Имя: Клод Моне ( Оскар Клод Моне )
Дата рождения: 14 ноября 1840 г.
Знак зодиака: Скорпион
Возраст: 86 лет
Дата смерти: 5 декабря 1926 г.
Место рождения: Париж, Франция
Деятельность: живописец, один из основателей импрессионизма
Теги: живописец
Семейное положение: вдовец
Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь посвятивший рисованию картин. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал в течении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Она характеризуется раздельными мазками чистого цвета, которые создают богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник старался передать сиюминутное впечатление от происходящего.
Клод Моне появился на свет в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, помимо способностей к рисованию. Его родители были владельцами бакалейной лавки, которую они хотели передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с ранних лет тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы быть бакалейщиком.
В местном салоне пользующиеся спросом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по двадцать франков. Увлечению способствовало и знакомство молодого человека с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу главные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о парне после кончины матери.
Занятия с Буденом открыли перед начинающим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод едет на родину в Париж. Тут он работает в студии для бедных художников, ходит на выставки и галереи. Развитию таланта помешала служба в армии. В 1861 году Моне забирают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.
Из 7-ми положенных лет на службе он пробудет 2 года, поскольку заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и три тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, однако сразу же разочаровывается. Ему не был по душе царивший там подход к живописи.
Желание учиться приводит его в студию, которую основал Шарль Глейр. Тут он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии было его первое знакомство с Писсарро и Сезанном. Начинающие художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. Вскоре они стали костяком, объединившим импрессионистов.
Портрет Камиллы Донсье, написанный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его знаменитым. Первым серьезным произведением была картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в 4 раза больше по размеру. Композиция картины очень проста – на полянке около леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.
Ценность картины состоит в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, поскольку художник не успел дописать большое полотно. Стесненный материально Клод вынужден был продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).
Следующее 2-метровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, благодаря которой можно было перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за работу. Невзирая на его желание добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.
Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», было переворотом в живописи. Ощущать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую старались выполнить импрессионисты. Клод Моне являлся ярким представителем и основоположником данного направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего мира.
Летом 1869 г. вместе с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых работах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя большое количество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так возник и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.
С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, отправляется в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и являлся его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они будут хорошими друзьями и партнерами. Поль приобретет у художника большую часть картин этого периода его творчества.
Средства от продажи позволили купить домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, пишет свои картины, в том числе и известное произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название данного шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. Работа была выставлена в 1974 году в Париже.
Достаточно много времени художник уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния определенную тональность палитры. Для описания картин легендарного импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.
Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство предпринимателя вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Тут в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью супруги, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, которая находится на живописном берегу Сены. В этот период его картины хорошо продаются, он скопил приличное состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.
Известно, что популярный художник был еще и садовником, создававшим свой сад в течении 43-х лет. Он находил получал удовольствие не только в выращивании растений но и в созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой шикарный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, хотел достичь совершенства в передаче красоты окружающего мира на холст.
В это время художник осваивает новую технику. Пишет параллельно по несколько картин. Таким образом он пытается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять тридцать минут, потом он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. Например, серия его работ с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Первой супругой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила 2-х сыновей с разницей в одиннадцать лет. После смерти любимой супруги, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они узаконят свои отношения после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, спустя 3 года ушел из жизни его старший сын Жан.
Творчество Клода Моне входит в тройку наиболее дорогих живописцев. Средняя стоимость картин — $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы находятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются РФ , Великобритания и Америка.
Художник прожил долгую жизнь, ему было сделано 2 операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он начал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его работам, написанным после операции. Примером такой картины являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он находится в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Известная серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.
Скончался художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его просьбе, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло пятьдесят человек. Похоронили его на церковном кладбище.
Самые известные картины
- «Женщины в саду» (1866)
- «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
- «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
- «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
- «Поле маков у Аржантея» (1873)
- «Бульвар Капуцинок» (1873)
- «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
- «Дама с зонтиком» (1886)
- «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
- «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)
Самые дорогие картины
- «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
- «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.
- «Водяные лилии» (1904) — $36 млн.
- «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.
- «Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.
- «Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.
- «Тополя» (1891) — $22 млн.
- «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.
- «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.