Марков поговорил с актерами и создателями сериала.
Открыв этот текст, вы подумаете: что сериал про бандитов делает на Sports.ru? Сейчас все объясним.
Сюжет «Бригады» завязывается после жесткой и почти профессиональной драки Саши Белого (героя Сергей Безрукова) и криминального авторитета Сергея Мухина по прозвищу Муха (его сыграл Сергей Апрельский, который также пробовался на Космоса и Макса) – реалистичной, снятой без дублеров, с элементами от Диаса, Емельяненко и Масвидаля, определяющей судьбу всех героев.
«Муха из тебя рагу сделает», – перед дракой переживает Дмитрий Дюжев в роли Космоса, на что Белый отвечает: «Один на один, а не трое против одного – все по-честному». Герой Безрукова только вернулся из армии и узнал, что девушка Лена его не дождалась, и на дискотеке разбил кастетом лицо ее новому парню – криминальному авторитету Мухе. Белому достается от мухиных братков, но Фил (Вдовиченков), Пчела (Майков) и Космос спасают друга, а потом сопровождают Белого на стрелку.
Из видео вы поняли (или вспомнили), что победит Белый, и за Муху начнет мстить его двоюродный брат – старший лейтенант милиции Каверин в исполнении Панина. «Не было бы Мухи – не было бы истории», – рассказал в интервью Sports.ru сыгравший Муху Апрельский. «Драка действительно завязывает драматургию, – согласен в общении с нами ее постановщик Валерий Деркач. – По поступку Белого видно, что он кремень: согласился на драку, один пошел на толпу и победил».
Специально для Sports.ru в «Бригаду» нырнул призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко: он разобрал приемы из легендарной драки, сравнил героев с профессиональным бойцами и назвал ее жесткой и интересной с точки зрения спорта.
Добро пожаловать в мир «Бригады», сейчас вы узнаете, что:
• Апрельский не подозревал, что драка будет настоящей, а 10 дней после нее не мог двигаться и ходить;
• Актеры показали качественный тайский бокс и действительно получали по лицу;
• Результат драки: сломанные носы, надломанные ребра и разбитые костяшки;
• Для красивого завершения сцены на площадке появился дрессированный ворон, а в золотую цепочку, которой душили Белого, вставляли куски мяса;
• Сразу после съемок драки Безрукова повезли на спектакль в театр Табакова.
Как Безруков сыграл бандита и почему в сериале показали неправильные «Лужники» – коротко о «Бригаде» без спойлеров
«Бригада» вышла на канале «Россия» в 2002 году, получила ТЭФИ как лучший телевизионный художественный сериал и сделала знаменитыми молодых актеров Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова, а Екатерину Гусеву, Сергея Безрукова и Андрея Панина – утвердила как больших звезд кино.
«Сериал снимали год, шесть дней в неделю, работая по 12-13 часов в сутки, так что люди начинали сходить с ума. Одна пара из съемочной группы (без имен) за время съемок женилась, родила ребенка и развелась, – вспоминает в разговоре со Sports.ru продюсер сериала Сивушов. – Чтобы люди не закислились, мы пошли против главного правила кино – показали актерам рабочий материал. Когда они увидели готовые сцены с собой, у них открылось второе дыхание и расправились плечи, так что проблем с мотивацией больше не было».
Бюджет одной серии «Бригады» – рекордные для начала нулевых 200 тысяч долларов, сериал снимали на 350 объектах, в том числе в Доме правительства и Бутырской тюрьме, в первой серии Белов с друзьями пил пиво на Воробьевых горах с видом на «Лужники» с построенной в 1999 году крышей, хотя по фильму идет 1989-й (а вообще сериал показывает события с 1989-го по 2000-й).
Безрукова заметили на съемках фильма «Крестоносец» (сыграл каскадера Серегу). «Бригаду» ему приходилось совмещать с работой в театре у Табакова, а команде сериала (по словам продюсера Александра Иншакова) – оплачивать отсутствие актера на некоторых спектаклях.
Продюсер сериала Сивушов рассказывает, что криминальная роль актера удивляла коллег: «Табаков называл Безрукова актером, проглотивший атом солнца, а у нас он в главной роли играл бандита, и все крутили пальцем у виска».
