На «Первом канале» началась премьера сериала «Жёлтый глаз тигра», действия которого разворачиваются в Калининградской области. Посмотрев первые 4 выпуска можно заметить самый большой киноляп, допущенный авторами.
Ловля ляпов и косяков в сериале «Жёлтый глаз тигра» с прошедшего понедельника стала национальным калининградским спортом. От зорких глаз местных жителей не скрылись и оказавшиеся в кадре ветряки в Куликово, и отреставрированный (и это в предполагаемых девяностых!) Кафедральный собор с могилой Канта. Даже откровенный парик на голове одного из персонажей мы тоже заметили и стали обсуждать его (парик, а не героя) в Сети.
Технологии добычи янтаря в сериале является отдельной темой для критических замечаний чёрных копателей, ловцов и нырятелей. Большое количество публикаций профессиональных старателей сводятся к одной фразе: «Так камень не ловят (не копают, не достают со дна)».
Однако кто сказал, что сценаристы и продюсеры вообще обязаны думать о том, как их фильм будет выглядеть в Калининграде?
Калининградовец не может серьёзно говорить об этом сериале. Хотя бы из-за географии «Глаза». Вспомним 1-ю серию. Герои вначале лезут на дюну Эфа на Куршской косе, после этого весело сбегают, очутившись на пляже в Зеленоградске, где ловят в море большие куски «камня».
Потом пешком отправляются к барыгам, скупающим янтарь в гаражах Прибрежки, и, убежав от милиции, покупают бухло у таксиста у Дома Советов.
«Давайте напишем письмо сценаристам, в котором постараемся объяснить, что в Калининграде моря нет и к нему нужно ещё ехать и ехать», — комментируют в соцсетях.
Я считаю, искать ляпы и косяки в еще одном продукте «Первого канала» — всё равно, что доказывать Шарлю Перро, что Красная Шапочка и бабушка физически целиком не пролезут в глотку волка.
Поэтому давайте не настолько серьёзно относиться к «Жёлтому глазу». Он не для нас. Он делался для зрителей всех регионов России. Помимо нашего.
Лично мне «Жёлтый глаз» пришелся по душе. По крайней мере, первые 4 серии. Пришлось, конечно, продираться сквозь традиционные для «Первого канала» сопли типа «Анна любит Андрея, но Андрей не любит Анну, потому что любит Александру, несмотря на то что Мария, вышедшая замуж за Петра, ждёт от Андрея ребёнка…» Этого в «Глазе» достаточно. За такими сюжетными ходами неподготовленному зрителю следить сложно.
Зато с остальной навигацией в сериале всё просто: тут отсутствуют сложные и неоднозначные персонажи. Если злодей — то это сразу заметно, если хороший — это тоже видно, и если принципиальный, порядочный и талантливый художник, то порядочным, принципиальным и талантливым он будет оставаться до зрительской оскомины.
Это как чёрные и белые ковбои в американских фильмах 30-х годов прошлого века. В то время Голливуд выпускал вестерны, сюжет которых сводился к перестрелкам и дракам. Вдруг в Голливуде заметили, что в таких картинах положительные герои ничем не отличаются от отрицательных, и зрителю трудно понять, кто хороший, а кто нет. После этого и появились «чёрно-белые» ковбои. В одежде плохих ковбоев преимущественно был чёрный цвет, а в одежде хороших — белый. Примерно то же самое и сделали с персонажами «Глаза» авторы ленты. Герои сериала вышли предсказуемыми, понятными и вторичными. Это вам не «Бригада» с янтарным окрасом.
Один неглупый человек заявил, что «Жёлтый глаз тигра» — замечательный сериал для Калининградской области. Потому что за всю историю российского ( и даже советского) кинематографа слова «Калининград» и «янтарь» не произносились на экране настолько часто, как в «Глазе». И всё это на фоне красивой нашей природы. Правительство Калининградской области должно быть счастливо — в «Жёлтом глазе» мы выглядим довольно хорошо. Также счастливо должно быть руководство Янтарного комбината, предложившее идею сериала. Для них «Глаз» является долгоиграющим рекламным роликом, показываемым «Первым» на многомиллионную аудиторию канала. Кстати, вы видели фуражку из янтаря, изготовленную на Янтарном комбинате для какого-то начальника? Посмотрите в Сети, и вы поймёте, что «Жёлтый глаз» не мог не прийтись по душе руководству комбината.
Ещё «Глазом» должен понравится руководству ФСБ. В «Жёлтом глазе тигра» они показаны умными, сильными, справедливыми, бескомпромиссными и патриотичными. А какими ещё могут быть работники российской госбезопасности на российском «Первом канале»?
