В понедельник в Сирии был сбит российский военный самолет Ил-20, на борту которого пребывали пятнадцать человек. Как так вышло, что он попал под дружественный огонь сирийских сил ПВО, и какие у этого будут последствия — в этом материале

Во вторник Минобороны РФ проинформировало, что 17 сентября самолет-разведчик российских Воздушно-космических сил Ил-20, на борту которого пребывали 15 человек, был сбит сирийскими силами противовоздушной обороны из комплекса С-200. В живых никто не остался. Место падения самолета — акватория Средиземного моря, в 27 километрах западнее населенного пункта Баниас.

Ил-20 был сбит в момент возвращения на российскую военную базу Хмеймим​, он уже заходил на посадку, сообщили в ведомстве. По заданию, экипаж обязан был определить места хранения и сбора беспилотников боевиков, действующих против сил сирийского правительства.

17 сентября примерно в 22:00 четыре израильских истребителя F-16 ударили управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия, описывают ситуацию российские военные. Согласно их информации, заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря.

«При этом самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в данном районе», — сказано в сообщении Минобороны.

Бомбометание выполнялось, когда самолет заходил на посадку. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики «подставили его под огонь средств ПВО Сирии», отмечают в Минобороны.

Президент Владимир Путин сообщил позднее, что заявление Минобороны с ним «полностью согласовано».

Как сказал министр обороны Сергей Шойгу, вина за сбитый самолет РФ и гибель экипажа «полностью лежит на израильской стороне».

​«Несмотря на имеющиеся договоренности о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, командование российской группировки войск было проинформировано только за 1 минуту до нанесения удара израильскими F-16», — отметил Шойгу, пообещав не оставить без ответа действия израильских ВВС.

Согласно версии израильских военных, причиной гибели Ил-20 был беспорядочный огонь сирийских систем противовоздушной обороны. Кроме того, когда сирийские ПВО выпустили ракеты, которые сбили Ил-20, F-16 уже находились в израильском воздушном пространстве, сказано в сообщении Армии обороны Израиля.

«Израиль возлагает полную ответственность за случившееся на режим Башара Асада, военные которого сбили российский самолет», — сказано в заявлении.

К вечеру лидеры РФ и Израиля побеседовали по телефону. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил соболезнования в связи с гибелью военных РФ. Он дал обещание предоставить Москве детальную информацию о действиях израильской авиации в Сирии в понедельник. В ближайшее время эти сведения в Москву привезет командующий ВВС Израиля.

Проблема дружественного огня в случае действий зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности появляется очень часто, говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, военный эксперт Василий Кашин. Только в ходе вторжения в Ирак в 2003 году американские Patriot уничтожили 2 дружественных истребителя (свой и британский) и едва не сбили еще один американский, уточнил эксперт.

«Общая проблема для средств ПВО большой дальности — когда у вас в одном секторе воздушного пространства есть свои и чужие», — сказал Кашин.

Как он отмечает, расчет ЗРК работает в условиях сильнейшего стресса, отражая налет, который может быть направлен прямо на него.

«Применяются средства радиоэлектронной борьбы, все это накладывается на то, что сама система [С-200] очень старая и не самая совершенная. Разумеется, это повышает вероятность ошибки», — добавил военный эксперт.

Согласно данным Conflict Intelligence Team, за все атаки Израиля по сирийским объектам, которых, как отмечают израильские военные, было свыше 200, сирийцам удалось сбить всего один израильский F-16. В CIT также напоминают о сделанном весной заявлении Пентагона о том, что сирийские ПВО вели огонь преимущественно уже после атаки, предположительно, с целью отчитаться о расходовании боекомплекта.

«В этих условиях случайное попадание в российский самолет-разведчик выглядит очень вероятным», — говорят в CIT.

Может быть, операторы сирийских средств ПВО сопровождали цель как групповую — то есть вели F-16 и Ил-20 одновременно, а потом произвели пуск ракет, говорит бывший заместитель командира полка С-200, главный редактор журнала «Воздушно-космический рубеж» Михаил Ходаренок.​

«В момент наведения могло случится разделение этой групповой цели, и головки самонаведения захватили самый мощный сигнал, который дает как раз Ил-20», — сказал эксперт.

Знакомый с ходом расследования катастрофы источник отмечает, что пока рано делать вывод, хотели ли израильские истребители прикрыться российским самолетом. При этом он также отмечает вероятность переключения головки самонаведения ракеты на более мощную цель.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Модель Келси Квейл застрелили

Подобная ситуация произошла в 2001 году, когда над Черным морем пассажирский Ту-154 был непреднамеренно сбит ракетой С-200, запущенной силами ПВО Украины в ходе военных учений, сообщает источник.

«Тогда нацеливание ракеты С-200 произошло именно на более ярко-контрастную цель, потому что ракета использовала принцип самонаведения», — сказал он.

Как он отмечает, на любой войне 40 процентов потерь — это дружественный огонь.

В августе 2008 года во время войны за Южную Осетию Россия потеряла 6 самолетов. Половина из них была сбита дружественным огнем, было сказано в опубликованном в 2009 году материале издания Moscow Defence Brief.

Ил-20 по сравнению с F-16 — в 10 раз более контрастная цель, отмечает собеседник. Точность наведения принципиально зависит от комплекса, которым был сделан удар, уточнил источник.

«У С-200 ракета в пусковой установке видит цель и стартует самостоятельно. И сопровождает цель на всем протяжении полета», — сообщил собеседник.

