От редакции: вы в пользовательском блоге «Переходный возраст» – здесь рассказывают увлекательные истории из разных видов спорта. Ниже – подробный и интересный разбор сотрудничества «Арсенала» и Руанды. Не жалейте плюсов для автора!
Два с половиной года назад лондонский «Арсенал» подписал, наверное, самое необычное рекламное соглашение в АПЛ. Впервые в истории команда из северного Лондона разместила на рукавах формы логотип спонсора – за 30 миллионов фунтов африканская страна Руанда на три года прописалась на футболках «Арсенала», став официальным партнером клуба по туризму.
Сделку встретили неоднозначно: лондонцев критиковали за странный выбор, а правительство Руанды – за нерациональное расходование бюджетных средств. Прошло время, споры продолжаются до сих пор (и есть из-за чего), но, кажется, договор все-таки принес пользу обеим сторонам. А недавно африканцы заключили новое соглашение – с «Пари Сен-Жермен».
Руанда – это вообще где?
Скорее всего, последний раз вы слышали об этой стране в конце 1990-х годов и наверняка не в самом приятном контексте. Это бедный аграрный регион в самом центре Африки. При совсем небольшой площади там высокая плотность населения – 421 человек на один квадратный километр.
В Руанде не так жарко, как в большинстве африканских стран, благодаря этому она отличается плодородными землями. Дело в том, что страна находится довольно высоко над уровнем моря (столица Кигали – 1500 метров), за счет чего среднемесячная температура круглый год колеблется между 19 и 21°C. Из-за характера рельефа Руанда даже получила поэтичное название «Земля тысячи холмов».
Издавна на этой территории соперничали народности тутси, кочевников и скотоводов, пришедших с севера, и хуту, земледельцев и собирателей с юга. Коренное население – пигмеев – они оттеснили вглубь джунглей. Смешения народов не произошло. Тутси подчинили себе хуту и стали править страной. Они же оставались у власти и во время колониального периода, когда земли нынешней Руанды были подчинены Германии, а затем Бельгии.
В XX веке противостояние хуту и тутси настолько обострилось, что тысячи представителей веками правившего народа были вынуждены бежать в соседнюю Уганду. После обретения Руандой независимости в 1962 году страной управляли хуту, которые, правда, тоже активно и жестоко боролись за власть между собой. В 1990-м выросшее в эмиграции поколение тутси основало военную организацию Руандийский Патриотический Фронт, которая во главе с генералом Полем Кагаме (запомните это имя) вторглась на территорию страны. Началась гражданская война. Ее результатом стало одно из самых известных событий в современной истории Африки: самолет президента-хуту Жювеналя Хабиаримана, незадолго до этого подписавшего соглашение о создании коалиционного правительства двух народов, был сбит на подлете к столице. Сразу после этого хуту, поддерживавшие исключительное право на власть своего народа, начали массовые убийства тутси, продолжавшиеся в течение четырех месяцев. Резня закончилась с приходом к власти РПФ, захватившего большую часть страны. Было сформировано коалиционное правительство во главе с президентом. Бывшего командира РПФ Кагаме избрали на этот пост в 2000 году.
По разным данным, за время геноцида погибли от 500 тысяч до 1 млн руандийцев. Эта трагедия настолько серьезно повлияла на жителей страны, что сейчас тема геноцида в Руанде под строжайшим, хоть и негласным запретом, так же, как и любое разделение граждан на тутси и хуту.
Современная Руанда все еще остается чрезвычайно бедной республикой. По статистике World Bank, 51% жителей находится за чертой бедности. Виной тому и достаточно низкий изначальный уровень развития страны, и разрушенная годами гражданской войны и геноцида инфраструктура, и тяжелейшие потери населения, в том числе моральные. Сейчас треть бюджета Руанды – экономическая помощь от западных стран, промышленность находится в примитивной стадии развития, а основа экспорта – чай и кофе. Однако за 20 лет она проделала очень большой путь. Правительство всеми силами старается привлечь в страну инвестиции и бороться с бедностью.
