Осмысление Александра Дорского.
В «Спартаке» очередная революция – клуб расстался с генеральным директором Томасом Цорном. Леонид Федун дал менеджеру только один год и даже не дотерпел до конца сезона – классика.
В сентябре «Спартак» проигрывал «Зениту» (0:1), «Уралу» (1:2) и «Уфе» (0:1) – тогда все требовали отставки Олега Кононова (она была бы справедливой еще после сезона-2018/19, когда «Спартак» в адекватном составе провалил весну и отходил от игровых принципов, о которых публично заявлял тренер), а на работу Цорна вообще не обращали внимания.
Комментаторы Sports.ru жестко раскритиковали текст о не совсем очевидных причинах провала «Спартака» на старте сезона, а кто-то даже предложил вернуться к посту через год. Возвращаемся.
Летом 2019-го у Цорна было две задачи:
– закрыть финансовую дыру в 25 миллионов евро из-за непопадания «Спартака» в Лигу чемпионов,
– омолодить команду.
Формально Цорн справился с обеими:
– продажа Фернандо в Китай за 15 млн евро (правда, оказалось, что изначально бразилец уехал в аренду), Зе Луиша за 10,75 млн – в «Порту», плюс «Спартак» покинули Дмитрий Комбаров, Денис Глушаков, Сальваторе Боккетти, Луис Адриано и Софьян Ханни.
– почти все новички – действительно молодые. Гусу Тилу и Алексу Кралу – по 21, Йордану Ларссону и Эсекиэлю Понсе – по 22, вернулся из аренды 22-летний Зелимхан Бакаев (зимой подъехал их ровесник Александр Соболев). Немного выделяются лишь Резиуан Мирзов (26 лет, по сути, единственный, кого просил именно Кононов) и 28-летний Андре Шюррле. Пару месяцев назад Цорн отмечал, что Шюррле помог адаптироваться Тилу, Кралу и Ларссону, а Бакаев обращался к Андре за советами.
Цели выполнены – можно ли назвать это качественной работой? Конечно, нет.
– При Цорне «Спартак» расторг контракты с Комбаровым, Глушаковым, Боккетти и Ананидзе. Во-первых, это ничем не отличается от действий бывшего менеджмента клуба – зимой 2019-го «Спартак» платил компенсацию за досрочный разрыв соглашения Ивелину Попову, Александру Самедову, Роману Еременко и легендарному Марко Петковичу. Во-вторых, по информации «Спорт-Экспресса», Глушакову «Спартак» выплатил 100 млн рублей. Цорн опровергал эту сумму, но очевидно, что такие расставания с несколькими футболистами не очень выгодны клубу.
– В июне 2019-го Цорн говорил, что «в Лиге Европы было бы неплохо дойти до четвертьфинала». Специально ради достижения цели «Спартак» избавился от Фернандо и Луиса Адриано за неделю до первого матча квалификации. На их место клуб приобрел Тила и Ларссона – оба не могли играть в квалификации, потому что были заиграны за предыдущие команды.
Цорн признавался, что его не смущает покупка Тила и Ларссона в такой отрезок сезона, потому что в «Спартаке» смотрят вдолгую, а Федун говорил, что подписание голландца – его инициатива: «Мы долго просматривали десятки. Было несколько вариантов: Хаджи, другие. Мне Тил понравился двумя качествами. Во-первых, в столь юном возрасте стал капитаном АЗ. Во-вторых, это боец, не чистая десятка».
Капитанство как причина трансфера – гениально. В итоге «Спартак» без шансов проиграл «Браге» (0:1, 1:2) и не попал даже в группу Лиги Европы.
– летом в «Спартак» перешли вратарь Тимур Акмурзин, защитник Малькольм Баду и нападающий Николоз Кутателадзе – клиенты агентства, которое Цорн возглавлял до «Спартака». Окей, допустим, Акмурзина, Баду и Кутателадзе подписали исключительно за игровые качества (0 минут в РПЛ на троих), но Цорн не мог не понимать имиджевые потери. Спортивный результат их перевесил?
– лучший трансфер «Спартака» – вратарь Романьоли, который ни разу не сыграл даже за вторую команду. Москвичи подписали Романьоли у «Ромы» за 2 млн евро, тогда как его трансферная стоимость на тот момент оценивалась Transfermarkt в 25 тысяч евро.
Удивительно, но перед этим «Спартак» купил у «Ромы» Понсе всего за 3 млн плюс бонусы от 1 до 3 млн, при этом 40% от это суммы пошли первому клубу аргентинца «Ньюэллс Олд Бойз».
В мае 2020-го «Ньюэллс Олд Бойз» обратилась в ФИФА с просьбой о расследовании трансферов Понсе и Романьоли в «Спартак». Юрист Михаил Прокопец считает, что «Спартаку» могут грозить только репутационные потери, но они снова оказываются колоссальными.
– Ларссон – один из лучших игроков «Спартака» в 2020-м, но его покупка была совсем нелогичной. В «Норчепинге» Йордан играл либо вторым нападающим в 5-3-2, либо правым инсайдом, когда команда действовала по 5-2-2-1. Кононов никогда не использовал такие формации, а на правом фланге в 4-2-3-1 Ларссон терялся (и понятно, что при Тедеско ему намного легче из-за знакомой схемы).
– все лето 2019-го Цорн говорил, что «Спартак» купит опорника – в результате приехал Алекс Крал, еще в 2018-м игравший центрального защитника в «Теплице», а весну 2019-го проведший в «Славии» либо в паре с Соучеком, либо одним из центральных полузащитников в тройке (нижним был Соучек).
В феврале Цорна спросили о Крале:
– «Спартак» искал еще и опорника, верно?
– Да, я об этом говорил.
– Почему в прошлое трансферное окно подписать футболиста такого амплуа не удалось?
– Почему же — мы взяли опорника, это Алекс Крал.
– Но все-таки он не классический опорный полузащитник, и склонен к другой позиции.
– Почему же не классический? Да, это универсальный исполнитель. В сборной играет выше, также может действовать на месте центрального защитника, но у нас это опорник.
В результате «Спартак» зимой пытался подписать Штефана Ильзанкера из «Лейпцига», но тот выбрал «Айнтрахт». Крал играет ниже других полузащитников «Спартака» – формально можно даже сказать, что Цорн сдержал обещание.
Назначение Доменико Тедеско – лучшее решение Цорна в «Спартаке», но состав москвичей слишком слаб для конкуренции с «Зенитом» и «Локомотивом» (и даже «Краснодаром» – если все травмированные команды Мурада Мусаева наконец-то вернутся на поле).
Работа Цорна – провал, но время его отставки вызывает вопросы.
Скоро Федун доверится новым профессионалам – и за этим точно будет интересно наблюдать.
Федун опять крушит все на эмоциях. Пока его идеи так внезапны, ничего хорошего «Спартак» не ждет
Тедеско хотел вылечить атаки «Спартака» новой позицией Жиго. Не получилось