Ольга Орлова из блога Bundesvision мощно начала год: сначала перевела колонку Левандовского для The Players’ Tribune, теперь изучила документалку о еще одном знаковом футболисте «Баварии». Поддержите плюсами и подпиской!
Schw31ns7eiger – это чей-то ник в PSN или Steam? Вполне возможно, кто-то сейчас играет под ним в FIFA 20. Однако с недавних пор он стал еще и названием для документального фильма о закончившем карьеру Бастиане Швайнштайгере.
Производством картины для Amazon Prime занималась компания Тиля Швайгера Barefoot films. Немецкий актер выступил в качестве продюсера, а режиссерское кресло занял Роберт Борер, чья фильмография ничем не выделяется. Отношение к Швайгеру в Германии в последнее время довольно скептическое – из-за его последних работ: он снимал однотипные мелодрамы с собой в главной роли. Неудивительно, что новость о его непосредственном участии в создании фильма о Швайнштайгере не все встретили с воодушевлением.
Однако документальный фильм – это особый жанр. Перед режиссером и его командой стоит задача рассказать историю так, будто зритель видит ее впервые. Человек должен перенестись в то время и прожить момент вместе с героями. Даже если зритель был тогда на стадионе или у экрана телевизора, он должен спустя 5, 10 или 20 лет ощутить, что это все происходит впервые и прямо сейчас. Такого эффекта режиссеру удалось достичь с финалом Лиги чемпионов-2012 и чемпионата мира-2014. Этого ощущения не хватало в других моментах фильма.
Клозе, Подольски, Лев, Хайнкес, Румменигге, Хенесс, Боатенг, Мюллер, Нойер, Алаба, Ван Гал, Кан, Баллак и другие – целый калейдоскоп звезд предстает перед зрителем, когда он включает фильм «Швайнштайгер: воспоминания – от начала до легенды». Каждый из них рассказал свою историю о главном герое. Они с первых кадров завлекают зрителя: смотри, как много знаменитостей сейчас поведают что-то интересное о Басти.
Интервью лучшего друга Швайни, немецкого лыжника Феликса Нойройтера, сопровождают архивные кадры из детства братьев Швайнштайгеров. Тогда они все катались на лыжах. Отец братьев, Альфред, не только снимал на видео первые шаги сыновей в этом спорте (и вообще важные события в их жизни) – он старался поддерживать интерес маленького Басти к лыжам. Альфред придумал трюк, чтобы сын не капризничал во время занятий: прятал на лыжне мармеладных мишек, которых обожал Басти. Так он быстро научился хорошо кататься на лыжах.
Однажды юный Бастиан даже обогнал Нойройтера в важной гонке. Швайнштайгер тоже мог бы стать лыжником, но выбрал футбол. Вместе с братом они играли на поле «Обераудорфа», представляли себя знаменитыми игроками и воспроизводили такие матчи, как «Бавария» – «Манчестер Юнайтед». Если Тобиас стоял в воротах – он был Петером Шмейхелем. Бастиан представлял себе, что он Мехмет Шолль. Или они менялись ролями: голкипер Басти – это Оливер Кан, полевой игрок Тоби – Эрик Кантона. Такие подробности детства и юности Швайнштайгера интересны тем зрителям, которые о них до этого ни разу не слышали.
Бывший скаут «Баварии» Ян Пиента рассказывает, как заметил Бастиана в «Розенхайме». Херманн Герланд, многолетний тренер и один из главных по талантам в «Баварии», вспоминает:
«Басти много чего не хватало. Ему не хватало скорости, его креативность была преувеличена. Он слишком много бегал с мячом. Не было никаких признаков того, что он сделает такую карьеру. Если кто-то скажет вам обратное, то он врет».
Так зарождалась легенда. Так начиналась история Тиля Швайгера о рыцаре в сияющих доспехах.
В фильме, конечно, показаны кадры дебютного матча 18-летнего Басти, который заменил на поле Нико Ковача в далеком 2002 году. Не обошлось и без Ули Хенесса. Бывший президент «Баварии» был так недоволен празднованием Бастиана своего первого гола с резинкой для волос в руках, что сказал потом в эфире: «Ему нужно играть в футбол, а не изображать из себя актера».
Оливер Кан вспоминает, что он познакомился с Басти, когда тот был еще ребенком.
«Ему нельзя было особо действовать мне на нервы», – улыбаясь, говорит Титан. Оли не слишком нравились эксперименты Басти с прическами, зато нравились его дальние удары. Поэтому он просил его на тренировках много бить по воротам.
Следующая важная глава в жизни героя – дебют и выступления за сборную Германии. Многим болельщикам запомнилось трио Подольски – Швайнштайгер – Лам именно после чемпионата мира 2006 года. Кадры из матчей за национальную команду разбавлены интервью Йоахима Лева, Лукаса Подольски, Мирослава Клозе и…Тиля Швайгера. Даже журналиста Bild Кристиана Фалька можно увидеть в этом фильме. Где же Филипп Лам, спросите вы? Его там нет.
