Валерий Карпин в сборной меньше трех месяцев, но это был очень интенсивный отрезок – команда сыграла значительную часть отбора к ЧМ-2022, до финиша всего два матча. Пока обновленная сборная показывает отличный результат (13 очков за 5 игр), но к качеству футбола есть вопросы. Не только у Константина Генича, но и самого Валерия Карпина.
Вот слова тренера после напряженной победы над Словакией: «Не получалось вообще ничего. В первом тайме не получался прессинг. Вчера спрашивали, все ли впитывают игроки и все ли понимают. Сегодня не делали так, как надо. Было даже хуже, чем с Хорватией, когда мы в первые минуты как раз делали то, что нужно было.
Больше всего не получилась игра с мячом, когда он был у нас. Тяжело, если постоянно теряешь мяч, играешь все время без него. Замкнутый круг и сил на атаку не хватает — после потерь тратим их на отбор. Почему так много потерь — на этот вопрос у меня нет ответа».
После Марибора Карпин немного потеплел, но до полного удовлетворения далеко: «Я лично не могу сказать, что доволен собой. Если бы обыгрывали всех по 10:0, то был бы доволен».
Ближе к решающим шагам цикла сравнения команды Карпина и Черчесова неизбежны. У каждого свои внутренние ощущения, изменилась ли сборная, но почему бы не сверить их с цифрами? Тем более что со старта отборочного цикла команда провела почти одинаковое количество матчей при обоих тренерах: 6 при Черчесове (включая 3 игры Евро), 5 – при Карпине.
Конечно, противодействие соперников у каждого тренера было разным, и это мы обязательно учтем.
Начнем с состава. Его эволюция – на графике!
На картинке – футболисты, которые получали игровое время в официальных матчах с октября прошлого года. Видно, что лицо команды значительно изменилось.
• При Карпине за 5 матчей на поле вышло 11 футболистов, которые не получили ни минуты игрового времени при Черчесове с прошлой осени.
• И обратная ситуация: при Карпине вообще не играли 6 футболистов (один из них Магомед Оздоев, который был травмирован всю осень), которых использовал Черчесов, в том числе и Артем Дзюба. История форварда «Зенита» понятна, но есть и другой футболист, который исчез относительно незаметно – центральный защитник Андрей Семенов. Правда, после привоза с Бельгией его не выпускал и Черчесов.
• Очевидно, что у нового тренера обойма заметно шире. Возможно, это связано с пробой разных вариантов, тогда как у Черчесова был устоявшийся костяк.
• Есть три футболиста, которым одинаково доверяли оба тренера: Георгий Джикия, Игорь Дивеев и Далер Кузяев. Их могло быть больше – Денису Черышеву и Александру Головину мешали травмы, а Марио Фернандес завершил карьеру в сборной.
Эффективность прессинга у Карпина и Черчесова пока одинаковая. Хорошие матчи чередуются с провалами (у Карпина они заметнее)
Усредненные показатели сборной при каждом тренере – не лучший способ для сравнения. Для понимания контекста стоит немного усложнить задачу – на рассеянных диаграммах рассмотрим как цельную картину, так и отдельные матчи.
Начнем с общих показателей: процент владения мячом и темп игры. Первый вам точно знаком, второй – индекс Wyscout, который отражает частоту игровых действий.
Смотрим!
• По темпу сборная Черчесова явно впереди, только одна игра с показателем ниже 17 (у Карпина таких четыре). Можно было предположить, что на Евро темп по умолчанию выше, но, например, худший показатель при Черчесове – как раз на большом турнире (матч с Данией).
• Больше 50% владения сборная Черчесова выдала в трех матчах за отчетный отрезок, Карпина – в двух. Против сильных соперников обе команды играют вторым номером. При этом нынешний тренер и не обещал тотального доминирования: «Нельзя говорить, что мы будем владеть мячом: другая команда может попросту не отдать».
• Худший матч и по темпу, и по владению случился как раз при Карпине – это была домашняя игра со Словакией (1:0). Ужасное качество футбола признает даже нынешний главный тренер.
С базовых показателей перейдем к частностям. Начнем с обороны. Карпин неоднократно повторял, что качественный высокий прессинг – фундамент его философии: «То, что мы хотели бы так играть – с высоким прессингом и в контроль мяча, – да. Наверное, любой тренер хочет этого».
И еще одна поясняющая цитата – ответ на вопрос Вадима Лукомского в «Коммент.Шоу»: «Все правильно, этот [прессинг] очень похоже на «Ливерпуль». Ну, надеюсь. Структура прессинга – да, мы пытаемся делать так, как это делает «Ливерпуль». С некоторыми нюансами. Можно ли отработать это в сборной? Сложнее, чем в клубе. Для этого нужно больше времени. Но игра в Словении меня обнадежила. Думаю, что это возможно».
В редких детальных объяснениях Черчесова тоже прослеживалось внимание к среднему (или даже высокому) прессингу. Особенно ярко это проявилось в матче квалификации Евро-2020 против Бельгии, когда сборная давила в начале матча.
«Мы готовили этот прессинг, особенно в первые минуты. Нам и самим надо было войти в игру, и бельгийцам не дать почувствовать себя хозяевами положения. Случай это или нет, но сработало. Хотя 90 минут в таком прессинге играть, конечно, невозможно», – объяснял тогда Черчесов.
Давайте сравним команды по базовому показателю прессинга – PPDA (передачи соперника на одно оборонительное действие). Чем меньше показатель, тем активнее команда вступает в отбор.