Как он отмечает, система распознавания «свой-чужой» могла не сработать, так как радиолокатор подсвета цели С-200 запрашивает данные о принадлежности цели до пуска ракеты, а в дальнейшем ракета идет к цели уже по алгоритму наведения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Дортмунд» жаль! «Сити» обострял только в контратаках, Пеп признал, что нужно исправить и прессинг, и розыгрыши

17 сентября Израиль первый раз наносил удары по провинции Латакия, хотя периодически атакует военные объекты в разных районах сирийской территории. Это связано с опасениями Тель-Авива по поводу роста влияния Тегерана в Сирии, на территории которой присутствуют иранские военные советники и проиранские формирования, сражающиеся на стороне правительственных войск. Помимо этого, Тегеран поддерживает враждебное Израилю ливанское шиитское движение «Хезболла», признанное в Израиле террористической организацией, которое также воюет на стороне президента Сирии Башара Асада. Как много раз отмечали в Тель-Авиве, действия израильских военных направлены на обеспечение безопасности своей страны — они не допустят установления коридора для поставок оружия «Хезболле» из Ирана в Ливан через территории Сирии и Ирака.

Чаще всего целями израильской авиации оказываются находящиеся в пригороде Дамаска военные базы, штабы и склады с оружием проиранских сил. Периодически израильские ВВС наносят удары и по позициям сирийской армии на юге страны граничащих с Израилем районах.

Чаще всего атаки авиации и ракетные обстрелы по территории Сирии никак не комментировались военными Израиля. Военные РФ в том числе предпочитали не высказываться. Для предотвращения нежелательных опасных ситуаций Москва и Тель-Авив открыли специальные каналы связи, по которым израильские военные информировали своих российских коллег о запланированных ударах.

Ситуация с крушением Ил-20 над Средиземным морем больше похожа на «цепь трагических случайных обстоятельств», сказал Владимир Путин, отметив, что израильский самолет не сбивал российский Ил-20, и поэтому некорректно ​сравнение этой ситуации с инцидентом практически трехлетней давности, когда турецкий истребитель сбил российский Су-24.

российский Ил-20 Сирия

«Это все-таки другая ситуация. Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет», — уточнил Владимир Путин.

Российский истребитель Су-24 был сбит над территорией Сирии турецким F-16 ракетой класса «воздух — воздух» в ноябре 2015 года. Экипаж смог катапультироваться, однако выжил только штурман Константин Мурахтин. Пилот Олег Пешков был расстрелян в воздухе сирийскими террористами. Владимир Путин назвал случившееся «ударом в спину». Он привел к резкому ухудшению отношений между Москвой и Анкарой. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган длительное время не признавал вину Анкары в крушении Су-24 и даже пообещал и впредь сбивать самолеты РФ, если они будут нарушать воздушное пространство Турции. Потепление в двусторонних отношениях начало намечаться через практически год, когда Эрдоган направил Путину письмо с извинениями.

Ответные действия, как отметил российский лидер, будут направлены на обеспечение безопасности российских военнослужащих и объектов на территории Сирии. Подробностей плана президент не раскрыл, только отметив, что «это будут такие шаги, которые заметят все».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Молодёжный чемпионат мира по хоккею 2019 - состав сборной России

Эскалации напряженности между Москвой и Тель-Авивом не будет — обе стороны дорожат своими отношениями и нуждаются друг в друге, считает эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов.

«Публично для внутренней аудитории Министерством обороны РФ высказана корректно твердая позиция, которая должна объяснить гибель граждан России», — говорит эксперт.

Помимо этого, Мардасов указывает на то, что сдерживание Израилем Ирана выгодно самой Москве — противостояние между Тель-Авивом и Тегераном дает возможность РФ сдерживать иранские амбиции на Ближнем Востоке «чужими руками».

РФ вряд ли пойдет на радикальные и необдуманные меры в отношении Израиля, с которым она смогла выстроить эффективные рабочие отношения, согласен старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев.

«С Тель-Авивом Москва смогла найти общий язык и прийти к пониманию интересов каждой из сторон не только в Сирии, но и в регионе Ближнего Востока в целом — и это работало безотказно по сей день», — отмечает эксперт.

Он считает, что России невыгодно сейчас открывать новый фронт противостояния.

Ситуация со сбитым Ил-20 вряд ли будет поводом для поставки систем ЗРК С-300 сирийской армии, против чего категорически выступает Тель-Авив, заявляет эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Как он считает, С-300 «вряд ли полностью закроют сирийское небо», а передача этих систем Дамаску будет только лишним поводом для Израиля наносить удары по военным объектам проиранских сил на территории Сирии.

«Установка С-300 в Сирии только изменит парадигму действий ВВС Израиля, которые будут пытаться сперва вывести системы из строя, а потом уже наносить удары по обозначенным целям», — говорит эксперт.

российский Ил-20 Сирия

Как считает Семенов, чтобы обезопасить провинции, где расположены российские базы, необходимо разграничить территории, где присутствуют различные «токсичные» для Израиля проиранские структуры.

«В таком случае РФ могла бы требовать прекращения действий ВВС Израиля в провинциях Тартус и Латакия или даже взять данные регионы под свой зонтик», — отмечает эксперт.

Однако проиранские структуры, как говорит Семенов, как раз создают в данных районах собственные объекты в расчете на то, что Израиль не будет из-за российского присутствия проявлять такую активность, как на юге Сирии.

Поставки более современных средств ПВО Дамаску будут опрометчивым шагом, и это в Москве прекрасно понимают, уверен Мардасов.

«Максимум — российские эксперты могут продолжить восстанавливать боеспособность уже существующей сирийской системы ПВО для поддержания суверенитета Сирии», — отмечает он.

Для предотвращения опасных ситуаций, как считает эксперт, Израиль и РФ могут договориться о более своевременном взаимном уведомлении и ограничении полетов израильской авиации рядом с российскими объектами.​

Источник