Виталий Константинович Калоев. Родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Убийца авиадиспетчера Питера Нильсена, ответственного за гибель семьи Калоева в авиакатастрофе над Боденским озером 1 июля 2002 года.
Виталий Калоев появился на свет в 1956 году в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в семье педагогов.
Отец был школьным преподавателем осетинского языка, мать — воспитательницей в детском саду. Был младшим ребёнком в семье, имел 2-х братьев и 3-х сестер.
С отличием закончил среднюю школу. Учился в строительном техникуме, отбыл службу в армии. После увольнения в запас поступил на архитектурно-строительный факультет Северокавказского горно-металлургического института. Параллельно был прорабом на стройке.
По окончании вуза получил специальность архитектора. Участвовал в строительстве военного городка «Спутник» под Владикавказом, предназначенного для проживания советских офицеров, чьи части выводились из ГДР.
В перестроечные восьмидесятые годы Калоев собирал строительный кооператив.
Вплоть до 1999 года Калоев являлся главой строительного управления во Владикавказе.
В 1999 году подписал контракт со строительной фирмой и уехал в Испанию, где трудился архитектором — проектировал дома для выходцев из Осетии.
В 1991 году Калоев узаконил свои отношения со Светланой Пушкиновной Гагиевой (1958 г.р.). Светлана закончила в 1983 году экономический факультет СОГУ, получив специальность экономиста. Она сделала карьеру, пройдя путь от обычного работника банка до начальника отдела. Какое-то время была директором коммерческого банка «Адамон Банк». На момент знакомства с Калоевым и вплоть до катастрофы Светлана трудилась экономистом и заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял».
В браке у Калоевых родились 2-е детей — сын Константин (родился 19 ноября 1991 года во Владикавказе, был назван в честь деда по отцовской линии) и дочь Диана (появилась на свет 7 марта 1998 года там же, имя было выбрано Константином). Константин учился во владикавказской школе № 5, где успел отучится 5 классов. Он интересовался палеонтологией и космонавтикой.
К июлю 2002 года Калоев уже 2 года как был в Испании. Он закончил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел 9 месяцев. Светлана с детьми к тому моменту уже прибыла в Москву, но никак не могла приобрести билет на самолёт и лишь за 3 часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого лайнера «Башкирских авиалиний», который позже разбился в небе над Боденским озером.
Столкновение над Боденским озером — крупная авиационная катастрофа, которая случилась 1 июля 2002 года.
Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии (БАЛ)», выполнявший рейс BTC 2937 по маршруту Москва-Барселона, столкнулся в воздухе с грузовым самолётом Boeing 757-200PF авиакомпании DHL, совершавшим рейс DHX 611 по маршруту Бахрейн-Бергамо-Брюссель. Столкновение случилось вблизи маленького города Юберлинген около Боденского озера (Германия). Погибли все находившиеся на борту обоих лайнеров 71 человек — 2 на «Боинге» (оба пилота) и 69 на Ту-154 (9 членов экипажа и 60 пассажиров, в числе которых было 52 ребёнка).
Несмотря на то, что оба лайнера были над территорией Германии, управление воздушным движением в этом месте осуществлялось частной швейцарской компанией «Skyguide». В диспетчерском центре, который находится в Цюрихе, в ночную смену работало лишь 2 авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из диспетчеров отправился на перерыв; на дежурстве остались только 34-летний диспетчер Петер Нильсен (нем. Peter Nielsen), которому пришлось работать одновременно за двумя терминалами, и ассистентка.
Часть оборудования диспетчерской была отключена, и Нильсен довольно поздно заметил, что 2 лайнера, находившиеся на одном эшелоне FL360 (11 000 метров), опасно сближаются. Менее чем за 1 минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он постарался исправить ситуацию и передал экипажу рейса 2937 команду снижаться.
Пилоты Ту-154 к этому времени ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, однако были готовы к тому, что нужно будет выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (по сути, даже до того, как она была окончена). Но сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), которая значит, что нужно набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы сигнал снижаться.