Большая часть карьеры Швайнштайгера прошла вместе с Ламом – как в сборной, так и в «Баварии». Без сомнений, Филипп мог бы много что рассказать. После выхода фильма Фальк сообщил, что Лам не смог поучаствовать в съемках из-за плотного графика. Тем не менее в других эпизодах, рассказывающих о пути сборной 2006-2012, заметно, что Филиппа как будто не было во время всех их успехов. Его не упоминали ни в одном рассказе. Может быть, они хотели избежать истории о ссоре Баллака и Лама из-за капитанской повязки? В любом случае в этом фильме нет никаких острых углов. Только воспевание главного героя.
Другая проблема не только этой части, но и всего фильма – это звуковые эффекты. Каждое касание мяча, каждое единоборство, каждое попадание в штангу и перекладину, каждое касание мяча сетки ворот сопровождается искусственно наложенным звуком. Видимо, чтобы придать эмоциональности борьбе Мирослава Клозе за мяч в четвертьфинале ЧМ-2010, было добавлено напряженное кряхтение. Даже хлопок по плечу Швайнштайгера Ангелы Меркель получил свою озвучку. Все, как в старом добром блокбастере. Музыка также присутствует практически в каждой сцене, даже во время интервью. Иногда даже излишне драматичная. Все, чтобы зрителю не было скучно. Хотя болельщик, который включил этот фильм, вряд ли заскучает, если речь идет об одном из его любимых игроков.
Бастиан Швайнштайгер ненавидел проигрывать с самого детства. Его брат говорит, что игры никогда не заканчивались мирно. Такая была и есть у Басти воля к победе, даже когда он играет в теннис со своей женой.
Он обладает и другим важным качеством для футболиста – видением поля. Луи ван Гал во время работы в «Баварии» сразу увидел, как Басти фантастически ориентируется в пространстве и умеет найти своих партнеров для передачи. Хольгер Бадштубер отмечает, что Швайни всегда знал, где на поле окажутся его товарищи по команде в следующий момент. «На мой взгляд, он был на неправильной позиции. В сборной он был на фланге, а у него нет нужных характеристик для такого типа игрока. Так что я поговорил с ним об этом. И я сказал ему: «Ты – центральный полузащитник, ты ориентируешься в пространстве», – объясняет Ван Гал.
Знаменитую историю о смене позиции подытоживает сам Швайнштайгер:
«На поле двигаются 22 человека, и все они делают это по-разному. Когда ты читаешь игру, ты должен много шевелить головой: смотреть налево, направо, вперед и назад. Поэтому игроки полузащиты более комплексные. К тому же нужен определенный инстинкт, чтобы чувствовать, когда ты должен продвинуться вперед или вернуться назад. И я обожаю это! Я люблю читать игру в 1000 раз больше, чем читать какую-нибудь книгу!».
Это одно из самых ярких высказываний Бастиана за всю киноленту.
В фильме Тиля Швайгера очень много Тиля Швайгера. Удивительно (нет). Швайгер рассказывает о своих впечатлениях во время ЧМ-2006, своих эмоциях во время серии пенальти в финале ЛЧ-2012, и, наконец, о том, как Басти показывал ему и его друзьям парковку «Баварии».
Познакомились они со Швайгером сначала по телефону через общих знакомых. Бастиан пригласил Тиля и компанию на экскурсию на Зэбенерштрассе и три часа водил их по всем местам. На парковке он показал им машины Рибери, Рафиньи и Гомеса. Швайгер отмечает, что все, кто встречал тогда Швайни по дороге, были очень рады его видеть – от Хенесса до уборщицы. Все любят Бастиана.
Эта история дополняется милой беседой двух друзей на кухне. Они вместе с Басти готовят пасту дома у Тиля в Берлине. За столом Швайгер рассказывает о том, как в юности на последних минутах в полуфинале кубка бециркслиги не забил пенальти, попав в штангу, и долго из-за этого переживал. Идеальный переход к домашнему финалу ЛЧ-2012.
Финал Лиги чемпионов-2012 – не только один из важнейших поворотных пунктов в карьере Бастиана, но и самая драматичная история для болельщиков и команды. Тот самый гол Дидье Дрогба, тот самый незабитый пенальти Роббена, игроки, отказавшиеся бить пенальти, и Мануэль Нойер, забивший Петеру Чеху. Оливер Кан признается, что он не был уверен, что Швайнштайгер вернется и снова станет собой после такого. Другие интервью дополняют картину и заставляют заново пережить тот вечер. Целую неделю все в клубе, включая руководство, не могли прийти в себя.
Фильм раскрывает одну интересную подробность, о которой раньше никто не знал. Председатель правления «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге каждый год во время летнего отпуска на Зюльте пересматривает именно этот финал Лиги чемпионов.
«Никто не анализировал эту игру больше, чем я. И каждый раз я нахожу что-то новое. Иногда я увеличиваю изображение, чтобы увидеть лица игрока или тренера. В случае Басти было видно, что он в тот момент не чувствовал себя комфортно в собственном теле», – признается Калле. Ули Хенесс не понимает этой традиции Румменигге.
