Главные истории нового рейда.
17 января в Саудовской Аравии финишировало главное зимнее гоночное действо – «Дакар-2020». Все сомнения и ожидания оказались развеянными: новая локация самого престижного рейда мира понравилась всем: маршрут получился разнообразным (не однотипные песчаные пустоши), а организация бивуаков и перемещения персонала оказалась лучше, чем в Южной Америке – очевидно, местные не пожалели вложений.
Со спортивной точки зрения гонка вышла на шикарном уровне: благодаря качественной проработке этапов у арабских гонщиков не оказалось решающего преимущества, и в трех классах из пяти (мотоциклы, квадроциклы и внедорожники) битва за победу шла буквально до последнего дня. Итоговые отрывы там составили всего 16, 18 и 6 минут соответственно – причем в авто на первое место претендовали сразу три легенды: двукратный чемпион мира по ралли Карлос Сайнс-старший (две победы на «Дакаре»), защищавший титул лучшего Нассер Аль-Аттия (три победы на «Дакаре») и 13-ти кратный победитель рейда (6 раз на байке, 7 – на внедорожниках) Стефан Петерансель. Вышло жарко – в классе авто такого не было с 2017-го: обычно имя обладателя золотого бедуина можно было назвать еще за два этапа до финиша, а средний отрыв колебался в пределах 30-50 минут.
«Дакар-2020» без сомнений станет историческим – уж слишком много нетривиальных событий в нем произошло.
Конец 18-летнему доминированию
Любители пожаловаться на последние шесть лет разноса «Мерседесом» «Формулы-1» явно не следили за классом мотоциклов на «Дакаре»: с 2000 года побеждала исключительно марка «КТМ». 18 лет подряд гонщики на австрийской технике приезжали первыми – и по-другому просто не могло быть: альянс мотопроизводителя и «Ред Булл» составлял самую мощную финансовую организацию, производил самый надежный байк и спокойно подписывал лучших райдеров.
И в 2020-м ничего принципиально не изменилось: «КТМ» вошел в рейд с шикарной бандой в лице Тоби Прайса, выигравшего в 2019-м даже с переломом руки, чемпионом-2018 Маттиасом Валькнером, лучшим в 2017-м Сэмом Сандерлендом и просто сильным пилотом Лусиано Бенавидесом. Но теперь старого состава не хватило для продления серии побед: «Дакар» выиграл американец Рики Брэйбек на «Хонде», а вторым внезапно стал Пабло Кинтанилья на «Хускварне». Нет, австрийцы не провалились – Прайс занял третье место с отставанием всего 24 минуты, а Валькнер с Бенавидесом финишировали в топ-6. Однако серия прервалась – и это огромное событие в мире гоночных мотоциклов.
Как же так вышло? Брэйбек по сути использовал тактику «КТМ» и выловил оптимальный баланс стабильной средней скорости, не перегружавшей не самую надежную «Хонду». В итоге американец выиграл всего два этапа (третий, после которого и вышел в лидеры, и шестой), а остальное время ехал на место в топ-5, ждал неудач конкурентов и экономил ресурс техники. Тактика сработала – хотя все могло закончится слезами в пустыне над сдохшим мотоциклом, прямо как у напарника Кевина Бенавидеса.
Элитный мотогонщик громко рыдал посреди пустыни на «Дакаре», обнимая байк. Он ехал в топ-3 и бился за победу, но подвел мотор
Против Прайса сложился целый ряд печальных обстоятельств и грустных случайностей: к примеру, он потерял 16 минут только из-за разбортовавшейся без прокола камеры в шине (что бывает редко). Но, в конце концов, любая победная серия рано или поздно заканчивается – и чем дальше она продолжается, тем сильнее растет вероятность ее завершения.
57-летний испанец вынес всех на внедорожниках
Идея рейда в Саудовской Аравии не нравилась многим болельщикам прежде всего из-за опасений за конкуренцию: арабские пилоты Нассер Аль-Аттия и Язид Аль-Раджи и без того сильны и выступают за богатую заводскую «Тойоту», а уж в практически родной пустыне их шансы на победу теоретически росли до небес. Тем не менее, составители маршрута от компании-промоутера A.S.O отлично поработали над разнообразием покрытий и наполнением этапов и нашли оптимальный баланс.
