Исследование Натальи Игнашевич.

В документальном фильме «Казус Казарцева» Наталья Игнашевич исследует футбольный хейт на примере истории судьи Василия Казарцева.

В среду на Sports.ru состоялась премьера. Теперь мы предлагаем текстовую версию. 

 

В августе «Спартак» бодро начал сезон: забил «Сочи» дважды к десятой минуте – а в ответ получил два спорных пенальти. Второй одиннадцатиметровый признали ошибочным, РФС отстранил главного арбитра Василия Казарцева от работы до конца года.

После матча владелец «Спартака» Леонид Федун заявил, что клуб снимается с чемпионата (затем передумал). А комментатор Александр Шмурнов запустил хейт Казарцева в эфире и твиттере за пенальти и желтую Соболеву: арбитр предупредил форварда «Спартака» за снятую майку, когда тот посвятил гол ушедшей из жизни маме.

Проговорим на старте: мы не выбираем чью-либо позицию и не обеляем Казарцева. Он ошибся – но слово получили все стороны. Предлагали даже 58 авторам оскорбительных комментариев, но они отказались.

 

«Если бы мне в детстве сказали, что я стану главным объектом ненависти аж самого футбольного клуба «Спартак», я бы слегка удивился. Радоваться тут особо нечему – тем не менее, это произошло», – с легкой ухмылкой начинает свой спич Василий Казарцев.

После матча «Спартак» – «Сочи» было совсем не весело. Пока судейская бригада вместе с инспектором разбирала моменты матча, в соцсетях Казарцева творился ад.

«Первым делом, что я сделал после финального свистка (никогда такого не было) – заблокировал соцсети. Так как канал был закрыт, под удар попали мои родители. Маме обещали встретить в Москве, разобраться».

Казарцев уехал к себе на родину: выкупил целое купе, чтобы никого не встретить «и не найти проблем еще и в дороге».

Судья признается, что его одолевало чувство досады и отчаяния: ты выполнил свою работу, а тебя обвиняют в продажности. И считает наезды со стороны болельщиков, медиа и представителей клуба недопустимыми: оценивать работу арбитра должны те, кто имеет на это право – например, РФС.

«Судейство в последние несколько лет – самый большой цирк в российском футболе. Потом тоже были судейские ошибки, просто не все они были связаны со «Спартаком». Человек судил матч «Спартак» – «Сочи»: после этого ему пришлось удались соцсети, вызывать скорую бабушке, начальство заблокировало его до конца года. У Казарцева могла жизнь пойти под откос из-за одного неправильного действия», – говорит генеральный продюсер Sports.ru Александр Аксенов.

Александр Шмурнов не согласен: после решения Казарцева пострадал не только он, но и десятки болельщиков:

«Люди – я это вижу своими глазами и знаю истории – разбивали телевизоры, били морды, испытали микроинфаркты. Может, кто-то и умер».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Алексей Кублицкий умер

Комменатор «Матч ТВ» объясняет, почему игра стала настолько резонансной. Просто до этого были еще 6 игр, в которых решения выносились против «Спартака» – именно это заставило Александра так ярко пылать.

«Но с Казарцевым ситуация еще страшнее – он один из 7 миллиардов людей считает, что пенальти там был».

Сам Казарцев не готов признавать свою ошибку: «Я внутренне не готов признать, что я ошибся. Если бы я, глядя на момент, поднял две руки вверх и сказал: «Блин, я ошибся», то на следующий день были бы извинения. 

Я эмоциональный человек, но внутри меня сидит эта справедливость. Если я ошибся, я готов признать свою ошибку».

При этом Василий тут же говорит, что в судействе нет места не мужикам:

«И участь арбитра, и специфика его работы – нужно принимать ключевые решения в судьбоносных моментах игры. То есть, получается, не мужчин в судействе не бывает. И, наверное, это самое главное, что привлекает меня: ты постоянно всем доказываешь, что ты мужик.

Потому что, по большому счету, если утрировать, то на поле игроки и судья… Со стороны судьи так: либо ты их, либо они тебя. Если ты прогнешься, дашь слабину, все… Дальше игроки будут управлять тобой, а не ты игрой».

Шмурнов не верит Казарцеву – прямо не говорит, но считает, что мотивом Казарцева могли стать деньги.

«Из всех возможных мотивов русский человек, как правило, выберет воровство и взятку. Я не встречал позитивного отношения к судьям. Люди склонны судить по аналогии: они видят проблемы с коррупцией – значит, и футбольный судья не может взять?» – говорит адвокат Алексей Карпенко.

Тем не менее, Казарцев подробно объясняет свое решение (с 14:04 в видео) – но прошло полгода с эпизода. Аксенов предполагает, что хейт обрушился как раз из-за того, что в первые дни никто ничего не объяснял, а просто пытался прикрыть судью – а потом, наоборот, бросить его под полиграф.

«Судья говорит, что он уверен в пенальти. Найдите правильный ракурс с камеры и покажите людям», – говорит генеральный продюсер Sports.ru.

Для успокоения общественности (так говорит Казарцев) судьи прошли проверку на полиграфе.

«Детектор лжи – это что-то за гранью. Получается, футбольные власти готовы сдавать судей, и болельщики поощряют. Я не знаю, как можно идти в судейство и подписывать себе смертный приговор», – говорит комментатор Дмитрий Федоров.

