двух главных лиц на фото стоят фигурист Антон Сихарулидзе и хоккеисты Александр Якушев и Алексей Касатонов. Присутствие как минимум хоккеистов неслучайно. Оба входят в правление Ночной хоккейной лиги – той самой, где ставит бомбардирские рекорды Путин и играет сам Дюмин.
Дюмин работает с Путиным с 1999 года, он возвращал Крым и стал героем России
В Ночной хоккейной лиге Дюмин – вратарь. Вот как в 2015 году описывал его игру спецкор «Коммерсанта» Андрей Колесников: «И даже, рискну сказать, на Владимира Путина играла не только вся его команда, но и команда противника. А вратарь иногда демонстрировал удивительное мастерство, так необходимое, чтобы увернуться от летящей в него президентской шайбы».
Существует прекрасное видео: как губернатор поднимает щиток, чтобы пропустить шайбу от президента.
В хоккее Дюмин не просто любитель: он входит в попечительский совет Ночной лиги и совет директоров СКА. В свободное время играл за любительскую команду «Бриз» – там его партнерами были Андрей Воробьев (губернатор Московской области), Сергей Шойгу (тогда – глава МЧС, сейчас – министр обороны) и Рашид Нургалиев (бывший министр МВД). Сейчас – уже рядом с Путиным.
Когда я уточняю, сказывается ли игра на одном льду с президентом на способности привлечь могучих спонсоров, собеседники подтверждают теорию. Но поясняют, что речь идет не о принуждении, а об авторитете и льготах: «К нему приходит «Роснефть» или «Газпромбанк», он дает им налоговые послабления, те становятся спонсорами. Не все губернаторы и мэры рискуют дать послабления, многие боятся. Не знают, как это будет воспринято наверху: «Не офигел ли он давать послабления и закачивать деньги в футбол?». А этот не боится. Он настолько ощущает неприкасаемость федеральных чиновников, что может это делать. Он уверенный в себе дядька, как шутят, будущий наследник трона. Просто помочь сейчас выгодно для них [спонсоров]. Когда ты помог такому человеку, это круто. И когда Усманов подтверждает, что помог Туле, он имеет в виду не «Арсенал», а Дюмина. Так завуалированно указывает на отношения с влиятельным человеком.
Конечно, влияние Дюмина построено не только на хоккее. Вот строчка, которая решает все: «Бывший офицер охраны Путина, а затем адъютант». Чтобы еще понятнее: Дюмин сопровождал Путина почти везде.
«С 9 августа 1999 года, – вспоминает Дюмин, когда его спросили, когда он начал работать с Путиным. – Это был его первый день на посту председателя правительства».
– Так после этого сразу Дагестан был?
– Все было: Ингушетия, Дагестан, Чечня…
– Все прошли вместе?
– Он прошел все, а мы шли рядом с ним.
На повышение Дюмин пошел не сразу, только в 2012-м, став замначальника управления ФСО России. Через два года – замначальника ГРУ, командующий силами специальных операций. В тот год Россия присоединила Крым – в годовщину федеральное ТВ рассказывало о Дюмине как о человеке, который сыграл ключевую роль в операции. Как и в эвакуации Виктора Януковича из охваченной протестами Украины. Возможно, именно за это он и получил звезду героя России. Сам про награду Дюмин говорит сухо: «За выполнение специального задания».
В феврале 2015-го Дюмина назначили замминистра обороны, а через год – губернатором Тульской области.
– А вы могли отказаться от назначения? – спросили его «Вести».
– Отказать президенту? Нет, не мог. Он спросил: готов? Я ответил, что я готов. Все.
В день назначения медиа начали строить теории о стремительном взлете: согласно некоторым из них, Дюмин – один из преемников Путина на посту президента, а губернаторство – тест-драйв в публичной политике. В 2017-м эту версию подтвердили эксперты фонда «Петербургская политика»: кроме Дюмина они включили в шорт-лист Сергея Собянина и Дмитрия Медведева.