Преимущество Нассера и Язида немного нивелировалось разницей в сочетании техники и трассы: по большинству мест рейда-2020 лучше ехал легкий багги «Мини» с задним приводом, а не полноприводный танк «Тойота». Раллийные Hilux отлично справлялись с дюнами, но на открытых и прямых участках, а также зонах более жестких дорог проигрывали по максимальной скорости – а в маршруте, как ни странно, ровных отрезков оказалось больше. В итоге арабские гонщики выжимали все, что только можно (по бивуаку даже распространилось мнение, что так сильно Аль-Аттия еще никогда не напрягался и и выдал все способности машины), но в итоге он ничего не смог поделать с Карлосом Сайнсом-старшим.
Да, Эль Матадор выиграл «Дакар» в третий раз в карьере – ему 57 лет, он три раза обещал завершить карьеру после рейда, но до сих пор в строю. Отец пилота «Макларена» выиграл четыре этапа и лидировал с третьего дня – лишь раз крепко влепился в дюну, пробил колесо и потерял часть корпуса.
Не сильно от него отстал 54-летний Стефан Петерансель на таком же багги – на финише «месье Дакар» проиграл меньше 10 минут и привез те же 4 победы не этапе. Его результат можно назвать героическим, ведь француз выступал с новым штурманом Паулу Фиузой. Главной помехой стал языковой барьер: второй пилот не владеет французским, а Стефан плохо говорит по-английски и не знает родного для Паулу португальского. В решающий момент рейда на десятом этапе Петерансель потерялся за двадцать километров до финиша спецучастка и проиграл как раз те самые 10 минут – не говоря уже о сложности навигации в целом.
В разборках за победу сказался и фактор шин: только за первые два дня пилоты «Тойоты» словили 40 проколов, когда Сайнс и Петерансель меняли колеса суммарно шесть раз (в среднем 8-3 на каждого участника). С учетом затрат на пит-стоп в районе 1-1,5 минуты пять лишних пробитых шин только за несколько этапов потребовали около 7,5 минут – а отрыв между Аль-Аттия и Сайнсом остался только в районе 380 секунд.
«Нынешним шинами уже четыре года, – объяснил недовольство Нассер. – Проблема в том, что у производителя BF Goodrich нет конкурентов. Будь в гонке другой бренд, уверен, все бы изменилось. На багги нет проколов».
И правда: Сайнс и Петерансель использовали колеса с большим диаметром и менее широкими покрышками, хоть и от той же компании. И подобная картина наблюдалась не только во внедорожниках: водители грузовиков с меньшими колесами тоже жаловались на внезапные разбортовывания резины без видимых причин. Судя по всему, на следующем «Дакаре» не избежать шинной революции.
«КАМАЗ» снова чемпион – командная тактика решает
Рейд-2020 предполагался первым за последние 5 лет, в котором «Синяя армада» столкнется с достойным конкурентом. «МАЗ» отлично показал себя на «Шелковом пути» в 2019-м (лидировал на 70 процентах дистанции) с более совершенной капотной конструкцией и потому обладал огромным потенциалом, но все-таки одного грузовика не хватило для битвы с доминатором класса. Сергей Вязович на красной машине и правда временами ехал быстрее соперников (даже выиграл один из этапов), но при малейшей проблеме вроде слишком зыбучей дюны ему приходилось ждать напарников и терять по 10-15 минут. «КАМАЗы» же большую часть дистанции преодолели по парам, помогая друг другу.
В итоге минский грузовик сбросил темп ради минимизации технического износа – вся надежда оставалась на проблемы команды из Набережных Челнов. Но «Синяя армада» сработала как надо: с неполадками столкнулся лишь экипаж (Эдуарда Николаева), серьезная авария тоже случилось только одна (Дмитрий Сотников и камень на третьем спецучастке), так что реальных шансов у «МАЗа» все-таки не было. От персонала российской команды не потребовалось особого героизма – они просто показали всем, как выигрывать рейды в относительно спокойном режиме.
Пятикратный чемпион «Дакара» на «КАМАЗе» сошел с рейда впервые за восемь лет. После ночи в пустыне за ремонтом грузовика
Судя по всему, «КАМАЗ» продолжит царствование на «Дакаре» и в будущем, если минчане не выставят хотя бы еще один капотник – одного продвинутого грузовика для соревнования с лидерами категории в равной гонке без массовых проблем и неудач слишком мало.