А ещё в «Жёлтом глазе» мне понравились местные жители. Такие смешные! Мы с сарказмом говорим надоевшим подругам «Янтарная ты моя…», а если появляется желание выпить — надеваем ласты, обвязываемся верёвкой и лезем в море за кусками янтаря размером с 2 кулака. Так и живём. Такой имидж родного города нам нужно поддерживать. И тогда поедут туристы. Они будут на Ленинском проспекте дергать местных жителей за рукав и спрашивать: «Скажите, а к морю как пройти? А далеко? Нам-то и нужно всего пару кусков солнечного камня…»
После осенних и зимних штормов к Витланду, арт-деревне на 10-м километре Балтийского шоссе, приходит «пятно». Это водоросли, поднятые штормом. Площадь «пятна» может достигать один километр. Так как янтарь — окаменевшая, однако смола, камень застревает в «пятне» и вместе с ним приплывает к берегу. «Пятно» с янтарём приходило сюда всегда. Первые упоминания о месте, которое сегодня называется Витландом, встречаются у римских историков.
От сегодняшнего Витланда начинался Янтарный путь из пруссов в римскую Аквилею. На «пятно» съезжаются ловцы со всей области. Часто со всеми членами семьи. Пляж начинают прочесывать старательские джипы. Ловцы заходят в море по грудь и пытаются набрать побольше водорослей в сачки. Сачки вытаскиваются на берег, и из водорослей вытягивают янтарь.
Камни складываются в «малявки» — сетчатые мешки, висящие на груди ловцов. Беспокоить ловца считается неприличным. Так же, как и светить в его кучу водорослей простым фонарём. Умелые ловцы работают только с автомобильными, ультрафиолетовыми. Если посветить таким в темноте в гору водорослей с янтарём, то камень начинает светиться, словно глаза бешеной собаки. Свет простого фонаря такого эффекта не даёт. Кроме того, он слепит ловца. Ловцы стоят в воде группами. Если волна сбивает с ног, а находящиеся рядом товарищи не успевают протянуть руку или ручку сачка, вынуждены сами выгребать к берегу. Бывает такое, что ловца уносит в море. Иногда навсегда.
Старатели, добывающие камень на суше, должны выкопать глубокую яму: нужно докопаться до «синьки» — синей глины, в которой вначале идёт слой окаменевших деревьев и лишь потом янтарь. Бывает такое, что старателю приходится копать на 3 этажа вниз. Он должен быть очень осторожен — нужно следить за откосами ямы, может засыпать обвалившимся грунтом. В этом случае у его товарищей есть несколько секунд, чтобы откопать человека пока он жив. Засыпанных старателей достают из грунта совершенно голыми — поехавший по откосу грунт бьёт так сильно, что срывает всю одежду и обувь. А ещё в жизни копателей есть полицейские рейды и охота на «крыс, прыгающих по чужим ямам». Пойманного «крысу-копаря» бьют смертным боем, а после этого заставляют отрабатывать. «Крыса» в течении нескольких дней живёт в яме и копает, копает, копает. Раньше, в 90-е, пойманным «крысам» простреливали ногу. Это — если повезёт «крысе». На «аллейках» и «бластерах» (так называются точки, где незаконно копают янтарь) сложилась иерархия. Сперва вынутую синьку просеивают сами копари. После этого женщины тяпками перебирают грунт снова. Их называют тяпошницами. Они выбирают камень, по своим размерам не подошедший копарям. После тяпошниц грунт перебирают «чайки» — бомжи, набирающие камешки на бутылку водки и закуску.
Незаконная добыча янтаря в Калининграде — абсолютно джек-лондоновский сюжет, прекрасный в своём кровавом трагизме, с живыми людьми, совершающими удивительные человеческие поступки. У них есть своя мифология, свои легенды про найденный «большой камень», про унесённого в море ловца, который выплыл, продал сачок, джип и гидрокостюм и стал сочинять стихи. Они знают сотни правдивых жизненных историй. Настоящих историй, перед которыми сценарий «Жёлтого глаза» — сочинение 5-классника на свободную тему.
Как рассказал мне один из ловцов, в этом кино нет многого — люди отправляются ловить и рыть янтарь из-за того, что в Калининградской области нет работы. Или она есть, однако платят за неё гроши. И здоровым мужчинам приходится заниматься тяжёлым, опасным и калечащим (попробуйте от светла до темна копать яму глубиной в 3 этажа) ремеслом. Но этого в «Жёлтом глазе тигра» не показали. Как обвинений ловцов в том, что сбросы Янтарного комбината уничтожают Балтийское море. Поэтому основной ляп и косяк данного многосерийного фильма про янтарь — титры про то, что сериал снят по реальным событиям. Это поставило крест на попытке авторов «Жёлтого глаза» сделать хотя бы неплохое кино. Не вышло. Мы тут, в Калининграде, это знаем…
Во время работы над картиной продюсер сериала «Жёлтый глаз тигра» Игорь Толстунов перечислил особенности съёмок в Калининграде. О том, как Калининградская область пытается стать российским Голливудом, говорил министр туризма и культуры региона Андрей Ермак.