Один из членов экипажа рейса 2937 (второй пилот Иткулов) обратил внимание остальных на команду TCAS, ему сказали, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя лайнер уже шел на снижение). Спустя несколько секунд Нильсен повторил команду, на сей раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке дал неправильные сведения о другом лайнере, отметив, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, наверное, решили, что есть ещё одно воздушное судно, невидимое на экране TCAS. Ту-154 продолжал идти на снижение, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не сообщил диспетчеру о противоречии в полученных командах.
В то же время рейс 611 шел на снижение, выполняя инструкцию TCAS. Как только появилась возможность, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения по причине того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой лайнер.
В последние секунды пилоты обоих лайнеров увидели друг друга и хотели предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, однако это не помогло. В 21:35:32 рейсы BTC 2937 и DHX 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10634 м (эшелон FL350). Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил по фюзеляжу Ту-154 и разломил его на две части. Падая, Ту-154 развалился в воздухе на 4 части, упавшие в окрестностях Юберлингена. «Боинг», лишившийся стабилизатора, потерял управление и, потеряв во время падения оба двигателя, в 21:37 упал на землю в семи километрах от Ту-154 и полностью разрушился. Все находившиеся на борту обоих лайнеров (69 человек на Ту-154 и два на «Боинге»), погибли. Несмотря на то, что некоторые обломки обоих самолетов рухнули на жилые дома (в их дворы), на земле никто не погиб…
2 июля 2002 года, узнав о произошедшем, Калоев из Барселоны сразу отправился в Цюрих, а оттуда — в Германию в Юберлинген, где случилась катастрофа. Изначально сотрудники полиции не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его супруга и дети, — пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану обнаружили в 3 км от места падения лайнера. Согласно документальному фильму канала National Geographic Калоев сам принимал участие в поисковых работах и обнаружил сначала порванные бусы Дианы, а потом и её тело. Все 3-е были похоронены во Владикавказе.
Летом 2003 года Калоев вместе с Юлией Федотовой, матерью ещё одной погибшей в авиакатастрофе девочки, прибыл в авиакомпанию «Скайгайд». По словам работников компании, во время траурной церемонии в Юберлингене, посвящённой годовщине со дня авиакатастрофы, «один из родственников — мужчина с чёрной бородой» — вел себя довольно «возбуждённо» и сильно напугал главу компании Аллена Росьера. Затем этот человек якобы приехал в офис «Скайгайд», где, общаясь с работниками фирмы, несколько раз спрашивал: «Виноват ли в произошедшем диспетчер?» и добивался встречи с Питером Нильсеном, который в тот вечер находился за диспетчерским пультом.
24 февраля 2004 года Питер Нильсен был убит. Убийство случилось на пороге дома Нильсена в присутствии его супруги и 3-х детей. Основной версией убийства, рассматривающейся швейцарскими правоохранительными органами, оказалась месть Калоева. Сам Калоев вины своей не признал, однако и не отрицал её — давая показания, он сказал, что помнит лишь то, что пришёл к Нильсену, показал ему снимки своей семьи и потребовал извиниться. Нильсен ударил Калоева по руке и выбил снимки, после чего у Калоева, как он рассказал, наступил провал в памяти.
В интервью прессе Калоев сообщил о том, как и за что убил диспетчера Нильсена.
«Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сперва жестом дал понять, чтобы он меня пригласил в дом. Однако он захлопнул дверь. Я опять позвонил и ему сказал: «Ich bin Russland» («Я — Россия»). Эти слова со школьных лет помню. Он промолчал. Я достал снимки, на которых были запечатлены тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я уходил… Типа как псу: пошел вон. Ну я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку со снимками и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как стукнул меня по руке… Фото полетели… И там понеслось», — сообщил Калоев.
О том, что было дальше, Калоев знает только по рассказам швейцарских следователей.
«Я не помню уже. Я вышел из себя. Рассудок потерял, когда снимки упали… Я не помню, что делал», — отмечал он.