Юпп Хайнкес называет Швайнштайгера больше, чем просто лидером команды. Он говорит о нем, как о продолжении руки тренера. Победе в ЛЧ и треблу уделили примерно 10 минут из всего фильма. Из трагического героя и главного неудачника Бастиан превращается в национального героя и легенду после двух финалов 2013 и 2014 годов.
Еще одно из немногих новых откровений в фильме связано с Ули Хенессом. Бывший президент «Баварии» вспоминает о финале ЧМ-2014, во время которого он сидел в тюрьме. Там запрещали совместный просмотр матча, и Хенесс лежал в камере один.
«После матча Бастиан был в студии и сказал следующее: «Особый привет я передаю человеку, без которого нас всех бы здесь не было: это Ули Хенесс. Большое спасибо за вашу поддержку. Мы верим, что все будет хорошо, и мы вас очень поддерживаем». Это заставило меня упасть с кровати. Одно из самых впечатляющих событий моей жизни», – рассказывает Ули.
Переход из «Баварии» в «Манчестер Юнайтед» затронут в фильме лишь немного. Гораздо больше внимания уделено проблемам Швайнштайгера с коленом. Он рассказывает, что долго не мог полностью залечить травму (с 2012 по 2016 год), потому что у него не было времени на это. Колено мешало ему играть в полную силу. Особенно тяжело было во время ЧМ-2014, когда на следующий день после матча он с трудом мог перемещаться. В финале Швайни отдал все свои силы и даже больше.
«Это называется герой, и герой жертвует собой», – объясняет Швайгер. Эту фразу можно назвать лейтмотивом всего фильма. Швайнштайгер для Тиля – это герой. Национальный герой, которого все любят и который уходит, оставляя легенду о себе.
В течение всего фильма зрителю предлагают взглянуть на личную жизнь Швайнштайгера, однако все это показано довольно поверхностно. Несколько интервью на английском вместе с Аной Иванович во время прогулки в Чикаго и на диване дома, их игра в теннис, поездки на такси в Мюнхене, разговоры о будущем их детей и, наконец, кадры со свадьбы в Венеции.
О периоде в Чикаго тоже совсем чуть-чуть. Сюжеты и интервью его коллег касаются в основном его прибытия в США, завершения карьеры и последнего матча за «Чикаго Файр». Кое-что забавное о первом дне там рассказывает его отец: когда сын перешел в этот клуб, в аэропорту был такой ажиотаж, что Швайнштайгера-старшего случайно забыли там, и ему пришлось бежать за машиной.
После своего последнего матча за «Чикаго Файр» Бастиан сообщил о завершении карьеры своим коллегам, не сумев сдержать слез. На родной «Альянц Арене» он сказал болельщикам: «Я один из вас». Йоахим Лев признается, что навсегда останется фанатом Бастиана Швайнштайгера.
Для Аны и Бастиана
Для кого же все-таки сделан этот фильм? Послесловие дает ответ на этот вопрос. Он получился не для болельщиков, а скорее для семейного архива Аны и Бастиана. Это подарок Швайгера своему другу. Подпись für Ana und Bastian в конце еще больше убеждает в этом зрителя. Долгими зимними вечерами они будут сидеть под пледом, пить чай или глинтвейн и показывать этот фильм детям, а потом и внукам. Все-таки воспоминания – это самое главное для Швайнштайгера.
В самом начале Лукас Подольски говорит: «Мы здесь прям как для какого-то диснеевского фильма». Эта история действительно получилась сказкой об идеальном герое. К сожалению, фильм почти не рассказывает ничего нового о нем. Болельщики смогли впервые увидеть разве что нигде больше не опубликованные видео с маленьким Швайнштайгером из личного архива его отца и съемку со свадьбы. Практически все истории были рассказаны уже тысячу раз. Это не значит, что они не вызовут никаких эмоций. Наоборот, пережить заново карьеру Бастиана Швайнштайгера вместе с ним – это доза потрясающей ностальгии.
Однако многие ждали от фильма большего погружения и историй, которых он еще не рассказывал. С кем он дружил в «Баварии»? Были ли у него конфликты с кем-то? Почему он не ушел из сборной в 2014-м, если так мешала травма? Что он думал о Моуринью и ситуации в Манчестере, кроме «я уверен, что еще выйду на поле»? Ответов на эти и любые другие вопросы нет. Задача была совсем другой. На рецензии в Германии сильно повлиял выход The Last Dance на Netflix, потому что он задал определенную планку. В нем присутствуют не только положительные, но и отрицательные стороны всей истории. Поэтому фильм Швайни показался всем излишне вылизанным и идеальным.
Для Басти и Аны.
Servus, Basti!
P.S. Фильм можно посмотреть только на немецком с немецкими субтитрами или без них по подписке на Amazon Prime. Для этого необходимо также обзавестись VPN, потому что там стоит геоблок.
Подписывайтесь на мои телеграм-каналы о Баварии и сборной Германии.
Также подписывайтесь на подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с моим участием: Apple, Google, Spotify, Я.музыкa, Youtube