В Токио – уникальная Олимпиада. Одна из причин – первое появление спортсмена-трансгендера. Как ничем не примечательный тяжелоатлет из Новой Зеландии превратился в женщину и борется за олимпийские медали?
Рассказываем историю Лорел Хаббард.
Выбрал тяжелую атлетику, чтобы прокачать мужественность: бил рекорды, но в сборную не попал
Гэвин Хаббард родился в семье бывшего мэра Окленда и крупного новозеландского бизнесмена Дика Хаббарда. Мальчик занялся тяжелой атлетикой и довольно быстро достиг неплохих результатов: в 1998-м установил национальный юниорский рекорд в весе свыше 105 кг.
Тяжелая атлетика – не случайный выбор: уже после трансформации в женщину Хаббард объяснял, что хотел почувствовать в себе мужское начало:
«Я подумала, что, возможно, если попробую что-то настолько мужественное, то и сама стану мужественной. Но, к сожалению, этого не произошло».
Несмотря на юниорские успехи, результаты не позволяли ему выйти на высокий уровень: во взрослую сборную Гэвин не попал, а в 2001-м прекратил тренировки – на тот момент ему было 23 года. Причиной завершения карьеры было невыносимое давление – Хаббард отчаялся вписаться в мир, который его не принимает. И уже тогда задумывался о переходе.
В 2012-м Гэвин решился на смену пола – начал гормональную терапию и сменил имя на Лорел. За 9 лет до этого МОК установил правила для спортсменов-трансгендеров: необходимы хирургическая операция, гормональная терапия и юридически оформленный переход. Уже с 2004-го атлеты, сменившие пол, могли выступать на Играх.
На Играх-2021 впервые выступят трансгендеры, а в США мальчикам разрешили соревноваться с девочками (если они ощущают себя девочками)
В 2015-м правила пересмотрели и упростили: требование об операции и смене документов убрали. Теперь транс-женщины (то есть мужчины по рождению) должны соответствовать трем критериям:
• если спортсменка заявила, что ее гендерная идентичность – женская, то в течение минимум 4 лет она не может менять это заявление;
• уровень тестостерона в организме должен быть ниже 10 нмоль/л в течение минимум 12 месяцев до первого старта. Природный уровень тестостерона у женщин заметно ниже: от 0,12 до 1,79 нмоль/л;
• на протяжении всего соревновательного периода уровень тестостерона должен быть ниже 10 нмоль/л.
Если спортсменка не соблюдает условия, право на участие в женских соревнованиях приостанавливается на 12 месяцев.
После смены пола пришли победы, но выступлению в Токио угрожала серьезная травма
В 2017-м на женских соревнованиях появилась новая спортсменка – Лорел Хаббард. Победа пошли сразу – девушка установила рекорд Океании и выиграла открытый чемпионат Австралии в категории свыше 90 кг.
Прогресс был быстрый – в первом же сезоне Лорел отобралась на чемпионат мира. Она соответствовала всем требованиям: тестостерон ниже 10 нмоль/л, а гормональная терапия длилась дольше года.
На дебютном ЧМ Лорел взяла серебро – и ожидаемо столкнулась с критикой: соперницы обвиняли ее в нечестной игре, а тренер победившей американки Сары Роблс заявил, что все вокруг надеялись на победу его ученицы. Во время турнира Хаббард избегала журналистов, а после награждения быстро прошла мимо микст-зоны и проигнорировала пресс-конференцию, сославшись на допинг-контроль.
Трансгендер, сыгравший на US Open как мужчина и как женщина
После возвращения в Новую Зеландию Лорел все же дала интервью: «Я понимаю, что меня поддержат далеко не все, но надеюсь, что люди сохранят непредвзятость и, возможно, взглянут на то, что я делаю, в более широком контексте».
На Игры Содружества-2018 Хаббард ехала фаворитом, но при попытке установить рекорд в рывке получила серьезную травму: штанга весом 132 кг оказалась за спиной Лорел – и локоть спортсменки выгнулся в другую сторону. Сгоряча Хаббард сказала, что сломала руку и, вероятно, покинет спорт.
Однако травма оказалась не такая серьезная, как думала Лорел – ей диагностировали разрыв связок, но уже через несколько месяцев Хаббард выступала на чемпионате Новой Зеландии.
