В США состоялись выборы в конгресс. Согласно предварительной информации, в палате представителей с небольшим перевесом большинство достается демократам, а сенат остается республиканским. Эта кампания была одной из наиболее дорогих и наиболее грязных в истории Америки. Для Дональда Трампа выборы были своеобразным референдумом о доверии. Для избирателей — очередным поводом для раскола.
Согласно предварительным результатам, расклад такой: сенат остается «красным» — республиканцы заняли 51 место из 100. А вот с палатой представителей все не настолько однозначно. Демократы опережают республиканцев, однако не так уверенно: 222 против 199. Раздражение от поведения Трампа, на которое так рассчитывали его оппоненты, не принесло прорывных результатов.
Американский лидер признал, что уступил палату представителей и уже позвонил лидеру демократического меньшинства и поздравил с победой, призвав соблюдать принцип двухпартийности. При этом в Twitter Трамп сообщил о победе: «Огромный успех сегодня ночью. Всем спасибо».
В сенате ранее у демократов было 49 мест, у республиканцев — на 2 больше. В этот раз верхняя палата переизбиралась только на 1/3, таким образом, решалась судьба 35 кресел. А вот палата представителей, в которой 435 мест, была переизбрана полностью. До выборов 235 мест были в распоряжении республиканцев, 193 принадлежали демократам.
Трамп много раз говорил: «Эти выборы — референдум по вопросу обо мне».
Чтобы привлечь на свою сторону избирателей там, где позиции республиканцев самые уязвимы, он энергично колесил по разным штатам (Флорида, Джорджия, Миссури, Монтана, Теннесси, Западная Вирджиния).
Трамп заявлял, что «демократы гигантским тараном хотят разрушить нашу экономику и наше будущее».
«Республиканцы создают рабочие места, а демократы — это бандитские шайки», — не выбирал выражений глава государства, предупредив избирателей Джорджии, что кандидат в губернаторы от демократов Стейси Абрамс, которая хочет быть первой темнокожей женщиной-губернатором, «превратит штат в Венесуэлу».
Себе в заслугу он ставил «активный рост экономики», угрожая, что при демократах население ожидает «рост преступности, а также возвращение к хаосу». Выдвигал обвинения в адрес предыдущей администрации отмечая, что она «поощряла нелегальную миграцию».
Пока Трамп старался мобилизовать сторонников, демократы тоже не сидели без дела. В мероприятиях активно принимали участие Хиллари Клинтон, Джо Байден и Барак Обама. К слову, выступить они смогли не везде, где хотели: многие демократы отказывались от помощи этих политиков, считая их непопулярными.
Там, где Обаме предоставили площадку, он рассказывал, что «вам все время лгут», пытаясь отвлечь от важных проблем заявлениями о караване мигрантов. Он также фактически обвинил действующего главу государства и его администрацию в коррупции, сказав, что команда Трампа обещала искоренить ее, а вместо этого судебные иски и обвинения предъявлены в отношении их самих.
Обама заявлял, что рабочие места, которыми хвастается Трамп, созданы благодаря политике его администрации. Трамп отмечал, что хочет помочь простому человеку, а вместо этого «сократил налоги для богатых», рассказывал Обама.
«Идите голосовать. Мы сражаемся за душу Америки», — вторил ему Джо Байден. И американцы на самом деле активно шли на выборы. Еще примерно тридцать миллионов граждан проголосовали досрочно.
Данная избирательная кампания вошла в американскую историю как одна из наиболее грязных и дорогих. Согласно оценкам НКО Center for Responsive Politics, бюджет превысил 5 миллиардов долларов и большая его часть — пожертвования, собранные демократами. Один только миллиардер Майкл Блумберг потратил больше ста миллионов долларов на поддержку Демократической партии. Всего к кампании по выборам в палату представителей республиканцы привлекли 637 миллионов долларов, демократы — 951 миллион, в сенат — 361 миллион против 513 соответственно.
На этих выборах зарегистрировано рекордное количество женщин-кандидатов. В сенат хотели попасть 53 женщины, что на тринадцать больше, чем в предыдущей кампании 2016 года. В палату представителей баллотировались 476 женщин — в 2 раза больше, чем в позапрошлом году.
Кроме этого, от штата Мичиган в палату представителей могут избрать мусульманку Рашиду Тлаиб, а от Миннесоты — Илан Омар. В штатах Нью-Мексико и Канзас баллотируются и имеют все возможности одержать победу первые женщины — представительницы коренных народов.
