Музыкальная лирическая комедия, в которой цитируют Александра Сергеевича Пушкина, пьют и притворяются героями Довлатова
В прокат выходит еще одна совместная кинолента Сергея Безрукова и его жены режиссера Анны Матисон «Заповедник», снятая по мотивам произведения одного из самых популярных отечественных писателей второй половины XX века Сергея Довлатова. Экранизацией картину назвать никак нельзя, однако у данного произведения есть свой потенциал и определенная грация, которая самого Сергея Донатовича никогда не волновала.
Гитарист, рок-музыкант, семьянин, автор песен и просто алкоголик Константин (Сергей Безруков) просыпается в гримерке за несколько минут до своего выступления. Шоу, разумеется, не состоялось, исполнителю закрывают вход на сцену во всех более или менее престижных заведениях города. Дома ситуация у Константина тоже на грани полнейшего краха. Жена Татьяна (Евгения Крегдже) хочет забрать дочь и уехать в Канаду, где ей предложили неплохую работу.
Музыкант, недолго думая, находит себе новую подработку, но потом снова напивается и теряет даже ее. Впрочем, Константин о ночном телефонном скандале ничего не помнит, но все же добирается в район музея-заповедника «Михайловское», где из гитариста, буквально прочитав одну методичку, быстро переквалифицируется в экскурсовода, который рассказывает туристам о деятельности легендарного Александра Сергеевича.
Возможно, дело в природе, а возможно, Константин вовремя решил завязать с алкоголем, но новые песни в «Михайловском» начинают писаться сами собой. Музыкант творит не по дням, а по часам, совершает пробежки с сигаретой в зубах, отлично общается со своими коллегами – Анна Михалкова, Гоша Куценко и Александр Семчев, но в один дождливый день в заповедник приезжает его супруга, которая снова напоминает Константину о трудностях, и рука уже сама тянется к бутылке.
Повесть «Заповедник», в которой речь идет о душевных метаниях писателя Бориса Алиханова, для Анны Матисон стала первым произведением Сергея Довлатова. Режиссер успела прочитать ее еще в средней школе и с тех самых пор все время раздумывала над экранизацией «Заповедника».
«Помню ощущение, что люди все такие разные, но я всех понимаю. И еще, возможно, в силу очень романтического возраста, сильно впечатлила любовная линия – она была такой негромкой, но ясной…» – поведала Матисон.
Создатели картины отмечают, что «Заповедник» является самостоятельным произведением, поэтому слово «экранизация» для него подходит не лучшим образом, а вот вариант с «по мотивам» – в самый раз. Это и оказалось главной причиной переноса действия повести в наши дни, где тот самый заповедник – уже сборище хипстеров, а главный герой сменил перо на гитару, которую он может собрать даже из лопаты и пары струн.
«Ретро мы любим, но порой бывают истории, которые хочется увидеть именно из сегодняшнего дня. «»Заповедник» как-то сразу воспринимался не как, пусть любимый, но артефакт времени, а как история про меня, про вас, про нас всех», – отметил Сергей Безруков, который в этой картине также исполнил роль продюсера.
Стоит отметить, что наследники Сергея Довлатова дали добро и исключительное право на воспроизведение повести на больших экранах. Сценарий писался долго, всего было придумано около десятка разных вариантов, но основной сюжет о взаимоотношениях главного героя и его жены, если сильно не придираться, остался без изменений. Окончательный вариант сценария был отправлен Катерине Довлатовой, которая поддержала оригинальную концепцию «Заповедника»-2018.
«Заповедник» с самого начала должен был называться «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». В этом нет ничего удивительного, все же разрыв между текстом и картиной очень велик. Здесь нет фраз типа: «Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить читать». Да и при знакомстве с девушкой по имени Аврора герой представляется не танкером «Дербент», а крейсером «Аврора», однако сюжет движет нас к очень привычным для повести Довлатова моментам.
Важно не только название ленты, важен и тот факт, что «Заповедник» мог и вовсе не появится на экранах. Средств для проекта катастрофически не хватало, поэтому необходимые деньги занимали, вкладывали собственные и находили через краудфандинговые платформы. Первыми работу Матисон – Безрукова смогли посмотреть зрители и критика на конкурсной программе «Кинотавра-2018», но эксперты отнеслись к «Заповеднику» как к совершенно развлекательному контенту, которому нет места на, по сути, весьма артхаусном и авторском кинособытии.
К на самом деле авторскому режиссерскому ходу Матисон можно отнести только огромную голову, лежащую в полях близ заповедника. Как и в известном произведении классика, голова дышит так, что «степь дрогнула», а с головы Безрукова слетает кепка. Сравнение главного героя с головой – не случайно.
«Я был всегда слегка прост, Хотя высок», – примерно так звучит монолог героя у Пушкина.
Константин, да и определенные персонажи из произведений Довлатова, такие же. Скрывая свою душевную простоту за увлечением зеленым змием, они лишь увеличивают свое эго с помощью остальных людей и событий. Большей философии в «Заповеднике» нет – одна ирония и любовь.
Что на самом деле может напрягать в «Заповеднике», так это песни в исполнении Сергея Безрукова. Не подумайте ничего дурного, для непрофессионального музыканта актер поет довольно даже неплохо. Для динамики ленты любой музыкальный номер, даже рок-опера «Евгений Онегин», даже хвалебная рок-ода Дантесу не делают картину лучше или насыщенней. Аналогичная проблема у Безрукова с курением: Константин в его исполнении дымит словно паровоз, а оператор довольно умело подчеркивает всю эстетику этого процесса.
Стоит отметить, что оператором «Заповедника» стал Сергей Трофимов, создавший ранее «Последнего богатыря», «Дневной дозор», «Монгола», «Ночной дозор», «Гоголь. Начало» и ряд других кинопроизведений. С мастерством Трофимова все в полном порядке, ему удалось показать душу обитающих в этой поистине пушкинской, поэтической красе. Местные «аборигены» и правда смотрятся отлично. Гоша Куценко в роли Маркова и является тем злодеем, который поставит Константина на скользкую дорожку постоянных кутежей и драк в баре, а Александр Семчев в роли гида-интеллектуала Митрофанова – отдельное произведение искусства. Это надо просто видеть.
Приятно, что Анна Матисон давно собрала для себя съемочную команду. «Заповедник» для нее и сценариста Тимура Эзугбая – уже 7-й совместный проект, а с Сергеем Безруковым – 4-й. Но именно «Заповедник» можно назвать наиболее экспериментальным из всех.
Безусловно, фанатам Безрукова картину нужно увидеть в обязательном порядке. Заметно, что артист никогда не был запойным пьянчугой, однако харизмы у него не отнять. С другой стороны, поклонники Сергея Довлатова должны обойти «Заповедник» стороной, так как от повести ставшего уже классиком писателя осталось совсем немного. Это словно один из героев Сергея Донатовича по имени Борька, который в трезвом и пьяном виде «настолько разные люди, что даже не знакомы между собой».
«Заповедник» на экранах с 6 декабря.