Перенос Игр и облегченные условия квалификации позволили ей отобраться на Олимпиаду в Токио – это первый случай в олимпийской истории, когда на старт выходит спортсмен, сменивший пол.
Из-за Хаббард соперницу заставили перейти в другую весовую категорию, но некоторые поддерживают Лорел
Участие Хаббард в Олимпиаде вызвало негодование среди соперниц и специалистов.
Бельгийская тяжелоатлетка Анна Ван Беллинген заявила, что не имеет ничего против транс-персон, но допуск таких спортсменов ущемляет права женщин: «Для спортсменов все это звучит как плохая шутка. Медали и отбор на Олимпиаду – шанс изменить жизнь, который некоторые атлеты упускают. И мы бессильны».
Правозащитная группа Save Women’s Sport, выступающая против участия трансгендеров в женских соревнованиях, обвинила МОК в непоследовательности: «Неправильная политика МОК позволила отобраться 43-летнему биологическому мужчине, идентифицирующему себя как женщину, в женские соревнования».
В Лондоне у здания Высокой комиссии Новой Зеландии прошел протест – десятки недовольных оспаривали справедливость допуска Хаббард. Британцы вышли на улицу с плакатами: «Лорел Хаббард – мужчина» и «Не пускайте мужчин в женский спорт».
Перед Играми Содружества Австралия лоббировала отстранение новозеландки от турнира.
«Это всего лишь пенис!» Олимпийский чемпион стал женщиной и потряс мир
Позитива в имидж Хаббард не добавила история, произошедшая в 2018-м, – она признала себя виновной в неосторожном вождении. Не вписавшись в поворот рядом с Квинстауном, Лорел врезалась в машину, в которой находилась пожилая пара из Австралии. Водитель провел две недели в больнице и нуждался в серьезной операции на позвоночнике.
Хаббард согласилась с обвинениями и предложила выплатить 13 тысяч долларов, включая тысячу за моральный ущерб. Но информация об инциденте держалась в секрете почти год – суд принял во внимание подготовку Лорел к Олимпиаде и попытался оградить ее от негативных комментариев накануне важных стартов. Позднее решение о неоглашении отменила более высокая инстанция.
Навстречу Лорел идет не только суд – власти Новой Зеландии и спортивное руководство поддержали ее отбор на Игры, сославшись на то, что она выполнила критерии и имеет право выступать.
«Мы признаем, что гендерная идентичность в спорте – деликатный и сложный вопрос, требующий баланса между правами человека и справедливостью на площадке», – отметила исполнительный директор Олимпийского комитета Новой Зеландии Керейн Смит.
И все же не все соперницы выступают против Хаббард. Ее поддержала штангистка из Австралии Каризма Амо-Таррант – они выступят вместе в Токио-2020: «Я очень уважаю ее и желаю ей и другим спортсменам всего наилучшего. Я соревновалась с ней раньше – мы всегда отлично болтали».
Мнения по поводу участия Лорел разделились, но ее переход в женский спорт не только породил полемику, но и принес вполне ощутимые последствия. Тяжелоатлетку из Новой Зеландии Трейси Лэмбрекс заставили перейти в более легкую весовую категорию, чтобы не пересекаться с Хаббард.
Лэмбрекс выступала в Рио-2016 и владела национальными рекордами в весовой категории свыше 90 кг. Однажды ей позвонил тренер и сказал, что все ее рекорды побиты за одни выходные.
«Я ответила: «В смысле? Не было никого, кто был бы близок ко мне». Он сказал: «Лорел пришла в тяжелую атлетику и выступала в этот уик-энд. Теперь ты номер два».
Так как каждой стране в отдельной весовой категории разрешено выставлять по одному участнику, Лэмбрекс вынудили перейти в более легкий вес. Федерация заявила, что в ином случае ей придется завершить карьеру. Трейси сбросила 18 кг за три месяца, чтобы выступить на Играх Содружества. А после этого ушла из спорта с обидой на федерацию и ситуацию вокруг женского спорта:
«Я смотрю на молодых спортсменов. Мальчики 14-15 лет поднимают те же веса, что и взрослые женщины. Думаю, все это вытеснит женщин из спорта. Никто не захочет участвовать в турнире, где не сможет претендовать на медали».
