Битва за победу чуть не превратилась в скандал – соперник тут же сошел.
Плотность борьбы за победу на «Дакаре»-2021 в категории мотовездеходов просто поражает: после восьми этапов топ-5 претендентов на победу расположились всего в часе, нынешний лидер оторвался от второго места лишь на 20 минут – но фавориты здесь меняются буквально на каждом спецучастке.
В борьбе за первое место гонит и русская команда чемпиона «Дакара»-2017 Сергея Карякина Snag Racing: сейчас она – четвертая с отставанием в 48 минут от лучшего на данный момент экипажа в тотале, а до подиума екатеринбуржцам нужно отыграть лишь 17 минут. Не так-то много по меркам многодневного марафона.
И Карякин еще совсем не потерял шансы на подиум и победу: его тактика как раз и заключается в спокойном и безрисковом пилотаже. Он просто ждет, пока соперники с огромной заводской поддержкой соревнуются в скорости на спецучастках, обмениваются лучшими временами и один за другим ломают машины и психологически не выдерживают сами. По рассказам Сергея в видео на ютубе, нервы у фаворитов начали сдавать уже на четвертом этапе.
Но, похоже, тактика россиянина может и не сработать из-за нечестного поведения соперников. Пилот из Екатеринбурга в последних постах в соцсетях и интервью всевозможным медиа прозрачно намекнул: топовый экипаж из Саудовской Аравии (который закончил 8-й этап на 4-м месте и занимает идет седьмым в тотале с отставанием в 82 минуты) местные обслуживают и ремонтируют в обход правил. Более того, судя по всему, им еще и сливают все данные по роудбукам – а значит, местный гонщик теоретически избавлен от возможных проблем с навигацией и поиском сложных точек маршрута.
История выглядит как огромный неприятный скандал – он способен разрушить репутацию молодой категории, еще недавно превратившуюся в самую конкурентную на «Дакаре» (сюда в последние годы даже пришла гоночная программа «Ред Булл»).
Рассказ Карякина: «черные технички», слив трека, ремонт на марафонском этапе, где запрещены механики
«Очень расстроил тот факт, что саудит, который участвует в гонке и показывает неплохое время, абсолютно внаглую использовал «черную технику» и во время бивуака, причем нам об этом сказали другие участники, и на лиазоне, – рассказал русский гонщик в сториз команды Snag Racing в инстагрме. – Просто по беспределу обслуживают прямо на спецучастке. За ним ехал красный пикап «Форд» Raptor, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски. Многие другие [участники], которые видели его, тоже об этом говорят. Это незаконный сервис, за который, кстати, дисквалифицируют.
Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому он знал, где должен был оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно. Они пытаются сделать красивую историю, которая, к сожалению, уходит не туда, куда нужно.
Когда обслуживают грузовики, как у South Racing – это легально. То есть когда у тебя есть огромные деньги – пожалуйста, бери себе грузовик, ввали в него запчасти и езжай. А тут его обслуживали местные на пикапе, полностью загруженном запчастями – даже не стесняясь того, что там торчат колеса, рычаги и прочие расходники.
Я терпеть не могу обман, всегда стараюсь жить и бороться честно, а тут такая неприкрытая наглость, и не я один стал ее свидетелем… Если честно, она меня буквально выбила из колеи. Я надеюсь, что организаторы в курсе произошедшего и примут меры».
Эту историю порталу Racinglifenews.com подтвердил и литовский экипаж Антанаса Юкневичуса.
Главные нарушения регламента: обход правила марафонского этапа и тайны перемещения экипажей
Техническая помощь от местных энтузиастов запрещена организаторами – зрителям позволено только поспособствовать откапыванию техники, подтолкнуть, помочь им со связью с бивуаком, отогреть или накормить участников. Предоставление запчастей, инструментов, бензина или карт строго запрещено – в прошлом году русский экипаж даже отказался от предложения долить бензина от местных саудовцев, когда у них опустели баки за 3 км до финиша спецучастка.
Карякин же вообще рассказал о нелегальной помощи во время марафонского этапа – когда поддержка со стороны механиков и команды строго запрещена. Пилот и штурман обязаны обслуживать машины эти дни исключительно самостоятельно и пользоваться только взятыми с собой в кабину инструментами и запчастями. Единственное допущение регламента – помощь со стороны конкурентов: им делиться деталями и домкратами не запрещено.
