Имя: Николай Караченцов (Nikolay Karachencov)
Отчество: Петрович
День рождения: 27 октября 1944
Место рождения: Москва
Дата смерти: 26 октября 2018 (73 года)
Рост: 178 см
Знак Зодиака: Скорпион (характеристика)
Восточный гороскоп: Обезьяна
Деятельность: актер театра и кино
Николай Петрович Караченцов – это человек, имя которого всегда будет важной частью мира искусства времен СССР. Он снимался в кино, появлялся на театральной сцене, пел, озвучивал мультфильмы и зарубежные киноленты (в частности, подарил голос героям Жан-Поля Бельмондо).
Звезда мюзикла «Юнона и Авось», комедии «Белые росы», драмы «Моонзунд» и трагикомедии «Старший сын», любимый миллионами зрителей РФ и постсоветского пространства, вынужденно закончил карьеру после ДТП.
Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Его отец Петр Яковлевич (1907 – 1998) был знаменитым в РСФСР художником-иллюстратором, долгое время работавшим в журнале «Огонек». Мама, балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак (1913 – 1998), тоже принадлежала в творческой элите – ее постановки шли в самых крупных театрах Советского Союза, включая столичный Большой театр.
Детские годы Николая Караченцова прошли в районе Чистых прудов. Когда ему исполнилось семь лет, мать отправила его в интернат при Министерстве внешней торговли. Женщина все время находилась в разъездах – Вьетнам, Сирия, Великобритания – поэтому расставание с сыном было вынужденным.
Коля получал хорошие оценки, был партийным активистом. Убеждения он пронес через всю молодость: уже в юношестве, потеряв комсомольский билет, он просил исключить его из ячейки, отмечая, что такой рассеянный человек не заслуживает звания комсомольца.
Может быть, именно творческие профессии родителей первый раз натолкнули Николая Караченцова на мысли о схожем пути. Еще в детские годы он загорелся балетом, но мама, настаивавшая на более «мужественных» занятиях, подтолкнула его к увлечению спортом, поэтому Николай всегда мог похвастаться отличной физической формой.
В старших классах будущий актер начал выступать в составе творческой группы «Актив» при Центральном детском театре, также юноша постоянно посещал школьную студию самодеятельности. Во время репетиций он всегда чувствовал себя как рыба в воде.
Получив диплом об окончании средней школы, Николай с первого раза поступил в Школу-студию при МХАТе, на курс Виктора Карловича Монюкова.
В 1967 году он, отличившийся в дипломных спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич», закончил училище с отличием. Хотя чаще всего выпускников Школы-студии автоматически направляли в МХАТ, в год его выпуска в театре имени Ленинского комсомола (Ленком) появилась острая нехватка актеров из-за ухода главного худрука Анатолия Эфроса, и Николай в числе десяти лучших выпускников попал в труппу Ленкома.
Первые годы работы в Ленкоме Николай Караченцов принимал участие в постановках эпохи Эфроса: «Дым отечества», «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «Страх и отчаяние в третьей империи». В 1973 году в театр пришел новый художественный руководитель – Марк Захаров. С ним началась новая жизнь Ленкома и его актеров.
Сначала Захаров дал Караченцову небольшую роль в мюзикле «Автоград 21» – молодой актер вошел в состав хора. В 1974 году он сказал Николаю учить роль Тиля Уленшпигеля для нового спектакля «Тиль» – шутовской комедии в двух актах в интерпретации Георгия Горина, с музыкальным сопровождением от Геннадия Гладкова и стихами Евгения Евтушенко и Юрия Энтина.
Для времен СССР «Тиль» был настоящим культурным переворотом. Смелый и умный герой-бунтарь, ловко выходящий сухим из воды в самой непростой ситуации, полюбился зрителям и прежде всего молодежи. Достать билеты на постановку было очень нелегко, ну а Николая Караченцова и Инну Чурикову этот спектакль сделал звездами первой величины. «Тиль» значился в репертуаре Ленкома без малого двадцать лет.
В 1976 году была премьера еще одной постановки Захарова, рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В главной роли играл Александр Абдулов, а Караченцов исполнял сразу двух персонажей – Смерть и Главу рейнджеров. Спектакль пользовался успехом в течении 17-ти сезонов, и только в 1993 году был снят с репертуара.
Но самой, по мнению большинства зрителей, эффектной и запоминающейся ролью Николая Караченцова был мужественный романтик – граф Николай Резанов из рок-оперы «Юнона и Авось», первый раз поставленной на сцене Ленкома 9 июля 1981 года.
«Наверное, звезды так встали в момент появления «Юноны», бог на секунду поцеловал каждого из создателей: Марка Захарова, Андрея Вознесенского, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева. Каждый со своей стороны выдал нечто очень талантливое, такой эмоциональной силы, такого душевного вклада, что нам не приходится сейчас сомневаться в художественной ценности получившегося произведения»
37-летний Караченцов не отличался особым вокалом, поэтому во время подготовки к спектаклю брал уроки пения у музыканта и педагога Павла Смеяна, также занятого в мюзикле.