В период предвыборной кампании ни дня не проходило без скандала. Один из основных политических конфликтов — назначение в Верховный суд США юриста Бретта Кавано. После того как Трамп предложил данную кандидатуру, против Кавано выдвинули обвинения в сексуальных домогательствах 30-летней давности. Несмотря на митинги, кандидатуру утвердили, что способствовало еще большему расколу в обществе и партийных рядах. Демократы уверены, что Кавано человек, который «не сможет ставить закон выше интересов партии». В свою очередь, республиканцы рассматривают это как «победу над заговором демократов, которые хотят помешать карьерному росту порядочного человека».
За несколько недель до голосования ФБР и Секретная служба США перехватили 13 конвертов с самодельными взрывчатками, адресованными Хиллари Клинтон, Бараку Обаме, экс-директору ЦРУ Джону Бреннану, а также некоторым другим политикам, предпринимателям и актерам. Одна из них была адресована телеканалу CNN. Впоследствии оказалось, что взрывные посылки отправлял американец Сизар Сэйок, активно поддерживающий Дональда Трампа.
Спустя пару дней 46-летний Роберт Бауэрс расстрелял 11 человек в синагоге Питтсбурга. Рассказывали, что стрелок ненавидел президента, так как тот «окружен евреями». Трампа обвинили в том, что это он создал в государстве «атмосферу ненависти».
Еще одним испытанием для главы государства накануне выборов был караван мигрантов из стран Центральной Америки, направившихся к границе США в надежде получить статус беженца. Трамп сказал, что в этом караване «многие члены банд и некоторые довольно плохие люди», а также пообещал ответить жесткими мерами, стянув к границе примерно 15 тысяч военных. Одни обвинили его в разжигании ненависти к мигрантам, остальные назвали «защитником нации».
В позапрошлом году США обвинили российские спецслужбы «во вмешательстве в президентские выборы». Государство много раз пугали, что Москва «не оставит без внимания» и выборы в конгресс. Но уже в конце лета советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон отметил, что повлиять на ход голосования пожелают 4 страны: Россия, Китай, КНДР и Иран. Спустя пару месяцев политик сообщил, что главную угрозу для американской демократии представляет Пекин, действующий активнее других.
В первых числах ноября Министерство внутренней безопасности США проинформировало, что «пока не зафиксировали попыток иностранных государств проникнуть в систему приема и подсчета голосов». В Вашингтоне пообещали, что промежуточные выборы будут наиболее защищенными за всю историю страны.
Последнее время конгресс был под контролем республиканцев: это помогало Дональду Трампу беспрепятственно проталкивать свои политические решения. Теперь все может измениться. Поговаривали, что в случае победы демократов Трампу грозит импичмент. Сам глава государства не раз говорил по этому поводу:
«Если я когда-нибудь подвергнусь импичменту, то рынок рухнет. Считаю, что все от этого очень обеднеют».
Американцы также неоднозначно относятся к досрочному уходу главы государства. По опросам общественного мнения Washington Post — ABC News, проведенному в последних числах августа этого года, 49% американцев поддерживают импичмент, еще 46 — категорически против. Чтобы отстранить действующего президента от должности, демократам нужна помощь республиканцев, но на это законодатели вряд ли согласятся.
«Оппоненты главы государства стремились сделать все для того, чтобы ни у него, ни у республиканцев не было шансов укрепиться в американском правительстве. Учитывая, что республиканцы удержали позиции, они, по всей вероятности, будут представлять это как победу и успех своей политики. Трамп укрепится во мнении, что проводит правильную линию. И это совершенно нормальная ситуация, когда на первом сроке главы государства его партия частично теряет контроль над законодательной ветвью власти», — отметил старший научный сотрудник Центра анализа международных процессов МГИМО МИД Максим Сучков.
Такого же мнения придерживается и заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) факультета мировой экономики и мировой политики Дмитрий Суслов.
«Экономика Америки развивается динамично, и экономические успехи — один из основных козырей Республиканской партии на нынешних выборах. Если сейчас республиканцы потерпят поражение с минимальным отрывом от демократов и их меньшинство составит 5-10 голосов, это будет победой Трампа. Это будет говорить о том, что большинство электората поддерживает ту кампанию, которую проводил Трамп, баллотируясь в президенты, включая резкую антимиграционную политику», — сказал политолог.
Как он отметил, в будущем США и Европа заключат новое торговое соглашение.
«Но здесь не нужно говорить, что Трамп рушит торговые соглашения и торговую систему. Он не рушит, он обновляет ее в отношении со своими союзниками и партнерами, придерживаясь гибкой политики», — считает специалист.