Именно поэтому марафонские этапы всегда считаются самыми тяжелыми: если что-то идет не так – экипажам вместо отдыха приходится работать над машиной (иногда и всю ночь). В результате многие гонщики серьезно сбрасывают скорость и не рискуют – дабы не превращать все грядущие 1000 км (двух дней подряд) в сущий ад, как, например, у Тоби Прайса с пробитым колесом.
Мотоциклист почти выиграл этап «Дакара» с самодельной заплатой на треснувшем колесе. Помогла изолента и пара стяжек
Но экипаж из Саудовской Аравии решил проблему совсем радикально – причем вместе с нарушением технического регламента вскрылось и грубое попрание спортивного кодекса. По логике и требованию организаторов «Дакара» места нахождения участников держатся в строгом секрете – чтобы их не находили по ходу маршрута и не предоставляли как раз такую нелегальную помощь. Однако если все перемещения хотя бы одного экипажа по ходу спецучастка известны – то ему запросто на месте встречи с «черной техничкой» могут и сливать данные по грядущему маршруту: куда и как ехать с какими ориентирами, где опасные зоны или где заблудились проследовавшие ранее соперники. Соревновательная часть в таком случае теряется – как минимум по части навигации и взаимодействия гонщика со штурманом.
А ведь именно против подобного на «Дакаре» и борются последние годы, вводя просто драконовские ограничения с выдачей роудбука за 15 минут до выезда и жестким контролем за цифровой техникой участников.
На «Дакаре» – война с читерами: у гонщиков отбирают смартфоны и обыскивают перед каждым этапом. Первым попался русский
Саудовец Аль-Салиф гоняет на «Дакаре» за госденьги. И тут же сошел после обвинений
В пламенной речи Карякин не назвал имени подозреваемого, но разгадать его нетрудно. В мотовездеходах выступают лишь два аравийца, но только Салех Аль-Саиф едет на уровне топов и даже выиграл один из спецучастков. Кто же он такой?
Салеф – лучший раллист королевства в классе багги, хоть и начал активно ездить на легковесных спортпрототипах лишь пару лет назад. На «Дакаре» он дебютировал в 2020-м (одновременно с первым рейдом на территории Саудовской Аравии) и финишировал 12-м. В принципе, такой результат для новичка в первый же сезон можно назвать успехом – и министерство спорта решило его развить: для Кубка мира по бахам-2020 Аль-Салифу купили новый вездеход – улучшенный заводской Can-Am X3 T3PRO – и заключили эксклюзивный договор о поддержке с конторой, превратившей его в гоночного монстра. Посмотрите на его багги – там всюду исключительно эмблемы госкомпаний и аффилированных с ними мелких фирм вроде автодилерского салона, продающего крутые дорогие суперкары Samaco.
Просто до Аль-Салифа у страны было лишь два более-менее сильных раллиста – Язид Аль-Раджи и Ясин бен Сейдан. Правда, оба соревновались в классе внедорожников с другими представителями аравийских королевских семей – Нассером Аль-Аттией (Катар) и шейхом Халидом Аль-Кассими (Абу-Даби). Стране же для повышения престижа требовалась яркая история – и, похоже, ее решили организовать любыми способами.
В итоге Салеф оказался чрезвычайно близок к правящей династии: благодарит их за поддержку в каждом интервью, а здесь беседует на камеру с принцем Халидом бин Абдуллой аль-Фейсалом (по совместительству главой автомобильной и мотоциклетной федераций Саудовской Аравии) насчет стартов своих гоночных карьер.
في حديث له مع متسابق الراليات صالح السيف
سمو رئيس الاتحاد السعودي للسيارات والدراجات النارية الأمير خالد بن سلطان بن عبدالله الفيصل يروي رحلته مع عالم الراليات ويكشف عن السبب الحقيقي لعدم استمراره في المشاركة بالسباقات..!
⤵️
( 1 )#داكار2021 #DakarInSaudi #داكار_السعودية2021 pic.twitter.com/baKpNKbouM— رياضة — الجزيرة (@sport_jazirah) January 10, 2021
«Эти заявления – фейк, и мне жаль читать их от пилота, у которого, как и у нас, не такой большой бюджет, как у заводских команд, – прокомментировал ситуацию штурман саудовца из Испании Ориоль Видаль Монтихано. – Единственные, кто за нами ездит – фанаты, они предлагают нам кофе и чай после и перед этапами. Ничего больше. Мы стараемся хорошо ехать и стараемся, как и Сергей, как можно лучше – но полностью в соответствии с правилами.