Аджоев пришел в «Арсенал», потому что его Дюмину порекомендовал Шойгу. На это повлияла Ночная хоккейная лига
Главным увлечением Дюмина остается хоккей, но к футболу он стал относиться намного лучше из-за сына, у которого, например, есть автограф Криштиану Роналду. Все тот же спецкор «Коммерсанта» Колесников писал, что Дюмин помирил Дзюбу с Черчесовым незадолго до ЧМ-2018. Губернатор это опроверг в разговоре с «Известиями»: «Я не из спортивного мира и не знаю, о чем вы говорите. Есть Черчесов – главный тренер сборной России. Он замечательный и очень уважаемый человек. А мы люди скромные, занимаемся совсем другими вещами и находимся вне тех процессов, которые происходят в большом спорте. Мы колхозники и крестьяне».
Один из собеседников Sports.ru считает, что «Дюмин выбрал футбол, чтобы показать себя народу, стране. Для него это подиум для демонстрации силы. Причем он реально ходит на матчи, болеет. Может, его подкупила Премьер-лига, сам факт, что команда играет там. Говорят еще про Гурама [Аджоева] – что он увлек его, но я не верю. Гурам – завхоз, он не может уговорить».
Гурам Аджоев стал президентом «Арсенала» осенью 2016-го. Все источники связывают назначение с его непубличной работой: он до сих пор трудится «завхозом» спортклуба МЧС на Кутузовском проспекте, куда приезжают Лавров, Шойгу, Ротенберг и другие влиятельные спортсмены. «Гурам там все устраивал по организации: баня, все дела. И как-то Шойгу просто порекомендовал его Ротенбергу – мол, понимает в футболе, разбирается. Тот взял его в «Динамо». Потом то же самое произошло с Дюминым», – говорит источник. Версия Life.ru отличается нюансами: по ней, Аджоев был тренером сборной спасателей, которая привозила с турниров кубки и медали, что и оценил Шойгу, который сильно любит футбол.
Работа Аджоева в «Арсенале» скорее представительская и стратегическая. Оперативное управление лежит на генеральном директоре Дмитрии Балашове и спортивном директоре Андрее Рудакове. Именно они собирали игроков.
Сильно больше денег в «Арсенале» стало, когда клуб почувствовал близость к еврокубкам. Из-за этого в прошлом сезоне в пяти-шести турах игроков мотивировали двойными премиальными, в матчах со «Спартаком» и ЦСКА – тройными («Арсенал» дважды выиграл у «Спартака» – 3:2 и 3:0, проиграл и выиграл у ЦСКА – 0:3 и 2:0), а Дюмин несколько раз спускался в раздевалку.
Когда я спрашиваю, почему команда тонула при миллиардере Владимире Груздеве (был губернатором Тульской области с 2011 по 2016 год), а сейчас живет спокойно, мне напоминают о разнице во влиянии: «У Груздева не было таких связей. При всем уважении, он не был в топ-10 Forbes, не мог позвонить в «Газпромбанк». Здесь же должна быть мощь, уважение, умение решить все одним звонком. Плюс он может дать преференции. Это явно происходит».
***
В нашем футболе очень любят обсуждать, как же плохо бюджетное финансирование, президент РПЛ Сергей Прядкин годами говорит, что мечтает, что клубы слезут с этой иглы. В Туле денег региона нет совсем, и «Арсенал» этим гордится. На бумаге все и правда выглядит прекрасной Россией будущего: спонсорские контракты с большими концернами, банком и одним частным лицом. Но на самом деле разницы никакой. «Арсенал» не зарабатывает сам, его единственная надежда – губернатор, которого однажды назвали преемником Путина и которого богатые и сильные теперь ласкают.
Пока деньги сыпятся с небес, этим можно пользоваться и думать, как жить, когда волшебный поток иссякнет. Думают ли в Туле об этом?
Нет. Любой нестандартной активности там боятся – проверено.