Сегодня Давид Пастрняк – лучший снайпер НХЛ.
Овечкин никогда не отдает «Ришар» случайным людям. Начиная с сезона-2007/08, только три человека смогли отобрать у Александра трофей лучшего снайпера – Стивен Стэмкос, Кори Перри и Сидни Кросби.
Каждый из них был по-своему уникален: Кросби включал режим бога под воротами и убивал вратарей бэкхендами, Стэмкос в 22 года выбил 60 шайб (за 20 лет эта отметка покорилась только ему и Овечкину), а Перри воспользовался своим пиком и ментальными проблемами звезды «Вашингтона» после Ванкувера-2010.
Давид Пастрняк из «Бостона» за последние пару сезонов вполне доказал, что готов биться с лучшим из лучших. Он три года подряд пробивает планку в 30 шайб, играет в одном из лучших звеньев лиги и прогрессирует невероятными темпами. А еще ему всего 23 года, и он уже один из лучших чехов в истории НХЛ по показателям «очко за игру» и «гол за игру».
Пастрняка выбрал Гретцки. Брат
«Бостон» вытащил свою звезду в концовке первого раунда драфта-2014. Сразу за ним выбрали Никиту Щербака, перед ним взяли Майкла Дэл Колла, Джейка Виртанена и Брендана Перлини.
Что интересно, известный аналитик Крейг Баттон очень точно угадал позицию чеха на драфте – номер 25. Одна из причин, по которой Пастрняк пролежал до конца раунда – его габариты. Многие скауты отмечали его скорость и мягкие руки, но в то же время сомневались, что этот паренек сможет успешно играть против более крупных оппонентов на уровне НХЛ.
В «Бостоне» не сомневались. В том самом «Бостоне», который за 5 лет взял Кубок и добрался до финала с возведенной в абсолют философией Big Bad Bruins – лицами той команды были здоровяки Здено Хара, Милан Лучич, Джонни Бойчак, Джером Игинла и олдскульный ветеран Шон Торнтон.
В Пастрняка поверил Кит Гретцки – младший брат Уэйна, который в то время был главой отдела «Бостона» по скаутингу юниоров. Сейчас Гретцки работает в «Эдмонтоне», но отлично помнит то интервью перед драфтом:
«Он показался мне очень жизнерадостным парнем. Мы как-то сразу поверили в него, и были уверены, что он точно будет играть в НХЛ – в «Бостоне» или другой команде. Его считали просто хорошим проспектом – поэтому он упал на драфте в конец первого раунда. Но теперь Давид превзошел все ожидания».
Вырос в маленьком городе, отец умер от рака, а мать вкалывала на двух работах
Пастрняк вырос в маленьком городе Гавиржов – меньше 100 тысяч жителей, граница с Польшей и типовая застройка, типичная для блока соцстран. Отец Пастрняка, Милан, играл в низших лигах Чехии и Германии и ушел из семьи, когда Давид был совсем ребенком. Тем не менее, они сохранили отношения, но почти никогда не обсуждали хоккей.
Всю заботу о сыне взяла на себя мать Давида – Марсела устроилась на вторую работу, чтобы покупать сыну форму и платить за тренировки.
К счастью, у Пастрняка хватило хоккейного таланта, чтобы уже в 13 лет у него появился агент, который взял на себя все хоккейные расходы – для небогатой семьи это было большим облегчением.
Непростое детство, финансовые трудности и пара уроков отца открыли перед чешским пацаном одну очень простую истину – нужно пахать. Ягр говорил, что хоккей был для него развлечением по сравнению с работой на семейной ферме. Пастрняк тоже усвоил, что нельзя полагаться только на талант. В 15 лет его позвали в Швецию и перед отъездом он попросил отца его потренировать.
«Он всегда говорил мне, что не будет давать никаких советов. Но если нужна помощь – я могу прийти к нему. Я попросил его потренировать меня летом. Бег, зал и все такое. С тех пор я больше не обращался к нему – слишком жестко, слишком изнурительно», – вспоминает Давид.
Пастрняка бесили тяжелые тренировки отца, но это одна из причин его успеха сейчас – он поехал в Швецию с хорошей базой для старта во взрослом хоккее. Понял, что такое рабочая этика, и был готов к НХЛ уже на драфте. Научился принимать трудности с юмором и быстро стал своим в раздевалке.
«Он сразу показался мне умным пацаном. Нам никогда не приходилось серьезно общаться с ним насчет его поведения. Он знает, когда нужно пошутить, а когда – работать. Это воспитание.
Он приехал уже взрослым. Паста много рассказывал про родной город, детство и трудности, с которыми сталкивался. Я уважаю его за путь, который он проделал, и за то, как он заботится о своей матери и семье. Эти трудности заставляют его расти – и теперь мы наблюдаем, как он становится великим игроком», – рассказывает Брэд Маршанд, один из ветеранов «Брюинс».
Пастрняк обожает свою семью и очень переживает – его отец умер за год до драфта, Давид играл в Швеции и никому не мог рассказать об этом. Он просто не знал ни шведского, ни английского.
«Драфт был одним из важнейших моментов в жизни. Я хотел играть в НХЛ. Ради отца и своей семьи», – говорит Давид.