Слабые руки, поставленный тайский бокс и техничное удушение. У Белого дух Диаса, быстрые ноги и добивания в стиле Федора
Призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко называет драку Белого и Мухи уличной борьбой (потому что хватают за шею и пытаются повалить) и выделяет в ней:
а) неплохой тайский бокс (то есть удары ногами);
б) никакущие удары руками;
в) интуитивные навыки в борьбе.
А теперь чуть подробнее.
• Актерам поставили профильный тайский бокс с качественными ударами ногами: фронт-киками (прямыми ударами в живот) и мидл-киками (косыми ударами по корпусу). Актеры не уворачивались, а реально получали по лицу. Правда, после ударов по корпусу почему-то держались за ребра – в такие моменты сбивает дыхалку, за ребра никто не держится.
• Удары руками – бестолковые, как на улице, с боксерской техникой все плохо: после ударов они заваливались, а надо было остановить руку на центре корпуса соперника и без этих заваливаний уйти обратно.
• Они неплохо выполняют нырки, когда уклоняются от ударов, Белый – исполняет проход в ноги и скидку Мухи за спину – это из рестлинга и правильно с точки зрения техники.
• Муха никогда бы не задушил Белого – как он, это сделать невозможно, если только зажатый человек не испугается давления на позвоночник. В его захвате не было плотности, он просто сжал шею Белого и тащил вверх – физиологически человеку от такого ничего не будет.
• Муха похож на Хорхе Масвидаля (боец UFC с кубинскими корнями из неблагополучной семьи, участвовал в уличных боях, его отец сидел в тюрьме): плохой парень со статусом гангстера-уличного бойца, получает удовольствие от затяжной драки, любит хитрые ходы. Чтобы остановить – его надо выключить.
• Добивание в партере от Белого в положении маунт (сидя на сопернике) – все правильно по технике, высоко поднимал руку, закладывал таз (разворачивал для удара), добивал с контролем левой руки, а правой бил. Вкладывал корпус и всаживал каждый удар – в стиле Федора Емельяненко. А вот удары по корпусу ногами больше напомнили Дональда Серроне из UFC, который любит тяжелые фронт-кики.
«Безруков по духу – Нейт Диас, – заканчивает анализ Ганненко. – Изначально был андердогом, напропускал много ударов, был в плохих ситуациях, но передышал и нашел момент для финиша соперника. Подтянет борьбу и руки – все у него будет».
«Вы идиоты, вы кино снимаете, что вы с собой делаете?» Доктор материл актеров за кровь на площадке, а Безруков называл драку жутью
Чтобы четверка друзей по сериалу почувствовала химию вне съемок, продюсер Сивушов на месяц поселил Пчелу, Космоса, Фила и Белого в доме отдыха актеров в Матвеевском (он же дом ветеранов кино). «Безруков приезжал после спектаклей из театра, а остальные жили в пансионате, – вспоминает Сивушов. – Но через две недели пришлось их забирать, иначе бы они там спились, хаха. За две недели актеры так спелись и спились, что забыли свои имена и называли друг друга только по кличкам. Поэтому сериал – и драка в том числе – такие реалистичные».
2,5 минуты грубой мужской драки, по словам другого продюсера Александра Иншакова (в интервью Sports.ru), получились не красивыми, а настоящими: «Когда дерутся со злости и ненавидят друг друга».
Постановщик драки Деркач: «Вспомните, как Безруков разминается, крутит шеей и вращает большими пальцами. Такие мелочушки дают достоверности, это не просто киношная драка. Добивание на земле – также нестандартный по тем временам финал.
Важно было не переиграть, потому что в те годы все занимались карате, насмотрелись Ван Дамма и хотели вкатиться в красивое мотание ногами. Моя задача – сделать красивое более утилитарным, чтобы удар ногой был, но без оттяжки пяточкой.
К тому же мы снимали одной камерой. В моем понимании это даже плюс. Нельзя было смонтировать из двух планов один, поэтому каждый дубль – произведение искусства. А снятое двумя ты смотришь как компьютерную игру».