Но есть здесь и свои нюансы. Президентом в 2020 году до сих пор является пришедший к власти 20 лет назад Поль Кагаме. В 2015-м в стране провели конституционный референдум, позволивший бывшему лидеру повстанцев оставаться у власти (в случае победы на выборах, где его поддерживает 98,8% избирателей) до 2034 года. А ведь у нас не так мало общего, не находите?
Партнерство с «Арсеналом» обернулось недовольством мирового сообщества, но спустя два года приносит плоды
Так или иначе, правительство Кагаме вполне небезуспешно старается развивать государство. Важной частью стратегии, разработанной чиновниками, является выведение бренда страны на международный уровень, создание нового, положительного образа Руанды у иностранцев. Именно в рамках этого проекта Совета Развития Руанды (Rwanda Development Board – RDB) в мае 2018 года был заключен первый в истории договор между страной и футбольным клубом: Руанда стала официальным партнером «Арсенала» по туризму.
В это понятие входит не только размещение надписи «Visit Rwanda» на рукаве формы всех команд «канониров». Кроме того:
• та же надпись на протяжении 6 минут из 90 должна транслироваться на рекламных экранах, расположенных вокруг поля, во время любого матча на «Эмирейтс», в перерыве – рекламные ролики, продвигающие Руанду;
• тренеры академии «Арсенала» регулярно посещают африканскую страну, проводя тренировочные лагеря и занятия для молодых футболистов;
• игроки первого состава также периодически приезжают в Кигали, ездят на сафари, проводят там выходные;
• за официальными лицами Руанды закреплено право доступа в VIP-боксы стадиона в Северном Лондоне во время действия соглашения;
Как только объявили о заключении партнерства, на обе стороны обрушилась невероятная волна критики. По сведениям большинства источников в СМИ, сумма, которую за три года переводит в Лондон Руанда, исчисляется 30 млн фунтов. При этом объем экономической помощи, ежегодно перечисляемой английским правительством на счета администрации в Кигали, – 64 миллиона фунтов. Нидерланды ежегодно выделяют Руанде еще больше. Именно поэтому члены парламентов обеих стран довольно негативно высказывались о сделке. В их заявлениях периодически звучали слова «безумие» и «нелепость», а также призывы прекратить перечислять деньги африканской стране в таких масштабах. Примерно в том же ключе об этом писали и ведущие английские СМИ. Если респектабельные издательства, например Guardian, пытались рассмотреть проблему комплексно, с разных точек зрения, называя сотрудничество «противоречивым», то газеты вроде The Sun прямо писали о нем как о «провальном».
В основном претензии к Руанде предъявляли из-за того, что она:
• направляет миллионы фунтов английской помощи, выделяемой на борьбу с бедностью, обратно в Лондон, причем одному из самых богатых клубов королевства;
• выбрала клубом-партнером «Арсенал» только из-за того, что президент Поль Кагаме является преданным фанатом «канониров» и просто хочет спонсировать любимый клуб, а также общаться с игроками и смотреть матчи из VIP-ложи «Эмирейтс»;
• нерационально расходует средства из бюджета, направляя деньги не на образование детей, помощь своим гражданам, создание инфраструктуры, развитие экономики, а на надпись «Посетите Руанду» на футболках футболистов-мультимиллионеров.
В свою очередь, «Арсенал» обвиняли в:
• заключении абсурдного для футбольного клуба его уровня договора;
• поддержке диктаторского режима Кагаме, который, по мнению многих журналистов и общественных деятелей, ограничивает свободу слова в стране, преследует политических противников власти, ограничивает права человека (отсюда заголовок Daily Mail «Shirt of shame» – Постыдная футболка – под фотографиями с джерси «Арсенала» в руках у президента),
В мае 2018-го клуб по большей части игнорировал общественный негатив по поводу соглашения с экзотической страной, а вот правительство Руанды сразу же начало отвечать обидчикам.
