Исследование напарника Райкконена.
Октябрь в «Формуле-1» закончился не только седьмым титулом «Мерседеса» подряд, но и внезапнейшим решением «Альфа Ромео»: итальянская марка продлила контракт с «Заубером» на брендинг команды, а затем объявила состав пилотов на 2021-й. Ростер неизменный: в следующем году бело-красный болид на трассу выведут все те же Кими Райкконен и Антонио Джовинацци.
Для России решение «Альфа Ромео» означает только одно: Роберт Шварцман пока не получит место в «Ф-1». Все-таки свободный кокпит по линии «Феррари» остался только один – в «Хаасе», и туда из Академии Скудерии отправляют лидера «Ф-2», сына Михаэля Шумахера Мика. Вторую вакансию готовятся заполнить Никитой Мазепиным – сын владельца «Уралкалия» в денежном плане способен перебить даже спонсорский пакет программы «СМП Рейсинг» Ротенбергов.
В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера. Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих
Правда, решение «Альфа Ромео» удивило всех другим: если продление Райкконена выглядело весьма логично (Айсмен и в 41 год в достойной форме и выносит напарника, а маркетинговая ценность финна для середняка-аутсайдера и вовсе почти максимальная), то сохранение Джовинацци с не самыми вразумительными результатами выглядит весьма странно. Давайте разбираться, почему «Феррари» оставила в «Ф-1» знакомого итальянца, а не рискнула с потенциально более талантливым молодым пилотом.
Юниоры не доказали стопроцентную готовность: Шварцман сдал во второй половине сезона, Айлотт просто проиграл Шумахеру
В системе поддержки «Феррари» на попадание в «Формулу-1» претендовали Мик Шумахер, Каллум Айлотт и Роберт Шварцман. Все трое до сих пор участвуют в рубке за титул «Формулы-2», а потому шансы попасть на повышение вплоть до конца октября сохранял каждый. Но теперь, видимо, Скудерия окончательно определилась с выбором.
Мик Шумахер первым выбыл из числа претендентов на место в «Альфа Ромео»: судя по всему, в Маранелло железно решили посадить сына Михаэля в «Хаас» ради помощи сателлиту с маркетингом. И благотворительность тут ни при чем: как раз незадолго до объявления состава «Альфы» и зачистки американской команды появились слухи о возможном переключении организации из Каннаполиса на агрегаты и узлы «Рено» – так что в Скудерии закономерно пожелали усилить связи с партнером, подарив им классную опцию по привлечению миллионов спонсорских долларов.
В остальном сомнений в переходе немца в «Ф-1» ни у кого нет: Мик лидирует в «Ф-2» даже несмотря на огромную невезучесть на старте сезона – он стабильнее всех набирает очки, и это важнейшее качество для любого новичка.
Реальными конкурентами Джовинацци считались Айлотт и Шварцман – ни Серхио Перес, уволенный из «Рейсинг Пойнт», ни ищущий возможности вернуться в «Ф-1» Нико Хюлькенберг на самом деле не претендовали на второй кокпит «Альфа Ромео». Место плотно забито под «Феррари», а с Райкконеном и его популярностью и мексиканец, и немец на равных сразиться не смогли бы.
Что же пошло не так у юниоров из Академии?
Россиянин Роберт Шварцман перед стартом сезона котировался выше Каллума Айлотта и многих других конкурентов благодаря уверенному титулу в «Формуле-3»: он выступал стабильнее конкурентов, чаще реализовывал непростые шинные стратегии и не позволял себе откровенных провалов. В «Ф-2» он начал примерно так же – с подиума двух побед и первой строки в общем зачете. Однако во второй части сезона начался необъяснимый спад: Роберт потерял былую стабильность и временами совершал глупые ошибки вроде разворота на старте или выбора неверной траектории, а также чаще допускал просчеты при работе с покрышками.
В причинах спада не уверен даже сам петербуржец – длинный сезон с большим количеством гонок подряд фактически исключил возможность качественного анализа помарок.