Апрельский думает по-другому: «Если бы у нас было две камеры, вошло бы не 2,5 минуты, а пять, как и хотел [режиссер] Леша [Сидоров]. А так многие качественные моменты не вошли».
А вот Безрукову (в старом интервью, для комментариев оказался недоступен) нравится отличие от американского кино: «[В нашей драке] нет ударов Ван Дамма, вертушек и [приемов в стиле] Рокки». Бред! Такого не бывает в жизни. Поэтому мы кромсали друг друга. Если я не уворачивался – то втягивал кровавые сопли в нос. [В одном эпизоде Апрельский] не успел увернуться, я вскользь попал ему в переносицу, он упал на колени, ему забили нос ватой. Доктор матерился: «Вы идиоты, вы снимаете кино, что вы с собой делаете?». Я чувствовал неприятное волнение. Достать, порвать, догнать, пробить – жуть. Вспоминаю – неприятно. Посмотрите, там все живое, настоящее».
В сценарии драку не расписали, до съемок Муха и Белый ни разу не тренировались вместе
Деркач: «Бессмысленно писать: «Тут он ударил с правой ноги, а здесь с левой руки». Режиссер просто обозначает: «Нам нужна жестокая дуэль, а не пьяное дрыгание ногами». Из этого я как постановщик драки и исходил. Это фильм о жестком времени, ему нужна мужская драка».
Апрельский: «В сценарии также не было нюансов по длительности драки, они пришли режиссеру Леше Сидорову в процессе подготовки. В сценарии просто значилось: «Муха побитый остается на берегу реки».
Деркач: «Перед съемкой я сказал Апрельскому: «Твой герой пошел по блатной стезе, очень хочет сесть в тюрьму, в его кругу человек без срока авторитета иметь не будет, поэтому ты можешь убить Сашу Белого». Так он себя и вел на площадке.
Часто артисты начинают выдумывать, какими бы они хотели видеть себя в драке, но оба Сергея не стали ничего рассказывать, а делали, как надо.
Тренировок практически не было. Это сейчас репетируем с актерами, а та драка была сделана на таланте и актерском кураже. Они его поймали, завелись и буквально восприняли наши слова, что это мужская драка, в ней не должно быть театральных розыгрышей и читаемых ударов. Они бились честно, в контакт, не всегда с первого раза слышали команду «стоп» и останавливались, когда им уже кричала половина площадки».
Апрельский: «Безруков был занят на репетициях у Табакова, поэтому в трех тренировках в зале на Летниковской улице участвовали Майков, Дюжев, Вдовиченков и я. Дюжев в паре с Майковым отрабатывали свои связки (на всякий случай, ведь Леше Сидорову могло прийти в голову, что в конце сцены будет драка из 12 человек). Меня поставили в паре с Володей Вдовиченковым, и мы под руководством Валеры Деркача пробивали друг другу лоу-кики, я несколько раз пропустил удар, ведь Володя занимался боксом. А Валера нам подсказывал: «Здесь надо так, а тут помягче». Конкретно мне никто не говорил: «А вот сейчас, а вот здесь с Безруковым начнется такое».
Дальше меня одного вызвали к режиссеру: «Серега, я хочу сделать драку минут на пять чистого экранного времени». Был уверен, проблем на съемках не будет: тренировался в зале с ребятами, потом с грушей, так что знал, где и откуда может прилететь».
Перед дракой Муха смеялся и ел мороженое, прыгал по ржавым кораблям и травмировал ногу
Драку снимали в Братеевском парке на юге Москвы – рядом с ржавыми кораблями бывшего водно-моторного клуба «Десант» (закрыли в 2012 году). В фильме, когда Белый приезжает с друзьями, Муха сидит на ржавом корабле, и спрыгивает оттуда для начала драки.
«На съемку мы приехали рано утром, – вспоминает Апрельский. – Светило солнце, режиссер, оператор и постановщик еще раз осматривали локацию, мы с Майковым, Дюжевым и Вдовиченковым смеялись и ели мороженое, Сереги [Безрукова] еще не было. Я полез на ржавые корабли, и сверху крикнул режиссеру: «Леш, а ты не хочешь, чтобы я вначале драки спрыгнул отсюда?» – «Ты ногу подвернешь, а впереди целый день драки» – «Леша, я аккуратно».
