Возвращаем человека из каменного века.
Андрей Кобелев на днях пришел на ютуб-канал «Футбольный хейт», где выдал удивительное для 2021 года мнение о женщинах в футболе. Полный диалог здесь, а вот прямая речь Кобелева:
«Как с женщинами общаться на футбольные темы? Я с женщинами не общаюсь! Считаю, что женщина не может разбираться в футболе. 2021 год, и что теперь? Звонят девушки, начинают брать интервью. Я говорю: «А мужчин нет у вас там?» Мужчины уже футболом не занимаются? Я так реагирую.
Почему это сексизм? Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Есть женский футбол, гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание».
Естественно, мы не согласны (и вообще не понимаем, как публичный человек может говорить такое, еще и доказывать свою правоту нелепыми примерами).
Кажется, лучший шанс ответить Кобелеву – просто оценить, насколько успешны могут быть женщины в футболе. Судя по всему, Андрей Николаевич никого из этого списка не знает – а если бы пообщался, наверняка не стал бы так говорить.
Марина Грановская, директор «Челси»
Карен Адамян по ходу разговора с Кобелевым упомянул железную леди из «Челси», но получил такой ответ: «Я ее не знаю. Если она разбирается, то хорошо. Я не знаю. И я категоричен. Если она разбирается, то слава богу, молодец. У меня переговоров с женщинами никогда не было».
Грановская – самая влиятельная женщина мирового футбола. В футбол она пришла ближе к концу нулевых, а в октябре 2014-го стала чуть ли не главным операционным руководителем «Челси». Тогда из клуба ушел Рон Гурлэй, а она занялась всеми футбольными вопросами – от назначения тренера до трансферной политики и продления контрактов. Кроме того, она выбила контракт с Nike, который до 2032 года будет платить клубу по 60 миллионов фунтов в год.
«У Грановской реальная власть в «Челси». Она не хочет быть заметной и знаменитой, но всем очевидно, кто тут главный», – отмечал источник газеты Evening Standard еще в 2014-м.
Самая влиятельная женщина мирового футбола – из России. Кто она?
У нее идеальная репутация в футбольном бизнесе: ноль эмоций, твердость и хладнокровие. «Я провернул с Мариной три или четыре сделки, и она всегда отвечала за слова, – рассказал The Athletic неназванный агент. – Всегда говорила прямо, вела себя профессионально и никогда не нарушала слова. Все остальные в нашем бизнесе ведут себя иначе».
Когда «Челси» перехватывал Вернера и Зиеша, репутация Грановской тоже очень помогла.
Алекс Скотт, эксперт Sky Sports
Экс-защитница «Арсенала» и сборной Англии после завершения успешной футбольной карьеры (победа в ЛЧ, призовые места на ЧМ и Евро) добилась признания и в тележурналистике.
Неудивительно: она задумывалась о будущем еще, когда играла в футбол (прямо как будто прочитала наш сериал задолго до его публикации). Алекс с отличием закончился Стаффордширский университет по направлению «Профессиональная журналистика, радиовещание и телевидение».
«Я хотела строить планы заранее, а не быть тем спортсменом, который начнет беспокоиться в конце карьеры о том, чем заниматься дальше. Хотела сделать переход как можно более плавным. Я зашла на сайт PFA (Ассоциация профессиональных футболистов Англии) и обнаружила, что они финансируют степень спортивной журналистики, поэтому я сразу связалась с ними.
Затем поговорила с «Арсеналом», чтобы решить, как мы можем справиться с этим. Это была тяжелая работа, я не появилась в одночасье. Начала учиться в 2012 году и закончила, когда играла на чемпионате мира с Англией в 2015-м. Иногда люди просто видят концовку, а не процесс».
У Скотт прекрасно получается. Во время ЧМ-2018 она работала в команде футбольных экспертов на BBC Sport, а в августе 2018-го ее пригласили экспертом в программу Super Sunday на Sky Sports. Легенда спортивной журналистики Майкл Кокс (The Athletic) в беседе с Вадимом Лукомским включил Алекс в число лучших экспертов британского ТВ: «Она играла за женскую сборную Англии, но не была широко известна. Она прекрасно анализирует».
Сейчас Алекс кайфует от работы: «Это другой тип азарта. На самом деле, именно так я и поняла, что готова уйти из футбола. Я ощущала волнение и прилив энергии, когда покидала тренировки и мчала в студию. Горжусь тем, что я провела все те выходные от футбола в студии, чтобы изучать навыки и находиться в этой среде. Мне это нравится. Я с нетерпением жду, когда пойду в студию, это как стартовый свисток: «Свет, камера, мотор», и я могу поговорить о футболе».
Сара Радд, аналитик «Арсенала»
Одна из первых, кто применил спортивную аналитику в футболе. К концу нулевых аналитики Opta Сэм Грин и Дэвин Плойлер разработали первые достаточно сырые xG-модели. Примерно в это же время Сара Радд из стартапа StatDNA работала над схожими исследованиями. Сейчас Opta – официальный статистический партнер АПЛ, а компанию StatDNA в 2014-м купил «Арсенал».
Теперь Сара возглавляет отдел аналитики и разработки программного обеспечения в «Арсенале». В индустрии ее очень котируют. Главный аналитик «Ливерпуля» Уильям Спирман называл Радд в числе тех, чью работу он уважает.
Чжань Юаньдин, тренер
Да-да, коллега Кобелева. Любовь девушки из Гонконга к Дэвиду Бекхэму привела к тому, что в 2015-м она сначала вошла в тренерский штаб, а затем возглавила мужской клуб «Истерн». Это команда высшего дивизиона Гонконга. И 27-летняя Юаньдин сходу привела клуб к первому за 20 лет титулу.