Мужчина, ставший женщиной, всегда сильнее женщины. Это породит новый вид читерства?
Перед МОК стоит сложная задача: найти баланс между инклюзивностью и справедливостью. С одной стороны, проблема включения транс-персон в олимпийское движение действительно появилась – все больше спортсменов меняют пол, да и в обществе это острая тема. С другой – как не ущемлять при этом права женщин, которые долго боролись за свое место на Олимпиадах?
Первый аспект, который ставит под сомнение справедливость участия Хаббард в Играх, это физиология. Помимо тестостерона, который правила МОК ограничивают для транс-женщин, у мужчин крупнее сердце и легкие, плотнее кости, кровь больше насыщена кислородом, доля мышечной массы тоже выше. Если предельно упрощать – мужчины по природе сильнее женщин.
Некоторые исследования подтверждают теорию о том, что подавление тестостерона у транс-женщин неэффективно для достижения равенства с биологическими женщинами.
Потеря работоспособности в 5%, которая достигается гормональной терапией, далека от того преимущества, которое получают мужчины, пережившие пубертат. По мнению исследователей, в тяжелой атлетике мужчины на 30-40% эффективнее женщин.
По юниорам Хаббард не попадал в сборную, но поднимал 300 кг. На последнем ЧМ Лорел взяла по сумме 285 кг – вот и снижение в 5%. Но что делать с преимуществом в 30-40%? Получается, любой спортсмен-мужчина, перешедший в женский спорт, претендует на медали.
Исследование проводили биолог Манчестерского университета доктор Эмма Хилтон и сотрудник Каролинского медицинского института Томми Лундберг. Интересно, что для сравнения с высшими результатами в женском спорте они взяли россиянок Татьяну Каширину и Оксану Сливенко – обе замешены в допинг-скандалах. То есть разрыв, который создала природа, невозможно закрыть, даже используя запрещенные препараты.
Тестостерон в женском спорте: помогает или мешает? И что делать таким, как Семеня?
Все меняет половое созревание. Если в результатах между мальчиками и девочками 11-12 лет отличий почти нет (иногда девочки поднимают даже больше), то на взрослом уровне женщина не может конкурировать с мужчиной.
На Олимпиаде в Рио в весовой категории свыше 75 кг китаянка Мэн Супин подняла 307 кг по сумме. Она заняла бы последнее место среди мужчин в категории до 77 кг, была бы третьей с конца в категории до 69 кг.
А еще у тяжелоатлеток, которые раньше были мужчинами, есть психологическое преимущество – если они брали большие веса раньше (как те же 300 кг у Хаббард), то им легче справляться с нагрузками в женском спорте.
Если бы Хаббард подавила половое созревание в подростковом возрасте, то ее участие в женских турнирах сейчас было бы более честным. Но до 35 лет Лорел была мужчиной. И здесь возникает второй вопрос: может ли такой атлет быть лицом трансгендерного спорта?
Сама тяжелоатлетка не обсуждает транс-сообщество – она редко дает интервью и просит не спрашивать ее о сложных темах равноправия, а просто позволить ей заниматься любимым делом. «Это не моя роль и не моя цель – менять мнение людей. Я надеюсь, что меня поддержат, но никого не собираюсь заставлять. Я здесь не для того, чтобы изменить мир. Я просто хочу быть собой и делать то, что делаю».
Возникает логичный вопрос: как доказать, что мужчина реально ощущает себя женщиной, а не пытается обойти правила и завоевать медали, титулы, состояние?
Во времена тотального превосходства ГДР и Советского Союза в легкой атлетике многие считали, что спортсменки – это переодетые мужчины. Легендарные сестры Тамара и Ирина Пресс внезапно завершили карьеру после введения гендерной проверки. Разве допуск транс-женщин до соревнований не похож на откат к тем временам? Только теперь это можно делать легально – достаточно назвать себя женщиной и пропить курс гормонов.
Возможно, Лорел Хаббард действительно ощущает себя женщиной, а в ее действиях нет желания кого-то обмануть. Но где гарантии, что образовавшейся лазейкой не воспользуются другие?
P.S. Хаббард пойдет за золотом Игр 2 августа: финал у женщин в категории свыше 87 кг начнется в 13:50 мск.