И. о. министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Гарегин Баграмян не считает, что цена на поставляемый Армении российский газ поднимется.
«Разумеется, мы ведем переговоры о снижении. О предложениях РФ я не осведомлен», — сегодня в беседе с прессой сказал Баграмян.
На вопрос Радио Азатутюн, каким должен быть лучший результат для армянской стороны, исполняющий обязанности министра ответил: «Лучшим результатом должно быть снижение цены на газ, естественно».
Он затруднился ответить, насколько именно: «Узнаете по окончании переговоров. Давайте подождем, осталось всего 2 дня, сейчас конкретно идет процесс переговоров».
Действующий документ, который называется «газовое соглашение», был подписан 2 декабря 2013 года. По этому соглашению «Газпрому» были переданы последние двадцать процентов акций «АрмРосгазпрома», принадлежавшие правительству Армении, и было установлено, что до 2043 года армянская сторона будет приобретать газ только у «Газпрома». Одновременно с этим было подписано еще одно соглашение о стоимости газа, срок которого был установлен до 31 декабря 2018 года. Выходит, что с 1 января российская сторона больше не будет иметь никаких обязательств перед Арменией, между тем, все договоренности, касающиеся «Газпрома», остаются в силе на протяжении последующих двадцати пяти лет.
«Армянской стороне практически нечего предложить России, потому что все возможные виды монополий уже предоставлены. Или должны быть отданы какие-то очередные монополии российской стороне, или должны быть достигнуты какие-то политические договоренности, или что-то другое должно быть отдано. Во всяком случае, так как монополия сроком на тридцать лет предоставлена «Газпрому», армянская сторона не может вести переговоры по цене на газ с Ираном, и в этих условиях российская сторона обладает полной монополией, и, разумеется, она воспользуется плодами этой монополии. Естественно, или предложит высокую цену, или за то, чтобы не было высокой цены, получит какие-либо другие дивиденды, может быть, политические, может быть, экономические, может быть, какую-то монополию», — сказал координатор общественной организации «Объединение информированных граждан» Даниэл Иоаннисян.
Иоаннисян отмечает, что против ратификации данного соглашения в 2013 году активисты боролись перед зданием Национального собрания, а парламентская оппозиция в лице Никола Пашиняна и Заруи Постанджян — в зале заседаний парламента. Митинг провели даже некоторые освещавшие заседание журналисты.
Даниэл Иоаннисян заявляет, что в настоящее время Армения пожинает плоды соглашения, ратифицированного в 2013 году правящим большинством Республиканской партии Армении, его пересмотр он считает маловероятным.
«Договор составлен таким образом, что армянская сторона имеет довольно небольшую степень свободы в этом смысле, и если армянская сторона предпринимает резкие действия, например, нарушит эту монополию, то может столкнуться в арбитраже с очень серьезными проблемами», — отметил Иоаннисян.
Вопросы как повышения, так и снижения тарифа на газ «имеют равную вероятность», однако «цена на газ также является серьезным политическим компонентом, особенно со стороны России, которая традиционно его использует», подчеркнул советник и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна Артак Манукян.
«Первый раз в переговорах, по сути, мы имеем легитимную власть, в переговорах нет других дополнительных интересов, которые конкретно создают для обслуживания определенной группы людей, что также значительно повышает переговорную силу, и, учитывая эти обстоятельства, я хотел бы отметить 3-й фактор: в мире в настоящее время в этом плане косвенно проявляются тенденции к снижению. И 4-й самый важный фактор, который, наверное, время от времени используется партнерами по ЕАЭС в процессе переговоров, в частности Беларусью, это то, что соглашениями предусмотрено, что цена на газ должна, по сути, быть равной, то есть для всех стран-членов должны быть одинаковые подходы, что на сегодняшний день не действует», — сказал советник и. о. премьер-министра.
По действующему соглашению за 1000 кубометров газа Армения на границе сначала платила 190 долларов, потом цена упала до 165 долларов, а сейчас действует тариф 150 долларов за 1000 кубометров. До рядового потребителя газ доходит практически по двойной цене.