«Сколько ни думал, так и не понял, почему этапы получились вот такими – с перепадами вверх-вниз, – признался Шварцман в интервью «Чемпионату». – Нет понимания, что что-то конкретное сделали не так и именно это мешало и на одном этапе, и на другом. Проблемы возникали разные, из-за чего не было результата. Есть много разных версий. Может, мы с командой просто не успевали отдохнуть, поэтому все допускали ошибки.
Действительно, когда есть больше времени между гонками, ты можешь все проанализировать, разложить — это хорошо, это плохо. Ну, такой у нас сезон».
Также Роберт средне относительно соперников по Академии «Феррари» выглядит в квалификациях – лишь раз заехал в топ-3, а в остальном редко поднимался выше седьмой позиции. В итоге более опытные конкуренты чаще реализовывали разницу в накате через более точное попадание в настройки – и завоевывали высокие стартовые позиции, а Шварцману приходилось прорываться. Каждый раз проводить такие гонки с тем же стабильным результатом просто невозможно – и спад теперь выглядит весьма логично. В итоге Скудерия решила дать Роберту еще сезон в «Формуле-2» – очень здравый, взвешенный и справедливый шаг: питерец получит шанс лучше подготовиться к повышению.
У Айлотта другая ситуация: он немного старше и опытнее оппонентов (да, даже Шумахера – поскольку до перехода в «Ф-2» гонял в GP3 на все тех же шинах «Пирелли», пока Мик и Роб разбирались в «евротрешке» с «Ханкуком»), лучше всех выглядит в квалификациях и допускает меньше провалов, но все-таки его средний уровень слегка ниже, чем у товарищей по «Феррари». Его маркетинговая ценность как пилота Скудерии также не сильно высока – в Великобритании хватает более звездных и талантливых пилотов, к которым приковано все внимание.
Также потенциал Каллума оценивается все же чуть ниже соперников по Академии: парня из Кембриджа уже отчисляли из молодежной программы «Ред Булл» после невнятного сезона в Toyota Racing Series и шестого места на второй год в «евротрешке». В открытых колесах сейчас он переживает свой лучший сезон (предыдущий был в 2018-м – третье место в GP3): раньше в молодежках он ничего выиграть не сумел, в отличии от Шумахера (вице-чемпион итальянской и немецкой «Ф-4», чемпион «Ф-3») и Шварцмана (третьи места в итальянской «Ф-4», еврокубке «Формулы-Рено» и «евротрешке», победа в TRS и «Ф-3»). Во многом вектор карьеры Каллума связан с ранним и внезапным переходом в открытые колеса – после сбора кучи картинговых титулов «Ред Булл» продвинул его сразу в «Ф-3», и парень просто не справился с новыми требованиями в 16 лет. С другой стороны, на освоение новых машин у Айлотта ушло аж четыре года – не так-то мало для человека, которого Гельмут Марко когда-то подписывал как картингового гения.
Потому сейчас Каллум угодил в трудную ситуацию: он не уложил Шумахера однозначным нокаутом и стал лишь вторым в очереди на переход в «Ф-1». Но из-за сомнительного потенциала, невысокой коммерческой ценности и теоретически более сильного претендента на место в 2022-м (Шварцмана) «Феррари» нет смысла давать Айлотту шанс сейчас с точки зрения долгосрочной стратегии.
«Феррари» мощно вкладывается в Джовинацци и пытается сделать из него звезду
У Антонио вышел занимательный путь в «Ф-1» – через победу в китайской «Ф-4», второе место в британской «Ф-3» и вторые места в «евротрешке» и GP2 (в последней серии – сразу в дебютном сезоне с битвой за титул с Пьером Гасли). После №99 на два Гран-при заменил Паскаля Верляйна в «Заубере» и стал первым итальянским пилотом на стартовой решетке с 2011-го.
Именно национальность вместе со связями с «Феррари» делает Джовинацци теоретически ценнейшим маркетинговым активом – только представьте, какой бум поднялся бы на Аппенинах, если бы Тонио поехал на уровне Леклера. В Маранелло хорошо понимают возможный рекламный потенциал гонщика – особенно с учетом его фотогеничного образа, уже использованного для коллекций Carrera.