Кстати, на большинстве этапов наши телефоны запираются в коробки организаторов, так что мы никак не можем с кем-то связываться».
Но самое ироничное – сразу же после попытки оправдаться экипаж Аль-Салифа напоролся днищем на камни. И, похоже, если не закончил соревнования, то точно потерял много часов на ремонт.
Гонщик из Саудовской Аравии, которого русский Сергей Карякин обвинил в нарушении правил, тут же сел днищем на мель – и, похоже, сходит. Карма? pic.twitter.com/WrJv7WlvsS
— Формула-1 (@sports_auto) January 12, 2021
Скандал схлопнулся сам собой.
Судьи на «Дакаре»-2021 вообще особенно чудят: уже дважды засудили фаворитов
Мелкие претензии к роудбукам и общему подходу к рассмотрению спорных ситуаций случаются на каждом рейде – все-таки 12-дневный марафон без стопроцентного видеопокрытия слишком многогранен и могуч, чтобы обойти без единой шероховатости. Но в нынешнем издании все равно нашлась пара вопиющих ситуаций с невнятными решениями.
К примеру, одному из фаворитов в класса мотоциклов Эндрю Шорту на дозаправке залили воду вместо топлива – и отказались возвращать гонщика в рейд даже после признания прокола.
Организаторы «Дакара» заправили байк фаворита водой вместо бензина – и он сошел. Ошибку признали, но в рейд гонщика не вернули
Не менее громкий скандал вышел и с девятикратным чемпионом мира Себастьяном Лебом. Ему выписали штраф в 5 минут из-за сбоя GPS и получения преимущества на 2-3 секунды.
«Сегодня я должен рассказать о некомпетентности стюардов на таком легендарном соревновании, как «Дакар», – яростно написала французская легенда ралли в инстраграме. – Нам дали штраф в пять минут за превышение максимальной скорости в контрольной зоне. Во время всех гонок, всех этапов и всех контрольных зон я всегда максимально уважал это правило. Единственным условием при въезде в эти «невидимые» зоны было оповещение системы GPS. Сегодня оповещения не было, так что я не смог замедлиться вовремя.
Несмотря на наши объяснения и, в особенности, на признание поставщика системы GPS, что проблема была, судьи не хотели ничего знать. Расслабленно сидя за своим столом, где единственный риск заключается в том, что можно разлить кофе, они выписали штраф – гораздо больший, чем мы отыграли из-за бага GPS (максимум 2-3 секунды), в то время как мы в машине каждый день рискуем жизнью.
Я отношусь к гонкам со страстью, но – самое важное – я борец. Когда выступаешь на такой гонке как «Дакар», в первую очередь хочешь выполнить свою работу: показать результат, достойный амбиций команды и своих собственных. Поэтому здесь нет места некомпетентности и некомпетентным лицам».
Правда, здесь организатором нашлось что ответить.
«Сигнал GPS раздается каждый раз, когда контрольная точка пройдена. Когда въезжаешь в зону с ограничением скорости, GPS загорается за 800 метров, а потом у тебя есть 180 метров, чтобы замедлиться. Насколько я понял, Себ не обращал внимания на инструкции штурмана, а полагался на звуковой сигнал. Но он нужен для другой цели – это индикация того, что контрольная точка пройдена. Вся информация также есть в дорожной книге.
Он ехал очень быстро и ждал сигнала. Проблема в том, что он не прозвучал или не был услышан. Когда он понял это, то нажал на тормоз, но слишком поздно. Думаю, полагаться на сигнал – это огромный риск.
По личному опыту выступлений со Стефаном [Петеранселем] и Сирилем [Депре] могу сказать, что гонщик никогда не должен надеяться на сигнал – нужно слушать штурмана. Ты ничего не теряешь, зато можешь многое проиграть», – объяснил спортивный директор «Дакара» и бывший штурман Давид Кастера.
Интересно, как организаторы отмажутся теперь? Пока – лишь потребовали фото- или видеоподтверждения обвинений в адрес Аль-Салифа.
Для «Дакара» новичку нужны от €24 тысяч и гарантия ветерана (без нее не пустят). Откровения русской команды
Парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар» без денег (даже спал в машине!), а теперь сам делает багги для ралли-рейдов
Слезы любителя из Африки посреди «Дакара»: достал лидеров-профи и готовился к отрыву, но жестко упал из-за сорвавшейся цепи