Режиссер согласился – Муха прыгал с высоты три метра на два страховочных мата из старого советского спортзала – но предупредил: «Если что-то случится с ногой после прыжка, я тебя убью».
«Я пробежался, – продолжает Апрельский. – Сделал несколько попыток, уже тогда наступил пяткой на обруч от бочки, который ударил по икре. После команды «мотор» снова прыгал по блокам корабля, и тут мне попало по икре уже каким-то большим подшипником, в этот момент прозвучало: «Стоп, камера тебя потеряла». Думаю: «Блин, нафиг я это вообще предложил?». Мне пришлось повторить тройные прыжки четыре раза. Во втором дубле я подвернул лодыжку. «Девчонки, быстро заморозку и эластичный бинт», – тихо попросил у дежуривших на площадке, чтобы режиссер не услышал.
Впереди было восемь часов работы, а со мной уже происходило что-то невероятное: приземлился на правую ногу, боль, стресс, спасала только заморозка. После этого плохо работала правая нога: ее растирали и замораживали».
Белый и Муха так увлеклись, что отказались обедать, Апрельскому повредили два ребра
Драку снимали в мае, актеры приехали на площадку в 8:30, в 11:00 встали в кадр, в 18:15 Безрукова срочно увезли в «Табакерку» на спектакль, из-за которого Белого «просили поберечь».
Деркач: «Не было такого, что мы сказали «фас» и не выключали камеру. Нет – мы отдельно проходили каждый блок драки. Сначала репетировали, потом включали камеру, я подсказывал: «Бейте не по лицу, а в корпус; забыли схему – отойдите друг от друга; не знаете как ударить – не бейте совсем». Смешно получалось, когда один замахивался, а второй, забыв схему, останавливался».
Апрельский: «Первые четыре часа мы проходили по отработанным связкам. Потом Валера просил импровизации, быстренько показывал, и мы повторяли в воздухе и делали на камеру, но съемку не останавливали, и мы продолжали драться.
Нам дали 30 минут на обед (после того, как меня по-настоящему скинули в реку): но в этом возбужденном и побитом состоянии есть не хотелось, мы с Серегой сидели и смотрели на воду.
Вернемся к импровизации. Была драка с проволокой на ржавом корабле – какие-то сантиметры, и спица могла пробить и его, и меня (проволока прошла по моей мочке уха). Пошел азарт. Я грудью навалился на его ноги и сказал: «Толкай, я перевернусь через тебя». Я приземлился спиной на осколок от бутылки. Когда мы катились к воде, то попросил: «Серег, отталкивай меня». И пролетел вниз метра три.
«Не бей пяткой, ударь пыром», – попросил я в другой сцене, отлетел на три метра, и у меня надорвались два нижних ребра (не сломаны, а оторваны от хрящей). Впервые я присел после трех часов съемки, у меня уже была перебита перегородка носа, и я понимал, что не могу встать на ногу – а во мне еще осколки и камни. Мне заморозили больные места, я не мог дышать. Так мы снимали еще несколько часов.
Безрукова я все же подцепил по носопырке, минут 15 останавливали кровь. Я кричал: «Серега, прости». А он ответил: «Один-один». За полчаса до этого он сломал мне перегородку носа.
Деркач: «Мухе сломали нос – вокруг была настоящая кровь, как и кровь на лице Белого. Когда Мухе отбили колено, они больше махали руками, а не ногами. Многие вещи рождались по ходу драки общим творчеством: например, Муха, когда уже не мог нормально ходить, держался за перекладину, Белый бил его по лицу».
Апрельский: «По движениям в кино видно, что я переносил центр тяжести на правую ногу и придерживать себя. Ближе к концу уже не очень хорошо передвигался. Подвернутая нога, ребра, сломанная перегородка, две разбитые костяшки на левой и одна на правой руке после удара в корпус баржи. К тому же падал спиной».
Особая история с цепочкой, которой душили Безрукова: ради нее на площадку вызывали ворона
Апрельский: «Когда Безруков сорвал с меня цепочку, сказали: «Стоп, переснимаем». А потом режиссер тут же говорит: «А давайте оставим момент, что цепочка слетела».