Так что «Феррари» вкладывает в Антонио по максимуму и раскручивает парня как может. К примеру, в длинное межсезонье очень много денег ушло в создание целого короткометражного сериала о подготовке Джовинацци к гонкам – с дорогим продакшном и качественными съемками (намного профессиональнее, чем у кого бы то ни было еще в паддоке– хоть в «Макларене», хоть в «Ред Булл»). Причем серии выходили именно на итальянском.
И местами даже собирает множество фанатов на встречи – весьма неплохо для гонщика-середняка из команды, свалившейся в хвост пелотона.
Правда, мощный таргетинг Джовинацци на итальянскую аудиторию никак не помогает продажам «Альфа Ромео» – они снизились почти вдвое (со 120 тысяч до 77 тысяч) еще до коронакризиса. И да, даже приход Кими Райкконена не помог.
Правда, вряд ли «Феррари» ориентирует образ Тонио именно на автомобили – скорее на спонсорские сделки с модными брендами одежды или экипировки. Да и вложения в №99 пока не сильно срабатывают: просто у итальянца вообще нет особого характера, как у того же Райкконена, или Даниэля Риккардо с Ландо Норрисом. Все видео с Джовинацци выходят сухими и сделанными словно для галочки – аудиторию никак не трогают рассказы Тонио. Ему строят образ «своего парня», который тоже любит и готовит пасту, обожает Италию и вообще максимально близок каждому болельщику – но, похоже, на родине «Феррари» в такое просто не верят.
На самом деле, в пелотоне уже есть примерно такой же пилот, но с весьма внушительной домашней фанбазой – как раз Серхио Перес (он, кстати, тоже прошел через «Феррари»). Но его поддержка выросла после подиумов за «Заубер» и года в записной топ-команде – Джовинацци до такого еще далеко. Пока он лишь раз финишировал выше девятого места – на пятом в хаотичнейшем Гран-при Бразилии, но внимание публики в той гонке целиком и полностью сожрали истории Пьера Гасли, Алекса Албона и Карлоса Сайнса. К тому же, Тонио и там проиграл 40-летнему напарнику.
У гонщика Джовинацци есть лишь одна сильная сторона: старты
Казалось бы, при отсутствии личной харизмы пилота «Формулы-1» должно тащить мастерство, но и здесь у №99 проблемы. Тонио в нынешнем сезоне трижды попал в топ-10, но каждый раз – благодаря стечению обстоятельств после выезда машин безопасности на Гран-при Австрии, Айфеля и Эмилии-Романье. У Кими ситуация примерно такая же, но он намного сильнее и стабильнее выглядит на гоночной дистанции в принципе: чтобы соответствовать темпу финского ветерана, Джовинацци приходится атаковать во всю мощь и временами даже переступать за предел.
Идеальный пример способностей Тонио относительно напарника – Гран-при Бельгии: итальянец так активно давил на газ, что не удержал машину и улетел в барьеры.
«… И он вылетел, – прокомментировал чемпион-2007. – Лучше бы он ##### пропустил меня, а не атаковал так сильно!»
Причем похожая ошибка у №99 в Спа уже случалась в 2019-м – когда он ехал на последнем круге в очках и просто не справился с прессингом.
Ходят слухи, будто Тонио чаще ошибается и немного сдает к концу заездов из-за недостаточно хорошей физической формы – у него регулярно возникают проблемы с шеей и обезвоживанием.
Удостовериться можно по данным кругов с летнего Гран-при Испании (стандартный трек для тестов в «Ф-1»): если стартовый отрезок у Джовинацци выдался очень стабильным, то затем «окно» среднего времени все расширяется и расширяется.
Сравните с «окном» Феттеля, Риккардо, Окона и в особенности Расселла: они укладывают почти все отрезки в определенную «коробочку» с поправкой на деградацию шин. Антонио же выжимает из покрышек все на первых отрезках, затем теряет скорость и лишь «волнами» старается нагнать.