Сниматься в кино Николай Караченцов стал в 1967 году, одновременно с выпуском из Школы-студии. Его первыми экранными работами были картины «Штрихи к портрету В.И. Ленина», а также небольшая роль в ленте «…И снова май».
Но широкий зритель узнал о Караченцове только после триумфа в «Тиле» – сразу после этого вышел телеспектакль «Пир во время чумы» по пьесе Пушкина, где Караченцов исполнил председателя.
В 1975 году была премьера драмы «Старший сын», экранизации пьесы Александра Вампилова. Караченцов получил роль юноши по фамилии Бусыгин – вместе с героем молодого Михаила Боярского он застревает на окраине Москвы и, чтобы не остаться ночью под открытым небом, обманывает пожилого гобоиста (Евгений Леонов). Бусыгина представляют внебрачным сыном мужчины, который с радостью принимает юношу в свою проблемную семью.
Фильмография легендарного актера насчитывает свыше сотни ярких работ: Вася из фильма «Белые росы», маркиз Рикардо из «Собака на сене», лейтенант Орлов из драмы «Батальоны просят огня», бандит Урри из «Приключений Электроника», председатель из «Колхоз интертеймент».
Отдельно в данном списке нужно также отметить роль ковбоя Билли Кинга из комедии «Человек с Бульвара Капуцинов».
В течении своей карьеры Николай Караченцов часто работал как артист озвучивания. Более того, именно он чаще всего озвучивал картины с участием знаменитого французского актера Жан-Поль Бельмондо. Кроме этого Николай Караченцов также подарил свой голос персонажам кинолент «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Дом на песке», а также мультфильмов «Пес в сапогах», «Кот Котофеевич», «Бюро находок» – всего их 25.
За многочисленные заслуги перед советским искусством, Николай Петрович много раз получал престижные награды. В послужном списке актера имеется звание Заслуженного и Народного артиста РСФСР, орден Почета и орден За заслуги перед отечеством» (четвертой степени). В 2002-м году Николаю Караценцову дали Государственную премию РФ.
Всю свою жизнь актер состоял в браке с одной женщиной – актрисой Ленкома Людмилой Поргиной. Знаменитости расписались в 1975 году и с того времени всегда были вместе. В 1978 году у актеров появился на свет сын Андрей, который впоследствии стал успешным адвокатом.
Андрей и его жена Ирина подарили Николаю Караченцову 3-х внуков: сына Петра (2002) и дочерей Янину (2005) и Ольгу (2015).
В ночь с 27 на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов попал в ДТП, которое разделило его жизнь на «до» и «после». За несколько часов до этого ему позвонила жена, Людмила Поргина, со слезами сообщившая о смерти ее матери. Николай и его шурин, отдыхавшие на даче в Московской области, сразу же собрались и отправились в путь, несмотря на метель.
Николай гнал свой Passat по Мичуринскому шоссе как только мог. Заметив впереди трамвайные пути, он дал по тормозам, но колеса заскользили, машину занесло и бросило в фонарный столб. Актер потерял сознание.
Брат жены Караченцова, сидевший на пассажирском сиденье, отделался легкими повреждениями. Он и вызвал скорую, и уже спустя сорок минут Караченцова везли в больницу №31, куда заведомо вызвали нейрохирургов из Боткинской больницы. Всю ночь медики оперировали актера, получившего перелом черепа и внутреннюю черепную гематому. Помимо этого, он получил повреждение живота и сломал 3 ребра.
Следующие 26 дней актер находился в коме. После этого начался сложнейший процесс реабилитации. Только в 2007 году он смог выйти на сцену на гала-концерте, приуроченном к сорокалетию работы Николая в театре Ленком. Концерт начался с композиции Николая «Я здесь», поставленной в фонограмме. В это время находившийся в зале артист крикнул «Я здесь!», и зал разразился овациями.
Но последствия ДТП поставили крест на актерской карьере Николая Караченцова. Ему не удалось восстановить речь полностью, и вяло реагировал на внешние раздражители. После 2-х курсов лечения в Израиле и Китае он продемонстрировал улучшение, и в 2013 году смог исполнить практически бессловесную роль Василия в картине «Белые росы. Возвращение».
К сожалению, злой рок не отступил от семьи народного артиста. Ровно через 12 лет после первого ДТП, 28 февраля 2017 года, он снова попал в аварию. На сей раз за рулем автомобиля сидела его супруга. Муж с женой в сопровождении медсестры ехали с дачи на городскую квартиру, когда их Тойота врезалась в Газель и перевернулась. У актера было сотрясение мозга, его оперативно доставили в НИИ Склифосовского.
18 сентября прошлого года СМИ проинформировали о госпитализации Николая Караченцова в НИИ Склифосовского. Сын актера поспешил успокоить почитателей его таланта – госпитализация оказалась плановой. Но во время лечения в легком актера нашли опухоль.
«Определяемся с лечением, медики пока подбирают терапию – будем бороться, будем жить», – сообщила прессе жена Караченцова.
Осенью этого года Николай Караченцов попал в больницу с воспалением легких, вызванным онкологическим заболеванием. 26 октября, за день до своего 74-летия, народный артист РФ умер в реанимации 62-й Московской онкологической больницы из-за почечной недостаточности на фоне общей болезни.