Вот так, например, осадил CNN министр иностранных дел и Восточно-африканского сотрудничества Оливер Ндухунгире. Заголовок статьи CNN – «Руанда тратит миллионы долларов, поддерживая «Арсенал», один из самых богатых клубов Соединного Королевства, несмотря на то что страна в основном экономически зависит от иностранной помощи».
Tell me @CNN, how many countries, including African and developping countries, "spend millions of dollars" to advertise their tourism on your network, which is one of the richests in the world? Have you ever complained? So, please be quiet! 🤫 #FakeNews https://t.co/NbNo10FKq4
— Amb. Olivier J.P. Nduhungirehe (@onduhungirehe) August 13, 2018
«Скажите мне, CNN, как много стран, включая африканские и развивающиеся страны, «тратят миллионы долларов», чтобы рекламировать свой туризм на вашем канале, одном из самых богатых вещателей в мире? Вы когда-нибудь жаловались на это? Так что, пожалуйста, помолчите!»
Чиновники старательно объясняли, что инвестиции в рекламу выгодны в долгосрочной перспективе и работают не только на создание привлекательного образа страны, но и на привлечение потенциальных туристов, а туризм – важнейшая часть экономики страны. В 2017 году эта отрасль принесла в бюджет 480 млн евро (5,5% ВВП), а к 2024-му эту цифру планируется увеличить почти вдвое, до 800 миллионов. Причем все официальные лица Кигали особенно отмечали, что кампанию по привлечению туристов нужно рассматривать целиком, не зацикливаясь только на сотрудничестве с лондонским клубом.
Приоритетом в Руанде является туризм премиум-класса: это одна из трех оставшихся стран мира, в которой можно увидеть горных горилл в естественной среде обитания, и пропуск в национальный парк стоит больше 1000 долларов. А пару лет назад в республику специально завезли носорогов и львов, выпустив их в дикую природу, чтобы снова сделать ее направлением для сафари «большой пятерки». Кроме того, в Кигали и особенно в провинции все-таки недостаточно развита инфраструктура, необходимая для путешественников среднего достатка.
Твиттер главы Rwanda Development Board Кларе Акаманзи:
For those asking if tourism promotion funds should have been used for water or electricity, let me break it down for you: Infrastructure is imported. Tourism is our #1 forex earner. The more Rwanda earns from tourism, the more we can invest in our people. That's the connection.
— Clare Akamanzi (@cakamanzi) May 26, 2018
«Для тех, кто спрашивает, не лучше ли было потратить деньги на рекламу туризма на электричество или воду, проясню: инфраструктура импортируется. Туризм – это источник иностранной валюты #1 в нашей стране. Чем больше Руанда получает от туризма, тем больше мы можем инвестировать в наших людей. В этом связь»
Акаманзи также рассказывала, что сделка с «Арсеналом» может помочь привлечь в республику иностранных инвесторов. По версии World Bank, Руанда на данный момент является третьей по привлекательности и удобству инвестиций страной в Африке и второй по темпам роста экономикой Черного континента (7,3% в год).
На критику отвечали и в правительстве Британии. Там утверждали, что все деньги британских налогоплательщиков направляются на специальные программы, направленные на образование и повышение технологичности сельского хозяйства, и расходование всех средств тщательно контролируются.
Уже через год в Кигали начали отчитываться об эффекте, произведённом партнерством с «пушкарями». Та же глава RDB Кларе Акаманзи говорила о росте общего потока туристов на 8%, из Великобритании – на 5%. Опрос, проведенный среди болельщиков «Арсенала», показал, что если в 2018-м 71% болельщиков не рассматривал Центральную Африку в качестве потенциального направления для отпуска, то спустя год с небольшим сотрудничества половина опрошенных была бы не против отправиться на сафари в Национальный парк вулканов.