У Райкконена «коробочки» тоже выходят широкими, но если посмотреть на номера кругов, в которые он показывает определенные времена – видно, что сперва он едет в среднем темпе, прогревая шины, затем взвинчивает скорость и выжимает максимум из ресурсов, а затем снова слегка сбавляет и переходит в режим экономии. У него есть четкая стратегия на гонку (которая может сработать или не сработать) – а Джовинацци просто давит на полную, стараясь не отстать/удержаться перед напарником, и потому допускает ошибки.
Для новичка такое было бы простительно. Но Тонио в декабре исполнится 27 лет, он откатал уже два сезона в «Формуле-1» и еще больше времени отработал на симуляторе «Феррари» – зрелость так и не наступила. Вероятно, на №99 действует повышенный психологический пресс как на итальянца со связями со Скудерией, но речь же идет о главной гоночной серии мира. Здесь вообще нет пилотов, гоняющих на расслабухе, без ожиданий, давления со стороны боссов или болельщиков или огромного количества конкурентов за спиной.
Старания Антонио пока помогают ему только в квалификации: в 2020-м он фактически догнал Райкконена по субботам – уступает лишь 7:6 со средним проигрышем в 0,062 секунды (весьма нормально для напарника, поскольку почти ничего).
Правда, у Джовинацци все-таки есть одна очень сильная сторона – старты. Он регулярно отыгрывает кучу позиций практически на каждом Гран-при – и лидирует в 2020-м по обгонам на первых кругах с 45 маневрами (Магнуссен – второй с 24-мя, третий – Латифи с 19-ю, а Райкконен – 4-й с 17-ю).
И в видеоподборке геройства Тонио действительно впечатляют.
Рабочая этика парня тоже хороша – только посмотрите, как он готовился к заезду по Имоле!
«Накануне я довольно долго смотрел все старты – «Формулу-Рено», «Формулу-4», все, что было у меня на ноутбуке. И на первом круге все сложилось», – описал итальянец.
Вот только слабость общего гоночного темпа не дает парню реализовать главную фишку. Более того, Тонио даже каждую гонку попадает во вредную петлю: отыграл множество позиций – старается всеми силами их удержать – перегревает и изнашивает шины, переходит за предел сцепления – ошибки, смерть покрышек, падение темпа – потеря всех отыгранных позиций, страдания и попытки отыграться после пит-стопов – см. снова пункт про перегрев.
Почему же тогда «Феррари» все равно дала третий шанс именно №99? Возможно, в Маранелло еще надеются на его прогресс – и тогда итальянская система получит ментора, прошедшего через максимальное количество трудностей становления молодого гонщика. Опыт такого напарника точно пойдет на пользу и Роберту Шварцману, и кому угодно другому – все-таки вряд ли Райкконен продолжит после введения нового регламента в 2022-м.
Именно потому Скудерия и вкладывается в раскрутку и поддержку Джовинацци – в Маранелло приняли долгосрочную стратегию и не стремятся к сиюминутным реактивным решениям, которые не обещают моментального улучшения команды и всей системы подготовки пилотов.
В сохранении Антонио тоже нет однозначно флагманского фактора – просто сложился целый набор аргументов, продиктовавших «Феррари» самый безопасный путь. Дальше все вновь зависит только от скорости взросления Джовинацци относительно молодежи из Академии.
Но на шансах Роберта Шварцмана на повышение форма Тонио уже вряд ли как-то скажется: победа на второй сезон в «Ф-2» гарантирует питерцу место в «Альфа Ромео» вне зависимости от внутреннего командного расклада.
Юный талант впервые ворвался в топ-10 «Ф-1» – но тут же влетел в барьеры и заплакал на обочине. Его утешают Хэмилтон и другие гонщики
Сложнейший путь Ферстаппена к «Ф-1»: пережил тиранию отца и крики без поводов, издевательства и тотальный надзор
Кажется, «Мерседес» и правда на грани продажи команды «Ф-1». Лучший маркер – отсутствие нового контракта с Хэмилтоном