Правда, пылания Шмурнова в матче это бы не отменило – он уже «интерполировал чувство несправедливости, витавшее в воздухе». Потом его подхватили и соцсети.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Стоимость основных криптовалют уходит в красную зону

«Комментаторы – тоже суперзвезды. Станет ли он популярным, если не будет резко высказываться? Так он получит репутацию правдоруба. Судейство – та область, где можно высказать любую точку зрения, и тебя поддержит хотя бы часть болельщиков. Это не явный, но заказ общества», – объясняет Федоров.

Шмурнов мог сгореть из-за желтой Соболеву. Потеря родителей – болезненная тема для комментатора

В документалке комментатор подчеркивает, что не болеет за «Спартак» – просто переживает за команды, которые обижают. Но в игре был особый момент, который задел Шмурнова еще сильнее.

Соболев забил первый гол сезона и сразу после гола снял красно-белую футболку: под ней оказалась майка с фотографией мамы. Соболев уткнулся в игровую майку и расплакался. Партнеры все поняли и прибежали не столько отпраздновать, сколько поддержать.

О смерти мамы Александра «Спартак» и «Крылья Советов» сообщили 1 августа – клубы выразили соболезнования нападающему. Из-за семейного горя Соболева «Спартак» отложил объявление о подписании Александра Кокорина.

Казарцев показал желтую за снятую футболку. За предупреждение судье прилетело: например, бывший арбитр Игорь Федотов назвал Казарцева «животным» – говорит, надо было проявить сочувствие и пойти против правил. Шмурнов после игры заявил: «За маму Соболева Казарцеву никогда не подам руки. Судья, как и комментатор, должен к матчу готовиться, знать, что произошло в семье. Он просто негодяй».

В фильме Александр сказал, что формулировку бы смягчил, но от позиции не отступит – давать желтую нельзя было.

«У меня нет мамы с трех лет. Поэтому святой для меня – папа, которого не стало, когда мне было 20. Когда Соболев теряет маму в 20 лет, для меня это то же, что потеря моего папы. То есть окончательное превращение в сироту.

Поэтому для меня это еще одна из причин того, почему я так вспылил. Для меня это больше чем святое, это неприкасаемое. К этому лучше совсем никак не прикасаться никакими правилами. Если это просто его переживания, то оставьте их, пожалуйста, в покое. Ну не трогайте их грязными руками. Это слишком тонкая материя, чтобы к ней можно было прикоснуться.

Ну не покажи карточку. Потом тебе глава судейского корпуса скажет: «Ты почему не показал? Ошибся». Вообще, не говори, что ты такой святой. Просто не покажи ее! Ну не покажи, пожалуйста.

Я умоляю, Василий Казарцев, следующую такую карточку футболисту, у которого умерла мама, не покажите! Может, в следующий раз просто легче жить будет потом».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Задержание Астахова в Мюнхене

Адвокат Алексей Карпенко не согласен: по правилам судья обязан показать желтую за снятую футболку – значит, надо показывать всем.

«Суть правила в том, что жизнь и эмоции остаются вне поля. В следующий раз кто-то отпразднует так рождение ребенка, и найдутся те, кто предъявит: а почему тут дают, а тут нет? Это будет бесконечная дискуссия.

На поле должен выходить робот».

Кстати, через несколько дней после матча мама Зинаида Казарцева написала Шмурнову письмо.

«Оно было на грани мольбы и угроз – угроз скорее морального плана. Я не знаю, что ей ответить. Считайте, до сих пор думаю».

Александр начал зачитывать сообщение Зинаиды, но не дочитал – остановился после фразы «После того, как Василий на «Матч ТВ» объяснил эпизод с желтой Соболеву, мне стали приходить сообщения с благодарностью за воспитание такого сына».

«Какого сына?! Который достал эту карточку? Ну помолчите лучше. Признайте, что он не по-человечески поступил. Вы же мама, живая мама Василия Казарцева – а у нас с Сашей Соболевым нет живой мамы.

Можно благодарить за грамоты. Но эта карточка – это подлость».

Хейт будет всегда, но люди действительно становятся злее

По итогам 2020 года Россия заняла предпоследнее место в рейтинге стран по культуре общения в интернете. Ниже только ЮАР.

Александр Аксенов отмечает, что комментарии на Sports.ru – их можно считать срезом общественного мнения – стали злее.

«С другой стороны: были ли мы когда-то добрее? Была ли у русских репутация «ой, это они улыбаются всем в автобусе»? Кажется, нет.

Но оно того не стоит. Ни один матч не стоит того, чтобы желать человеку и его семье смерти», – говорит актер Сергей Гилев (управлял Трибуной Sports.ru).

Федоров добавляет: хейт будет всегда, потому что он объединяет людей. Возник образ козла отпущения – и комментатор становится частью корпорации хейта:

«Эксперименты доказывают: люди по щелчку могут становиться такими же жестокими, как фашисты в концентрационных лагерях. И не испытывать при этом моральных комплексов».

Но что делать конкретно Казарцеву? Становиться публичнее.

«Больше интервью, больше прямой речи. Арбитры настолько закрыты, что мы даже не представляем, как они говорят. Нужно сделать профессию более публичной. Судьи даже не улыбаются!

Если болельщик увидит, что ему идут навстречу и хотят рассказать про ошибки и нововведения в правилах, то он примет это», – говорит Федоров.

Подписывайтесь на канал Sports Интервью

Главред «Медиазоны» – фанат «Торпедо». В 90-е объехал с клубом всю Россию, а теперь делится атмосферными историями

Источник