С первой зарплаты в НХЛ Пастрняк снял матери квартиру в Праге, а после подписания крупного контракта – купил дом. Партнеры по «Бостону» знают все о семье своей молодой звезды – Пастрняк не стесняется рассказывать о родных на каждом командном ужине, а когда мама Давида приезжает в Штаты, то уничтожает любую диету вкусной чешской едой.
Стал частью лучшего звена лиги, хотя на старте карьеры не умел бросать
Самый свежий и простой ответ на вопрос «Как играет Пастрняк?» дает матч против «Анахайма» – 4 гола, которые не слишком тянут на хайлайты недели и месяца, но достаточно точно демонстрируют снайперские таланты чеха.
Раз:
Мощный бросок в касание в большинстве. Паста не слишком увлекается такими бросками – во-первых, он не Овечкин, а во-вторых, в бригаде большинства на синей линии играет леворукий Тори Крюг, что усложняет быструю доставку шайбы под бросок. Паста вообще больше предпочитает бросать из «слота» – смещается в центр и использует кистевой. Но если так нагло забывать его на фланге в большинстве – жди гол.
Два:
Здесь хорош не чех, а защитник «Анахайма», но смотрите на исполнение – отличный, очень быстрый бросок.
Три:
Отличная командная работа и удачный рикошет – Пастрняк в касание отправляет шайбу в ворота. Этот гол во многом случайный даже без рикошета – Патрис Бержерон после матча рассказал The Athletic, что «Анахайм» пробрасывался три раза подряд, и в правом круге «Брюинс» проиграли все три вбрасывания. После четвертого проброса атакующая команда воспользовалась правом поменять точку вбрасывания – хоть Бержерон снова проиграл на точке, перед воротами оказался Пастрняк.
Четыре:
Приклеился к штанге и подождал прострел – обычно такого ждут от центров, для вингера, который полагается на хороший бросок эти голы нетипичны.
За покер Пастрняк вполне может благодарить Майка Бэбкока, Сидни Кросби и Кубок Мира-2016. Именно на этом турнире сборная Канады поставила в звено к Сиду двух друзей из «Бостона» – пара Бержерон-Маршанд рядом с Кросби показывала лучший хоккей в жизни. В «Бостоне» решили попробовать в первом звене скоростного чеха – и получили тройку, которая третий сезон разрывает НХЛ.
Пастрняк постепенно превращается в главного снайпера звена, хотя за три последних сезона Маршанд забивал не меньше. Интересно, что на старте карьеры у Давида были проблемы с броском – он фактически не умел бросать, терял ворота и полагался больше на силу. В поисках прогресса он обратился к Глену Такеру – специалисту, который индивидуально работает над броском. Среди его клиентов были Здено Хара, Чарли Койл, Джон Таварес, Стивен Стэмкос и Джек Айкел – игроки между собой называют Такера «Доктор Бросок».
«О, у Пастрняка был, наверное, худший бросок из тех, что я видел. А теперь он забивает много голов», – рассказывал Такер в интервью The Athletic.
По мнению Такера, сейчас в НХЛ вырабатывается принципиально новый стиль игры – щелчок умирает в равных составах, игроки все чаще полагаются на быстрые броски со скрином вратаря (создают помехи, закрывают обзор).
Такер учит своих подопечных бросать не с «пятки», а с середины крюка – игрок словно поддергивает шайбу мысом крюка и делает резкий и стремительный бросок.
«Не нужно представлять, будто ты самолет на длинной взлетной полосе. Представь, что полоса очень короткая. Чем раньше шайба оторвется от крюка, тем быстрее окажется в сетке. Именно это я объясняю своим ученикам», – говорит Такер.
Пастрняк после одного из матчей говорил, что при броске «пятка» крюка вообще не касается льда – это еще один принцип Такера. В этом случае сила игрока и вес тела отходят на второй план – правильное движение кистей и сама клюшка делают бросок сильным и очень быстрым. Кроме этого, важен загиб – Пастрняк подходит к выбору очень тщательно и предпочитает клюшки с сильно изогнутым крюком.
Чех идеально подходит современной НХЛ – он быстро бросает, отлично владеет коньками, умело использует габариты в борьбе (привет тем, кто считал его слабым). В таких условиях ему более чем по силам бросить вызов главному снайперу планеты.
А еще он играет в команде, которая сразу посчитала его своим. Паста давно закрепился среди главных весельчаков и модников «Бостона» – у него есть забавный предматчевый ритуал, который они устраивают вместе с Тори Крюгом:
Krug and Pastrnak with the spin cycle pic.twitter.com/2zxiEsbY2F
— Erin Walsh (@ewalsh90) December 1, 2019
Пастрняк отлично сочетает медийность и хоккейный скилл – и при этом невероятно близок к Кубку Стэнли в ближайшие пару лет. Похоже, мы наблюдаем за самым ярким чехом после Яромира Ягра – НХЛ не ошиблась, когда выбрала «Бостон» для поездки в Европу в следующем году.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там много всего про Овечкина и Панарина, КХЛ и НХЛ
В хоккее будущего не будет щелчков. Уже сейчас их намного меньше, чем 10 лет назад
Как правильно болеть за любимую команду? Обсуждаем пошаговую инструкцию