Карякин второй в новой категории, к судейству есть вопросы
Лидер и основатель команды Snag Racing Сергей Карякин добавил в коллекцию второго бедуина: помимо золотой статуэтки за победу в квадроциклах в 2017-м у него теперь есть и серебряная за рейд-2020 в мотовездеходах. Это огромный прорыв – класс SSV поражает конкуренцией в последние годы: сюда пришли молодые американские пилоты из внутренних соревнований (один из них и выиграл «Дакар» в этом сезоне), открылась программа «Ред Булл», дебютировал чешский пятикратный чемпион в квадроциклах Джозеф Махачек и легендарный Сириль Депре, а также множество быстрых частных коллективов вроде экипажа Арона Домжалы (1 победа и четыре финиша в топ-3 на этапах).
И парень из Екатеринбурга, разрабатывающий багги вместе со своей командой, стал одним из самых стабильных представителей класса: лишь на одном из этапов он попал в топ-3, но постоянно держался в десятке быстрейших, успел полидировать, избежал аварий и попал на подиум.
С другой стороны, в классе оказалась явная неразбериха с судейством и регламентом: после восьмого этапа главных конкурентов Карякина Кейси Кьюрри (он в итоге и выиграл) и чемпиона-2018 Рейналду Варелу поймали на нарушении правил.
«После спецучастка была процедура взвешивания техники, на которой наконец-то заметили, что на машинах лидирующей команды стоят колеса неправильного диаметра, – объяснил тогда Сергей. – Мне интересно, как они пропускали это раньше. Сейчас поставили пломбы. Очень любопытно, какое решение примут технические комиссары. У них стоят диски большего диаметра, за счет чего колеса легче, и на этом сильно выигрывают в скорости. Надеюсь, в этот раз по отношению к ним будет применено хоть какое-то решение и это не останется безнаказанно, как обычно».
Но штрафов или хоть какой-то дальнейшей реакции от дирекции гонки так и не последовало.
Парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар» без денег (даже спал в машине!), а теперь сам делает багги для ралли-рейдов
Еще три россиянина – в топ-10, один – в самой сложной категории
Даже несмотря на удачное балансирование домашнего преимущества качественным маршрутом «Дакар-2020» стал очень успешным для выходцев с Аравийского полуострова: Аль-Аттия поднялся на подиум, Аль-Раджи выбил лучшую позицию в карьере (четвертую), а в топ-10 на девятом месте отметился еще один местный пилот Ясир Сейдан – обладатель бронзового бедуина 2016-го в классе почти стоковых машин Т2.
Язеду и Ясиру в попадании в десятку лучших помогли российские штурманы Константин Жильцов и Алексей Кузьмич соответственно. Оба уже бывали на подиумах общего зачета, так что аравийский рейд не назвать лучшим в их карьерах, но это все-таки «Дакар». О попадании в топ-10 здесь мечтают тысячи.
А вот Дмитрия Агошкова можно назвать героем: он добрался до финиша в самом суровом классе Original by Motul, где гонщики должны проехать всю дистанцию рейда без любой помощи механиков (инструменты и вещи тоже надо тащить на себе). Парень из Тольятти сошел в прошлом году из-за отказавшего байка, но теперь вернулся и довел дело до конца – причем финишировал девятым из четырех десятков стартовавших!
Победа частника на одном из этапов и четвертое место еще одного любителя
Матье Серрадори сотворил историю: выиграл восьмой этап в собственной команде на собственном багги и прервал 32-летнее полное доминирование автопроизводителей. Казалось, эра энтузиастов давно ушла, но все-таки и сейчас не все решают деньги и раздутый штат.
Историческая победа на «Дакаре»: любитель выиграл этап впервые за 32 года. Он сам строит машины и гоняется ради благотворительности
В итоге француз завершил рейд на восьмом месте в зачете внедорожников. Похоже, такими темпами в следующем году он сразится за топ-5 – лучший зимний отпуск из всех возможных!
Но не один только Серрадори оказался таким быстрым: классный темп на 10-м этапе продемонстрировал еще один частный гонщик Пьер Лашум – №330 стал четвертым! Правда, он сделал это на бывшем заводском багги «Пежо» 2008 DKR (в прошлом году на нем гонялся Себастьян Леб!), а во время следующего спецучастка разнес дорогущую машину после неудачного полета с дюны. На момент схода Лашум следовал десятым в общем зачете – вполне повод для гордости.
Фернандо Алонсо добрался до финиша сквозь море приключений
Двукратный чемпион «Формулы-1» приехал на «Дакар» без особой надежды на победу, но с желанием получить наслаждение и новый опыт. Цели точно выполнены: за две недели в Саудовской Аравии испанец поработал механиком посреди пустыни, заблудился, едва не столкнулся с конкурентом, а также свалился с дюны, разбил и восстановил машину и поездил без лобового стекла.
