В воскресенье, 25 ноября корабли погранслужбы ФСБ РФ обстреляли и захватили в Керченском проливе 2 украинских боевых катера и буксир, которые заранее не уведомили российскую сторону о своем маршруте. Инцидент стал очередным обострением конфликта Украины и РФ, которая в 2014 году присоединила Крымский полуостров, а позже построила на Крым мост. Именно статус Крыма на международной арене стал причиной столкновения кораблей 2-х стран, и РФ вряд ли сможет доказать свою правоту с точки зрения международного права. На это указал специалист в сфере международных отношений и международной безопасности Павел Лузин.
В ФСБ сообщили, что малые артиллерийские корабли ВМС Украины «Бердянск» и «Никополь», а также рейдовый буксир «Яны Капу» нарушили границу РФ. В район пролива была направлена боевая авиация. В ведомстве отмечают, что украинские суда не реагировали на требования сопровождавших их кораблей и катеров погранслужбы ФСБ и Черноморского флота РФ остановиться, опасно маневрировали, а потому по ним начали стрелять. 3-е украинских моряков получили ранения. При этом один из кораблей РФ протаранил буксир ВМС Украины.
У украинской стороны другой взгляд на произошедшее. Согласно версии ВМС Украины, 25 ноября катера и буксир шли из одесского порта в порт Мариуполя в Азовском море, о чем предупредили российские порты «Керчь» и «Кавказ», однако ответа не получили. В конечном счете действия РФ в украинском МИДе назвали актом агрессии.
В российском ФСБ заявляют, что украинская сторона не подавала заявку на прохождение и незаконно «зашла во временно закрытую акваторию территориального моря РФ». В пролетах Керченского моста в тот момент находился танкер.
В связи со случившимся Украина привела свою армию в полную боеготовность, в государстве может быть введено военное положение на шестьдесят дней. Обсуждение данного вопроса будет вечером 26 ноября в Верховной Раде. Глава украинского государства потребовал от российской стороны выдать задержанных моряков и суда. В свою очередь РФ запросила срочное заседание Совбеза ООН.
Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским. До 2014 года Киев и Москва использовали его свободно, в соответствии с договором, заключенным в 2003 году президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой (сам документ начал действовать в 2004-м). Но после того, как РФ присоединила (или аннексировала, как считают на Западе) Крым и начала строить к нему мост, ситуация поменялась. В Керченском проливе начал действовать разрешительный порядок движения и стоянки иностранных судов, устанавливаемый РФ. Случилось это, несмотря на то что пролив не является внутренним водным объектом России.
«Это как с проливами Босфор и Дарданеллы. Ими пользуется весь мир, однако движение по ним может закрыть Турция. Основание — Конвенция Монтре от 1936 года, которая восстановила суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное морей. В нашем случае РФ считает своим Керченский пролив», — заявляет Павел Лузин.
Как он отметил, до последнего времени через Керченский пролив в украинские порты Бердянска и Мариуполя по предварительному уведомлению проходили лишь торговые суда. Правда, Киев жаловался на продолжительные остановки и досмотры своих судов властями РФ, которые уже несколько лет де-факто контролируют оба берега Керченского пролива. Однако судоходство не останавливалось. Появление же в районе Крымского моста военных кораблей Украины, направлявшихся к своим берегам, стало прецедентом для обеих сторон.
Как отмечает Павел Лузин, капитаны кораблей РФ действовали в рамках своих полномочий и утвержденных инструкцией. Точно так же Россия действует в Охотском море, где, к примеру, ловят браконьеров.
«Там также пограничные катера ФСБ преследуют нарушителей, начинают стрелять для остановки. Бывают раненые. Только в случае с Керченским проливом во главу угла ставится Крым, статус которого стороны определяют по-своему», — сообщил собеседник.
Украина и РФ обвинили друг друга в нарушении Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, устанавливающую суверенитет стран над полосой в 12 морских миль от береговой линии. Принадлежность вод возле берегов Крыма зависит от того, территорией какого государства считать полуостров. Украина и многие зарубежные страны не признали присоединение Крыма к РФ в 2014 году. РФ же считает данный полуостров своей территорией.
То есть, следуя логике украинской стороны, её корабли не должны получать разрешения от РФ на прохождение через Керченский пролив. Москва придерживается противоположного мнения, тем более в свете запуска в эксплуатацию Керченского моста и нюансов навигации вокруг него.
«До вчерашнего дня украинская сторона не решалась отправить свои военные корабли через Керченский пролив. Но рано или поздно это должно было произойти. События 25 ноября оказались своего рода тестом. Киев решил узнать, какая будет реакция, — сказал Павел Лузин. — С другой стороны, вчерашний конфликт — это демонстрация украинского флага, напоминание о себе и еще одно заявление о том, что РФ нарушает международное право. Москва здесь не в лучшем положении, потому что весь мир утверждает, что Крым — украинский. Я не склонен полагать, что конфликт перерастет в более серьезное военное столкновение. Однако нельзя исключать, что действия РФ могут быть оспорены в морском арбитраже и на наше государство в перспективе наложат штрафы».