Гладилин Анатолий Тихонович является представителем так называемой антисоветской прозы. Его творческий путь берет свое начало в 1965 году с публикации «Хроники времен Виктора Подгурского». В период «оттепели» его фамилия прогремела в литературных кругах. Произведения Гладилина находятся в одном ряду с книгами таких авторов, как Аксенов, Окуджава, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина.
Гладилин Анатолий Тихонович появился на свет в 1935 году, в Москве. Учился в Литературном институте им. Горького, однако не закончил его. После того как в «Юности» были напечатаны первые произведения, в творчестве случился длительный застой. Благо, писатель получил приглашение в газету «Московский Комсомолец», для которой в течении недолгого времени писал статьи.
Гладилин Анатолий Тихонович на протяжении нескольких лет проработал в редакции киностудии им. Горького. В 60-е годы писатель начал проявлять себя и как активный общественный деятель. К примеру, выступил в поддержку литераторов Синявского и Даниэля во время нашумевшего судебного процесса. В 1972 году Гладилин Анатолий Тихонович опубликовал повесть «Прогноз на завтра». Через несколько лет писатель эмигрировал. Более 30 лет он живет во Франции.
Во времена оттепели, когда литература была для советских людей единственной отдушиной, проза Гладилина занимала относительно скромное место. В 60-е годы журнал «Юность» был обязан своими миллионными тиражами прославленным авторам, чьи творения вскоре стали классикой. Творчество героя данной статьи было довольно быстро забыто соотечественниками.
Гладилин Анатолий Тихонович, биография которого сложилась типично для литераторов 60-70-х годов (сложность в издании произведений, эмиграция), в своих книгах стремился ответить на вопрос о том, как жить в это сложное время, не повторяя ошибок своих родителей. «Евангелие от Робеспьера» – повесть, посвященная революционерам. Последнее произведение, написанное в СССР – «Прогноз погоды», – получилось напечатать только в Германии. Гладилин Анатолий Тихонович, книги которого начали появляться в начале 60-х, нередко сравнивали с писательницей Франсуазой Саган.
Первое произведение Гладилина, которое имели возможность прочитать советские читатели, написано было тогда, когда автору едва исполнилось 20 лет. Анатолия Тихоновича сравнивали с французским прозаиком Саган. Ведь литературный путь известной писательницы тоже начался очень рано: в 17 лет. Но разница была в гонорарах. Саган заплатили за первый её роман огромную сумму. Она бы могла в дальнейшем прожить очень даже безбедно, если бы не расточительный и разгульный образ жизни. Гладилину же заплатили за его дебютную работу «Хроника времен Виктора Подгурского» копейки.
Гладилин Анатолий Тихонович, работы которого вызвали в 60-х годах резонанс, придерживался взглядов, которые работники цензуры называли «антипатриотическими». Есть информация, что этот писатель в молодости вел жизнь яркую, насыщенную. Он был знаком с известными актрисами театра и кино. В числе его близких друзей была и Марина Влади, которая в первые годы своего пребывания в СССР, не успев понять наивность своих романтических убеждений, однажды задала прозаику риторический вопрос: «Почему вы такой антисоветский?». Для того, чтобы ответить на него, следовало родиться и вырасти в данной стране. Однако несмотря на общепринятое мнение, Гладилин никогда не являлся диссидентом. Он не хотел свержения советской власти и верил в то, что она на века.
Для человека, который прожил много лет за «железным занавесом», Европа казалась землей обетованной. В 1962 году группа писателей из СССР посетила Париж. В составе ее находился и Гладилин. За литераторами следили работники КГБ. Их водили по «городу влюбленных» по строгой инструкции. Несмотря на непрерывный контроль, писатель был поражен. Париж для него был настоящим раем. И только через годы Гладилин осознал, что одно дело посетить этот город в качестве туриста, совсем другое – жить тут.
Как и многие другие писатели второй половины прошлого века, Гладилин вынужден был покинуть страну, чтобы избежать ареста. Помимо этого, в его столе хранилось много сочинений, которых никогда бы не пропустила цензура СССР. Писатель эмигрировал. Однако через годы признался, что если бы знал о грядущей перестройке, никогда бы не уехал из СССР. На Западе не было запретов. Литературные произведения там не подвергались цензуре. Однако там не было читателей.
В Париже Гладилин заставил себя забыть о том, что он знаменитый писатель. Он начал работать в организации «Радио Свободы». Коллегами прозаика были выдающиеся советские литераторы, которые также вынуждены были некогда уехать из СССР. Журналистика вышла на первый план для Гладилина. Художественная литература стала меньше интересовать.
На родине Гладилин смог напечатать 3 произведения. В их числе – историческая повесть «Сны Шлиссельбургской крепости». Главным героем книги является Ипполит Мышкин, предпринявший попытку вывезти из Сибири Чернышевского. В СССР была издана повесть «Секрет Жени Сидорова». В Париже Гладилин написал «Большой беговой день», «Кипарис под снегом» и пару документальный произведений. Другие книги Анатолия Тихоновича: «Дым в глаза». «Вечная командировка». «Меч Тамерлана». «Тень всадника». «Улица генералов».
В эмиграцию Гладилин Анатолий Тихонович уехал с супругой. Семья у писателя, стоит отметить, была не одна. Когда он уезжал из Советского Союза, личная жизнь его была очень запутанной. Через несколько лет после прибытия во Францию, Гладилин встретился с экс-супругой. Спустя несколько месяцев выяснилось, что она ждет ребенка. Писателю удалось вывезти из СССР и ее. Сегодня Гладилин является главой большого семейства. У писателя 2 дочери от разных браков, внуки. Периодически он посещает родину и с радостью дает интервью российским журналистам.