Говорим об интенсивности с Кристианом Оснахом – он адаптировал к футболу космические разработки из Звездного городка и NASA.

Кристиан Оснах был тренером по физподготовке в итальянских футбольных клубах, но еще до этого он пересекся с известным итальянским физиологом, профессором Пьетро Энрико ди Прамперо (принимал участие в том числе в разработке космической программы в России, а также сотрудничал с NASA). Ди Прамперо изучал работу человеческих мышц в разных условиях и при разных нагрузках – в том числе в невесомости космического пространства.

Среди идей профессора, которые особенно впечатлили Кристиана, были наработки о функционировании мышц при беговых нагрузках, энергопотреблении человека в этот момент. Применить их в футболе – уже идея Оснаха, их совместная работа стала очень популярной в итальянском футбольном сообществе.

Оснах считает, что все благодаря новому в тот момент подходу: внимание стали обращать не только на скорость и расстояние, но и на энергозатраты для их достижения. Такие метрики оказались продвинутыми.

Первый клуб, который поверил в идею – «Удинезе», именно там несколько лет Оснах работал как штатный сотрудник, а параллельно вместе с партнерами он строил компанию GPexe – это датчики, которые футболисты носят на себе, а сведения с них затем интерпретируются в соответствии с генеральной идеей.

За несколько лет компания заметно выросла, сейчас ее услугами – и техникой, и консультациями – пользуются почти в половине клубов Серии А, а также в Российском футбольном союзе (применяют в сборных России всех возрастов) и, например, в системе «Зенита». Оснах переключился с клубной работы и теперь помогает всем, кто переходит на эту систему – по всему миру у GPexe около 200 клиентов. В том числе он работал приглашенным аналитиком в национальной сборной Италии, а также с итальянскими молодежными сборными на крупных турнирах.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Алена Ершова из Кирова пропала

Мы обсудили с Кристианом детали прогрессивного подхода к тому, как оценивать движение футболистов на поле. 

• Разница в уровне игры, которую мы видим невооруженным взглядом между топовыми клубами мира и командами уровнем ниже, в первую очередь проявляется в технике, а не в беговой работе. Если изучать подробности об интенсивности, количестве спринтерских ускорений и высокоинтенсивных отрезков в исполнении отдельных футболистов, изначально менее мастеровитые команды будут уступать немного, не критически – но им ведь нужно компенсировать чем-то разницу в мастерстве, поэтому остается только один базовый вариант: нужно не просто мало уступать, нужно превосходить соперника в интенсивности – тогда будет реальный шанс бороться и исправлять технические ошибки за счет беговой работы.

• Когда я работал в «Удинезе», к нам часто приезжали легионеры, например, из Южной Америки – было видно, что они привыкли к другому среднему уровню, к другой среде. Часто они даже могли бы включаться резче или стартовать мощнее, но первое время с непривычки просто упускали нужные моменты – в своих лигах им просто не требовалось такого вовлечения, хватало и предыдущего уровня. У меня не такой большой опыт работы с игроками из России, но, думаю, в сравнении европейских топ-лиг с РПЛ картина та же.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кайли Дженнер и яйцо

• Человек ведь всегда адаптируется: делает минимум того, что нужно для результата – поэтому на первом этапе мы всегда уделяли внимание такой перестройке. Да, всякий раз нужно время, но тренеру важно запустить этот процесс и сделать акцент на том, что это нужно. Чтобы вывести человека на новый уровень, нужно просто погрузить его в правильную среду. Дальше он либо адаптируется и показывает нужный средний результат, либо упирается в свой потолок, и тренер убеждается, что футболист в конкретный момент не соответствует уровню.

• Улучшение, кстати, не всегда связано с ростом беговых показателей. Например, совершать больше полезных действий при прежнем уровне – тоже прогресс, к таким вещам нужно быть внимательным, без контекста никак. Это признак экономичности футболиста, большей эффективности.

• Иногда достаточно подсказать игроку на словах, показать видео: однажды на чемпионате мира-U20 мы заметили, что наш форвард очень много бегает, потому что старается прессинговать вообще всех защитников соперника разом – показатели спринтов и ускорений были очень высокими, но работа проходила впустую, это слишком дорогие попытки. Нет смысла так выдыхаться в эпизодах, где шанс на ключевое действие мал, чтобы потом из-за усталости не суметь сделать необходимое последнее касание. Мы вызвали игрока к себе, показали нарезку с необязательными ускорениями и попросили думать еще и о восстановлении сил по ходу игры. Такой подход тоже работает, такие подсказки игрокам очень нужны.

• Футболистам нужно объяснить: невозможно отработать на полной скорости весь матч. Человеческое тело работает по принципу банковского кредита: если ты включаешь максимальную скорость, следом нужно будет заплатить с процентами, причем с большими. В среднем на 5-7 секунд ускорения нужно 30-40 секунд восстановления, соответственно хорошо подготовленный футболист ускоряется 7 секунд и восстанавливается за 30, а другой после 5-секундного взрывного отрезка должен отдохнуть 40 секунд, чтобы снова рвануть. Организм не обмануть: если восстанавливаться по 10 секунд и снова ускоряться, уже в начале матча можно и отключиться. Как правило, самые выносливые (обычно это полузащитники) после 6-секундного ускорения могут восстановиться за 22-25 секунд, но не меньше.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Фигуру-то видели, какую хотели нарисовать?» «Победа» дважды пыталась «поддержать Дзюбу» графикой в небе, первую попытку запретил диспетчер

• Коллеги рассказывали, какой принцип, понимая это, внедрял Гвардиола в «Барселоне». Он вполне конкретно формулировал требования. Когда мы с мячом, мы сами определяем темп игры: если нужна передышка, можем покатать мяч между центральными защитниками. Но если мячом владеет другая команда, нужно быть умнее. Первым в отбор вступает тот, кто ближе к сопернику – если у него не получается, отбирать пробует второй ближайший, а затем третий – до этого момента все предсказуемо. А вот если не получается даже у третьего, отрезок интенсивной работы уже слишком велик – нужно во что бы то ни стало остановить игру. Например, сфолить. Гвардиола понимает: если только что безрезультатно ускорились уже трое, значит им сейчас нужно восстановиться, при продолжении игры у соперника будет непозволительно большое преимущество в свежести – а тактический фол позволяет минимизировать последствия.

Источник