Калоев не отрицал, что убил диспетчера, однако и не признает свою вину: он упорно заявляет, что был в состоянии аффекта и ничего не помнит.
«Я еще год назад рассказал, что пошел к Нильсену, разговаривал с ним, а что потом произошло, не помню. Я ничего не скрывал. А по уликам, что мне предъявляют, получается, что я его убил. На моей одежде нашли частицы одежды Нильсена, следы крови и еще что-то. На ноже также его кровь. Про отпечатки моих пальцев ничего не сказали. Но в ноже нашли какие-то частицы моей одежды. Как в действительности было, я не знаю», — говорил Калоев.
Калоев повторял, что абсолютно не раскаивается в содеянном.
«Питеру Нильсену воздалось за его поступок. Кроме него, должно воздаться и директору SkyGuide Алену Россье», — отмечал Калоев. «Как я его должен жалеть? Мне, знаете, легче не стало от того, что он умер. Мои дети не вернулись», — говорил он.
Калоев отказывался признавать швейцарский суд.
«Я им так и заявил: швейцарский суд для меня ничего не значит. Для меня выше суд моих детей. Если бы они могли, они сказали бы, что я их на самом деле любил, что не оставил их, не позволил, чтобы они так бесследно исчезли», — отмечал Калоев.
26 октября 2005 года Калоев был признан виновным и приговорён к 8 годам лишения свободы. 8 ноября 2007 года решением суда он был освобождён за примерное поведение по отбытии части срока. 13 ноября Калоев прибыл в Северную Осетию, где его тепло встретили в аэропорту.
По сообщению ряда российских средств массовой информации, 9 августа 2008 года, на второй день войны в Южной Осетии, Виталий Калоев был замечен в числе ополченцев в Джаве. Позднее его брат сообщил, что Виталий на самом деле был тогда в Южной Осетии, однако его присутствие было связано со строительством Зарамагской ГЭС, и что он вернулся домой в ту же ночь.
В Северной Осетии Калоев был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики республики. В день своего 60-летия отправился на пенсию, за несколько дней до этого был награждён медалью «Во славу Осетии».
В 2014 году Виталий женился 2-й раз, супругу зовут Ирина. Об этом рассказал прессе Таймураз Мансуров, бывший глава Северной Осетии и друг Калоева. Но детали уточнять отказался:
«У нас это не тема для обсуждений. Супруга — замечательная женщина, заботится о нем. Они вместе. Дальше — не мое дело. Живет он в том же доме, что и до трагедии».
25 декабря 2018 года появилась информация, что Виталий Калоев стал отцом двойни. У него появились сын и дочь. Об этом сообщила в «Фейсбук» автор биографической книги Калоева Ксения Каспари.
«Да, четыре часа назад у Ирины родилась двойня — сын и дочь. Что будет именно двойня — для меня это оказалось сюрпризом. Как назвать детей, мы с супругой еще не решили. Варианты есть, но посмотрим», – отметил Калоев.
По мотивам событий с участием Виталия Калоева снята картина «Последствия» (Aftermath). Роль Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер. Режиссером ленты стал Эллиотт Лестер. В картине также снялись Скут Макнэйри, Мэгги Грейс и Мартин Донован.
В позапрошлом году режиссер Сарик Андреасян снял ленту «Непрощённый», в котором роль Калоева сыграл Дмитрий Нагиев. Режиссер Сарик Андреасян говорил:
«Наш фильм о том, что родители не должны хоронить своих детей. Как отцу, мне очень хорошо известно, что такое любовь к семье, — именно с этим чувством я делал кино. Я хотел отдать дань уважения всей этой истории, ее главному герою. Наша картина не просто про человека — она про историю, про потери и про одиночество».
Американская рок-группа Delta Spirit записала композицию «Ballad of Vitaly» («Баллада о Виталии»), которая является последним произведением в их альбоме «History from Below».
Немецкий futurepop коллектив Edge of Dawn намекает на историю Виталия Калоева в своей песне «The Flight (Lux)» («Полёт (Люкс)»).