Дебютная презентация сезона.
«Формула-1» официально вступила в новую эру – 4 февраля «Хаас», за который выступает Никита Мазепин, первым в пелотоне провел презентацию нового болида. И внезапно показал не только ливрею-триколор на шоукаре, построенном чемпионатом для демонстраций в середине 2021-го, но и модель (пусть и виде рендеров) на одной из стадий проектировки реальной машины.
VF-22
Сравните с базовым шоукаром «Ф-1», представленным прошлым летом:
«Ф-1» презентовала болид новой эпохи: футуристичная копия американской машины с прицелом на обгоны и дешевизну
В первую очередь, конечно, бросаются в глаза основные изменения, принятые «Формулой»: увеличенные 18-дюймовые колесные диски (против прежних 13-дюймовых), упрощенное переднее антикрыло и задние особой формы, а также диффузор с «граунд-эффектом».
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий
Заметна и разница в подходе у технического штаба «Хааса» (теперь он расположен в отдельном здании в Маранелло рядом с базой «Феррари») и подразделением «Ф-1», отвечавшей за разработку регламента: носовой обтекатель VF-22 поменял форму, как и воздухозаборники с отсеками для охлаждения
Форма последних, кстати, напоминает аналогичные на прошлогоднем «Мерседесе», а задняя часть сужается значительнее, чем у шоукара.
А еще мы впервые увидели реальный диффузор – и он просто огромный:
Технические эксперты поверили «Хаасу»: это действительно рендер реальной машины – хоть к первым заездам конструкция и изменится.
«Мы показали раннюю стадию развития – сейчас уже продвинулись немного дальше, – признался шеф команды Гюнтер Штайнер. – На тестах будут новые детали. Но машина показывает больше, чем шоукар от «Ф-1».
«Мы столкнулись с двумя основными сложностями, – рассказал главный конструктор Симоне Реста. – Первая: особенности шасси. С новыми правилами и повышенными требованиями безопасности монокок потребовал громадных изменений: некоторые компоненты теперь должны выдерживать нагрузку на 150% больше, чем раньше.
Изменения вылились в повышения массы. И вопрос веса очевиден прямо сейчас. Мы ждем главные улучшения именно здесь неделя за неделей, и, верю, здесь заключены потенциал и возможности к улучшению в течение сезона.
Это была самая сложная в разработке машина за последние 20 лет. Пришлось внедрять новые методы работы, процессы и структуры внутри команды».
Инженер не шутил: VF-22 делали по сути другие люди – по сравнению с командой предыдущих сезонов.
«У нас всегда были свои спецы по аэродинамике, но в остальном мы обычно использовали людей «Даллары» – до половины, – признался Штайнер. – Теперь же мы делаем все сами: половина технического штаба – бывшие инженеры «Феррари», 30-35 человек. Теперь «Даллара» только производит и собирает машину».
«Феррари» заряжает команду Шумахера и Мазепина по полной: сдала в аренду целую базу, топового конструктора и бригаду инженеров
Но экспертов увиденное не впечатлило – например, бывшего технического директора «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсона:
«Передняя подвеска на представленных изображениях работает на толкателях. Что выглядит от ожидаемого на болиде технического партнера, «Феррари».
Так что мне интересно узнать: оставит ли «Хаас» подвеску такой конфигурации на предсезонных тестах. К тому же, посмотрите на место соприкосновения толкателей с шасси. Такое ощущение, что толкатели не прикреплены к шасси, а скорее просто к нему прислоняются.
Поэтому вполне возможен вариант, при котором в «Хаасе» не хотят сейчас показывать конструкцию подвески, которую будет использовать «Феррари», пока итальянская команда сама не провела презентацию. Посмотрим.
В целом за исключением пары мелких деталей я не вижу значительных отличий от шоукара. Либо дело в настолько строгих ограничениях регламента, что возможны лишь небольшие изменения в конструкции, либо у «Хааса» в рукаве какие-то решения, которые команда хочет придержать до первой гонки.
Я немного разочарован. Мне казалось, что мы увидим более смелые машины и решения. Будем надеяться, что в следующих машинах мы увидим больше отличий».
Но, наверное, Андерсон не совсем справедлив: все-таки показывать революционную машину первыми за 5 дней до презентации следующих соперников – это значит предоставлять широкие возможности изучения собственного видения и направления. Решиться на такой дебют – очень непросто, особенно после провального сезона с нулем очков и бесконечным отставанием от ближайших конкурентов в секунду с круга.
Как минимум за смелость «Хаас» заслужил одобрение, а остальное покажут первые тесты – они начнутся 23 февраля.
«Мерседес» первым запустил болид новой эры «Формулы-1». Послушайте, как он ревет
Больше всех за место в «Ф-1» платит не Мазепин. Китайские спонсоры – щедрее, у рентача из Канады почти личные команды
Вековой туннель для поездов – теперь база для тестов «Ф-1». Он рвет современные аэротрубы по экологичности и эффективности