Михаил Горбатов, который в президентской администрации был ответственным за исполнение президентских указов о помиловании и предоставлении политического убежища, помогал подельникам запугивать бизнесмена.
Действующий полковник ФСБ и экс-руководитель контрольно-инспекционного департамента управления президента России по обеспечению конституционных прав граждан Михаил Горбатов оказался фигурантом уголовного дела об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое расследует главное военное следственное управление СКР. Согласно версии следствия, Горбатов помогал своим подельникам запугивать коммерческого директора сети элитных ломбардов, у которого просили несколько сотен тысяч долларов.
Пострадавший руководил сетью часовых ломбардов, клиенты которых без поручителей и справок имели возможность взять кредиты в размере 50-100 тысяч долларов под залог снятых прямо с руки часов брендовых швейцарских марок. В феврале прошлого года в столичных офисах ломбардиста состоялись обыски с изъятием кассы и всего залогового имущества в качестве вещдоков по уголовному делу. Средства и часы сразу не отдали обратно. Один из клиентов ломбардиста, «авторитетный» бизнесмен Арно Ходжоян предложил ему «помочь разобраться в ситуации», на что тот с радостью согласился.
Согласно версии следствия, спустя некоторое время Ходжоян пригласил директора сети ломбардов в ресторан, где познакомил его со своим приятелем, бизнесменом Владимиром Коробковым, которого представил «высокопоставленным сотрудником ФСБ». Коробков на самом деле в прошлом работал в полиции и смог убедить ломбардиста в своем статусе. Он пообещал вернуть изъятое в обмен на вознаграждение в размере сто тысяч долларов.
Деньги директору ломбардов так и не отдали. По уголовному делу, в рамках которого состоялись обыски, он был в статусе свидетеля. Ходжоян и Коробков еще раз попытались получить от него деньги. Бизнесмену рассказали, что ведущий дело следователь якобы дал оперативника ФСБ команду на проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении него.
Так как ломбардист засомневался в служебных возможностях Коробкова, тот привлек к мошенничеству своего приятеля, старшего оперативника одиннадцатого отдела управления «К» службы экономической безопасности ФСБ Михаила Горбатова. По просьбе Коробкова он организовал направление в сеть ломбардов запроса с требованием предоставить копии регистрационных документов и прочих данных о ее хозяйственной деятельности.
После этого Ходжоян и Коробков захотели получить от своей жертвы еще большую сумму в долларах. Как они отмечают, теперь договариваться было необходимо с руководством оперативного и следственного ведомств. В конечном итоге Коробков снизил требуемую сумму до 300 тысяч долларов при условии, что деньги будут выплачены на протяжении двух недель. Но ломбардист не смог найти эти деньги.
В ходе очередных переговоров вымогатели так запугали ломбардиста, что тому пришлось оставить ему 4 экземпляра наручных часов марок Harry Winston, De Witt и Bovet, стоимостью свыше 300 тысяч долларов каждый. После этого потерпевший обратился в ГВСУ СКР. После доследственной проверки ведомство завело уголовное дело.
Оперативные работники УСБ ФСБ задержали прибывших за деньгами от бизнесмена Ходжояна и Коробкова. После этого в своей квартире был задержан Горбатов. Согласно версии следствия, он был замешан не только в попытке хищения 300 тысяч долларов у директора ломбардов, но и в реально осуществленной афере в прошлом году. Всем 3-м фигурантам дела предъявили обвинения в особо крупном мошенничестве «путем обмана и злоупотребления доверием» на сумму 5,8 млн рублей, а также в покушении на мошенническое хищение 15,8 млн рублей (ч. 4 ст. 159 УК РФ и ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ).
По ходатайству ГВСУ СКР все 3-е фигурантов дела были взяты под арест. При этом в случае с Горбатовым арест поддержали коллеги полковника, которые в оперативной справке отметили, что он на самом деле может противодействовать расследованию, так как «обладает обширными связями в правоохранительной системе и навыками оперативной работы». Избранную ему меру пресечения, в отличие от своих предполагаемых подельников, полковник обжаловать не захотел. Сразу после ареста Горбатова уволили из администрации президента, но в ФСБ он числится по сей день. Также уволили руководство управления АП, но сейчас неизвестно, было это совершено из-за ареста полковника или по каким-либо другим причинам.