«Леша, – предлагаю я режиссеру, – Давай я потом буду ею душить Белого». Ему понравилась идея, я намотал цепочку и убрал в карман. На тот момент были деньги, картина только начиналась, поэтому режиссер скомандовал: «Срочно вызывайте ворону, [чтобы она утащила цепочку]».
Сивушов: «Сидоров попросил организовать сцену с вороном, потому что в драке «не хватало финальной точки».
Апрельский: «И в этот момент началась новая эпопея: спустя часа три привезли вороненка из театра Терезы Дуровой, объявили обеденный перерыв, а Леша в это время снимал, как птица берет цепочку».
Сидоров и Апрельский
Сивушов: «В звенья цепи пришлось запихивать кусочки мяса».
Апрельский: «Быстро, засранка, взяла цепочку и полетела», – повторял дрессировщик. С седьмой попытки под общий смех она еле-еле ее взяла, через полчаса вернулась без всего. Я расстроился, потому что хотел забрать на память, и обратился к дрессировщику: «Вы же сказали, она дрессированная» – «Откуда мне знать, что у нее сегодня в голове? Дура-птица».
Деркач: «Ворон, наверное, еще жив, – они долго живут. Спасибо ему».
«Я не мог даже крикнуть, начал выть, пошли слезы». После съемки Безруков поехал на спектакль, а Муха 10 дней смеялся через боль
«Мы закончили, когда уже стемнело, девчонки-ассистентки нас быстро раздели, никого не интересовали травмы друг друга, – вспоминает Апрельский. – Я еле доковылял до автобуса, в 18:15 Безрукова посадили в машину и повезли через всю Москву на спектакль, который начинался в семь.
Держась за турникет в автобусе для переодеваний, я еле поднялся. Затекло все тело, кроме ушей, от боли было сложно разговаривать, я только кивал и отвечал: «Угу». Меня отвезли на машине до съемной квартиры в Отрадном, я медленно поднялся на третий этаж и не помнил, как заснул.
На следующий день в 10 утра проснулся от телефонного звонка, потянулся рукой к трубке и грохнулся с дивана. От боли не смог даже заорать, пошли слезы из глаз. Не смог встать – настолько были отбиты мышцы.
У меня в квартире был вертушечный телефон, еле набрал номер (промахивался и не доводил до нужной цифры): «Валерка, мазь и 250 грамм водки». Друг приехал только через полтора часа, я с четвертой попытки повернул отбитыми пальцами засов. По желто-зеленому телу растирали мазь на пчелином яде – я орал от боли. Не мог спускаться со ступенек, запрыгивать в метро, ни чихать, ни смеяться, вообще не мог ходить – так промучился дней десять.
Съемки «Бригады» продолжались, мне позвонил Валера: «Ну, брат, давай держись, работа такая».
Следующую моя сцену снимут через полгода: драка на дискотеке. А еще через неделю – Космос убивает Муху».
«Сделаем, потому что мы – Бригада». Безруков вспоминает сериал до сих пор и обнимает Муху при встрече
Апрельский: «В 2002 году, в самый бум «Бригады», Безруков пригласил меня на спектакль «Пушкин» в Театр Ермоловой (сыграл главную роль), куда невозможно было достать билеты, люди сидели на ступеньках. После спектакля его папа (Виталий Безруков написал сценарий того спектакля, тоже актер, сыграл в «Бригаде» собачника, вспомните по фото, – Sports.ru) меня пожурил: «Что-то вы моего Сережу не особенно берегли». – «Да вы что, мы же не в теннис играли». Он меня приобнял.
Потом встречались с Сережей на студиях и со слов «Бригада» начинались дружеские объятия. У нас получилась уличная пацанская драка – есть что вспомнить».
Деркач: «В моей карьере это одна из лучших постановок драки. Делал драки в «Магнитных бурях» (аналоге «Банд Нью-Йорка»), но ни ее, ни другие (ставил драки в «Орде», «На игре» и «Турецком гамбите» – Sports.ru) не вспомню, а вот драку в «Бригаде» – легко.
С Безруковым часто пересекаемся на общих проектах, когда впереди что-то сложное, он всегда повторяет:
«Сделаем, потому что мы – Бригада».