Сейчас, через два года со дня подписания соглашения, правительство Кагаме рапортует о 36 млн фунтов прибыли, сгенерированных национальной кампанией продвижения туризма, и планах увеличить это число как минимум в десять раз через 6 лет поступательной работы. По данным нескольких источников, количество туристов в стране за два года увеличилось на 500 тысяч человек, а количество занятых в этой сфере руандийцев – с 90 тысяч до 142.
Давид Луиз фоткался с гориллой, а на тренировке «Арсенала» были пляски аборигенов
Теперь о более веселых вещах. За два года пункт о знакомстве футболистов «Арсенала» с культурой «Земли тысячи холмов» применили несколько раз.
Сразу после подписания договора на тренировочной базе «Арсенала» в деревушке Колни под Лондоном высадился десант руандийских барабанщиков. Национальный танец показали игрокам сразу после одного из занятия. Посмотрите, это действительно весело:
Еще один заметный случай – поездка Давида Луиза в Кигали на уикенд. Защитник провел в Африке два дня вместе с матерью и невестой. За это время он посетил мемориал, посвященный памяти жертв геноцида в столице, поучаствовал во встрече с местными фанатами, подарил футболку Полю Кагаме (не зря же тот болеет за «Арсенал») и понаблюдал за гориллами в Северной провинции.
Куда же без коронной улыбочки Давида:
Естественно, после поездки бразилец рассыпался в комплиментах Руанде, ее жителям и их гостеприимству: «Мы с семьей так благодарны за возможность приехать сюда и увидеть страсть местных фанатов футбола, прочувствовать культуру Руанды и своими глазами посмотреть на захватывающие виды. От похода в горы к гориллам до просмотра футбола и общения с болельщиками всех возрастов, это был незабываемый опыт. Я буду советовать всем моим друзьям приехать и провести свой отпуск в Руанде».
Соглашение с «ПСЖ» и перспективы
Приняв во внимание экономический успех партнерства с «Арсеналом», в конце 2019-го в Кигали заключили еще одно соглашение, на этот раз с «Пари Сен-Жермен». Парижане, в отличие от лондонцев, не будут носить название страны на рукавах футболок, но в остальном вторая сделка похожа на первую: рекламные ролики, тренировочные лагеря, продвижение руандийской культуры в Европе. А поскольку владельцы «ПСЖ» – шейхи из Катара, новое партнерство способствовало укреплению отношений между странами. Так что если вам когда-нибудь доведется оказаться на «Парк де Пренс» (этого пункта, кстати говоря, нет в контракте с «Арсеналом»), знайте, что весь чай и кофе, который продается на этом стадионе в ближайшие три года происходит из одной страны. Сами знаете, из какой.
Конечно, очень сложно оценивать современную ситуацию в Руанде и деятельность ее правительства по продвижению страны через футбол именно в контексте «большой политики». С одной стороны, несменяемость власти – это, безусловно, проблема всегда и везде, и права человека в современном мире тоже, конечно, должны соблюдаться. С другой стороны, очень многие африканские страны, к сожалению, до сих пор чрезвычайно бедны и находятся на той стадии развития, когда свободе слова придается меньше значения, чем элементарным вопросам выживания.
В то же время многие экономические источники соглашаются с тем, что за последние 20 лет республика совершила невероятный экономический скачок и является одной из самых быстроразвивающихся стран Африки. Проблема Руанды в том, что ее стартовая точка находится безумно далеко от того, что в мире сейчас понимается под словами «процветающая страна». Но сама по себе сделка, по-видимому, себя оправдала, и стратегия, избранная RDB, действительно работает на продвижение Руанды как бренда и туристического направления.
Что сказать еще? Visit Rwanda!
Озил и adidas расстаются – возможно, из-за политики и плохого имиджа. Месут будет развивать собственный бренд
20-30 лет назад в «Челси» процветал жуткий расизм. Клуб признал, но экс-игроки не приняли извинений