Приключения Алонсо на «Дакаре»: сам чинил машину, заблудился, едва убрался с дороги быстрого конкурента
Алонсо красиво навернулся с дюны на «Дакаре». Сделал два полных оборота, починился и поехал дальше
В зачете внедорожников Фернандо стал 13-м, завоевал второе место на одном из этапов и еще дважды попал в топ-5 по результатам дня, став лучшим новичком. Неплохо для дебютанта.
Один мотоциклист погиб, еще один – в коме
Не обошлось и без печальных исторических событий: на «Дакаре» впервые за последние 5 лет умер гонщик – на трассе. И пострадал не какой-то ноунейм, а вице-чемпион 2015-го Паулу Гонсалвеш, которого на бивуаке все знали, любили и вообще считали символом рейда. Обстоятельства гибели до сих пор неясны: то ли он попал в аварию, то ли у него просто остановилось сердце – поскольку в момент его падения с мотоцикла никого рядом не было, правды мы, вероятно, не узнаем.
Погибший на «Дакаре-2020» гонщик был символом ралли. За пять дней до смерти в одиночку поменял мотор на байке посреди пустыни
Эдвин Стравер, четвертый номер категории Original by Motul, упал с байка на скорости в 50 км/ч в процессе предпоследнего этапа. И ему очень не повезло: из-за удара нидерландец заработал перелом одного из шейных позвонков и остановку сердца. Медицинская бригада среагировала достаточно быстро, но из-за трудностей доступа (местность, на которой проходил спецучасток, не зря называться «Пустынная четверть») гонщик провел без пульса около 10 минут – и в итоге после запуска сердца погрузился в кому. Эдвина доставили в больницу Эр-Рияда – пока неизвестно, сколько еще он там пробудет и есть ли шанс на выздоровление.
И это тяжелое наследие тоже останется в истории аравийского рейда.
Небывалая война с читерами завершилась тихо
Чуть ли не главными нововведениями «Дакара-2020» стали масштабные правила контроля за честностью навигации. Гонщикам выдавали маршрутные книги за 15 минут до старта этапа, запирали их смартфоны в специальных боксах, обыскивали как минимум дважды в день с металлоискателями и контролировали через видеокамеры.
Подробнее о том, как это выглядит, читайте здесь
После половины маршрута появились первые утечки о пойманных мошенниках: Константин Жильцов в инстаграме рассказал об обнаружении нарушений в действиях сразу нескольких экипажей. Казалось, громкое дело, разборки и показательные штрафы неизбежны, но…. В итоге официальное предупреждение вынесли лишь сошедшему в самом начале «Дакара» экипажу россиянина Владимира Васильева – ему туманно пообещали будущие наказания при подаче новой заявки на рейд. Имена остальных читеров в публичный доступ не попали – если кого-то и наказали задним числом, то тайно. Был ли смысл тогда в грандиозных показных мерах по борьбе с нечестной навигацией?
Итог: рейд-2020 – верное развитие «Дакара»
Новая страна, отличная организация и качественный маршрут сделали свое дело: можно смело спрогнозировать рост участников в ближайших сезонах. Все-таки в Саудовскую Аравию ехать добираться намного дешевле, а большинство участников все-таки прибывает не из Южной Америки – пустынный полуостров намного удобнее пустошей Перу и Боливии.
Тяга к максимальному равенству всех и каждого как среди заводских команд, так и среди любителей похвальна и отлично работает на новый образ «Дакара». Марафон словно вернулся к истокам – а это всегда хорошо воспринимается публикой. Остается только разобраться с проблемами судейства: дирекция гонки декларирует масштабные изменения и явно пытается стать объективнее, но из-за нулевого итога их старания больше воспринимаются как показуха.
Другая проблема заключается в размере Саудовской Аравии: организаторы шикарно отработали и выдали максимально разнообразный маршрут, но надолго подобных мест в стране просто не хватит. Года через 2-3 новые локации непременно закончатся, и перед промоутерами встанет вопрос дальнейшего расширения в соседние страны (Иордания, Оман, Йемен, да хоть Египет) либо поиска нового пристанища. Пока же «Дакар» несомненно нашел свое место, удобное для всех и с точки зрения зрителей, и для гонщиков, и даже для источников финансирования. Великий рейд остается великим.
Итоговые результаты рейда – подиумы, новости, тексты