Смотрим!
Важное уточнение: прессинг невозможно построить за одну игру, поэтому полноценные выводы сделать не получится. Из диаграммы видно, что при Черчесове были похожие показатели: умеренный прессинг против середняков и периодические провалы против топ-команд. Матч в Словении неслучайно обнадежил Карпина – один из лучших в плане прессинга за календарный год (у Черчесова такой же показатель с финнами).
Попытаемся хотя бы примерно определить высоту прессинга. Под PPDA попадают отборы на 60% поля от ворот соперника, но есть способ узнать детальнее. Для этого посмотрим карту возвратов владения.
И тут снова неоднородная картина: относительно высокий прессинг срабатывал против Словении и Мальты, с Хорватией приходилось садиться глубже, а против Словакии – вообще прижиматься. Нельзя сказать, что при Черчесове сборная играла гораздо глубже, финнов и словаков останавливали в районе центрального круга, старались не прижиматься и с Бельгией, но сломались под Данией.
Сборная в атаке: при Карпине – стремление к умным передачам, при Черчесове – к интенсивности и навесам
Перед решающими сборами Карпин сказал: «[С Хорватией] планируем играть в атакующий футбол, как и раньше».
Атакующий футбол – абстрактное понятие, но давайте вникнем, насколько он атакующий на фоне Черчесова.
Стиль атак (позиционные или быстрые) коррелирует с процентом владения, но не всегда – например, когда команда доминирует первые 20 минут, забивает и садится в глубокую оборону. Поэтому воспользуемся другими показателями – статистикой позиционок и контратак от Wyscout.
Важное уточнение: на диаграмме только показатели стиля, а не эффективности. Об эффективности мы поговорим в финале.
• Возможно, лучший матч Черчесова за год – против Финляндии. Столько же позиционных атак, сколько и с Мальтой, после одной из них забил Алексей Миранчук.
• Четко видно, что контратаки – оружие Черчесова против больших соперников вроде Дании и Бельгии.
• У Карпина пока нет единообразия. В том самом неудачном матче со Словакией атаковали быстро, но почти всегда неудачно, против Хорватии, Словении и Мальты – в основном позиционно.
Чтобы детализировать картину, посмотрим и на тип передач, которые использовали обе версии сборной.
В классификации Wyscout есть так называемые умные передачи – это когда креативный и проникающий пас разбивает линию защиты соперника. Как правило это короткие и средние передачи, но бывают и длинные.
Второй тип – progressive pass – пас вперед, который значительно приближает команду к воротам. Под такие попадают вертикальные передачи на 30 метров на своей половине поля, на 15 метров – если пас со своей половины поля на чужую, на 10 метров – если передача на чужой половине.
Диаграмма!
• При Черчесове наблюдался легкий перекос в сторону режущих длинных вертикальных передач. Возможно, они больше свойственны контратакующей игре, но встречаются и при позиционных атаках. Например, когда команда розыгрышем на своей половине выманивает соперника и вскрывает его одним движением.
• Заметно, что против команд уровня Бельгии и Хорватии очень сложно играть в тики-таку у линии чужой штрафной, поэтому в таких играх креативных передач почти нет ни у Карпина, ни у Черчесова.
• Допустимы оба стиля, плохо, когда нет ни таких, ни других атак. И у каждого тренера по одному проваленному матчу – у Карпина та же Словакия, у Черчесова – Дания на Евро.
Главная претензия к Черчесову – постоянные забросы на Дзюбу в надежде на приятный отскок. Навесы считаются признаком примитивного футбола и выглядят чем-то устаревшим, хотя в крайнем случае их использует даже Пеп Гвардиола. Проверяем, насколько сборная Черчесова фокусировалась на кроссах и изменилось ли что-то про Карпине.
Тут коротко: очевидно, что навесы – один из главных приемов Черчесова, при Карпине их почти не используют.
Суммируем тезисы про атаку: сборная Карпина не стремится к тотальному владению, количественно (качество разбираем следом) атакует реже и почти не навешивает. Но пытается атаковать позиционно против сильных соперников, пример – сентябрьская игра с Хорватией. Не всегда получается удачно.
Но что там с эффективностью? Пока не придумали ничего лучше xG.
У обновленной сборной только два матча с явным доминированием – с Кипром и Мальтой, но при этом 4 победы и ни одного поражения. Значит, точно есть какой-то процент везения. Команда Черчесова тотально уступала по моментам только фаворитам – Бельгии и Дании.
***
Разница в стиле Черчесова и Карпина заметна по цифрам: на смену выходам в атаку в один пас и навесам пришло стремление к умным передачам, но эффективность прессинга пока осталась на том же уровне. Разница в результате тоже есть – Карпин пока не проиграл ни одного матча, но даже сам тренер признает, что это обманчивое впечатление: «Пока результат есть – ну окей. Все ведь зависит от результата: мяч залетел или не залетел. Со Словакией мы сыграли плохо, но выиграли, и все уже по большому счету забыли, как мы играли. Проиграли бы – был бы недоволен, а так все говорят: «4 выиграли, 1 вничью, значит, все нормально».
Мяч и правда пока залетает чуть чаще, но заметных сдвигов в качестве нет. Главное испытание начнется, когда команде перестанет везти.
Графика: Марина Семенова
Дзюба – рекордсмен по голам в чемпионате! А как выглядит топ без пенальти, только с победными мячами и с учетом сыгранных минут?
Шварц сказал, что в РПЛ чистое игровое время меньше, чем в топ-лигах. Проверяем