Вот несколько достижений Чжань во главе «Истерн»:
• Первая в истории Гонконга женщина-тренер мужской футбольной команды.
• Первая в мире женщина, которая привела профессиональную мужскую футбольную команду к победе в высшем дивизионе. В 2016-м ее признали тренером года в Гонконге и женским тренером года в Азии, а на следующий год команда под ее руководством финишировала второй.
• Первая тренер-женщина, которая руководила мужским клубом в континентальном турнире. В феврале 2017-го ее команда уступила в азиатской ЛЧ «Гуанчжоу Эвергранд» (0:7). В защиту Юаньдин отметим, что у чемпионов Китая под руководством Луиса Фелипе Сколари явно состав помощнее.
Стефани Фраппар, судья
Французская рефери Стефани Фраппар ежегодно творит историю. Она появилась в Лиге 1 только весной 2019-го (до этого отработала 80 матчей в Лиге 2), но очень быстро растет. В августе 2019-го она первой из женщин судила Суперкубок УЕФА между «Ливерпулем» и «Челси». Фраппар отменила два гола – Пулишича в первом тайме и Маунта во втором. И там, и там были офсайды. А еще назначила верный пенальти после того, как Адриан снес Абрахама.
В прошлом году она стала первой женщиной, отсудившей матч Лиги чемпионов. Ее назначили на игру «Ювентус» – «Динамо» Киев.
Матч ЛЧ впервые судила женщина: она тренирует строгий взгляд перед зеркалом, а небольшой рост не мешает работе
Фраппар старается не замечать случаи сексизма, хотя они периодически случались.
«Она боец. Совсем одна в мужском мире, – говорит коллега Фрапар Сабин Боннин. – Когда мы говорим о сексистах, это не просто тренеры или игроки. Среди моих коллег-рефери до сих пор есть несколько человек, которые задаются вопросом, какого черта она там делает».
Каррен Брэйди, вице-председатель «Вест Хэма»
Политик, писательница, бизнесвумен, телеведущая и заместитель председателя совета директоров «Вест Хэма» – список, от которого некоторым может стать не по себе.
При ней клуб вернулся в Премьер-лигу и сократил долг. Главное достижение Брэйди – успешная кампания по переезду «Вест Хэма» на лондонский Олимпийский стадион, где также хотели играть домашние матчи «Тоттенхэм» и «Лейтон Ориент».
У Каррен репутация человека, способного на жесткие решения. Она известна как первая женщина в английском футболе – с 1993-го по 2009-й Брэйди работала исполнительным директором «Бирмингема». Клуб тогда был в ужасном финансовом положении, в нем несколько месяцев как ввели внешнее управление. Можно представить, как назначение 23-летней Брэйди воспринимали в 1993-м. Известна история, как кто-то из футболистов сказал Каррен: «В этой майке видно твои сиськи». «Я продам тебя в «Крю», там ты их не увидишь» – ответила Брэйди. И продала.
Вскоре «Бирмингем» выздоровел. Клуб избавился от лишнего персонала, попрощался с некоторыми агентами, а на четвертый год правления британского миллионера Дэвида Салливана и Брэйди начал приносить прибыль. В 2002-м «Бирмингем» вышел в АПЛ, оказавшись в элите впервые за 16 лет. В 2009-м Брэйди и Салливан продали клуб за 82 миллиона фунтов. Покупали они его за 700 тысяч.
Подробнее о Брэйди – одной из самых известных женщин Британии
Состояние Каррен оценивается в 82 миллиона фунтов. Помимо футбольной деятельности она ведет колонки в журнале Woman&Home и The Sun, участвует в реалити-шоу на BBC и пишет книги. В 2014-м Брэйди была введена в палату лордов и получила титул баронессы.
Правда, такая отстраненность от клуба раздражает некоторых фанатов «Вест Хэма». Периодически они требуют увольнения Брэйди и назначение на ее место человека, единственным фокусом для которого станет клуб.
Рэйчел Андерсон, агент
Одной из давних болельщиц «Вест Хэма» была Рэйчел Андерсон. Она с детства мечтала работать в футболе, постоянно ходила на старый лондонский стадион «Болейн Граунд».
В 1993-м она устроила переход защитника «Вест Хэма» Джулиана Дикса в «Ливерпуль» за три миллиона фунтов. Тогда эта сделка стала рекордной для АПЛ.
«После перехода Джулиана ко мне стали относиться намного серьезнее. Вскоре в моей базе было порядка 50 футболистов», – вспоминала Рэйчел. Она вела дела Дона Хатчисона (играл за «Ливерпуль», «Вест Хэм», «Эвертон»), многих игроков «Вест Хэма» начала нулевых и даже Веллитона, когда бразильский форвард феерил в «Спартаке».
Андерсон первой среди женщин пробилась в этот жесткий бизнес, но в 1998-м ей отказали в допуске на ежегодный вечер награждения PFA, который в то время проводился только для мужчин. Впоследствии она подала в суд и получила компенсацию в размере 7,5 тысячи фунтов плюс понесенные расходы. Андерсон добилась главного: c 1999-го женщины могут свободно посещать любые собрания ассоциации и быть ее членами.
«Я могу снять туфли, но не уйду с переговоров». Главный борец с сексизмом в английском футболе
В том числе благодаря активности Андерсон в Англии с 2013-го награждают не только лучшего футболиста года, но и футболистку. «Это безумно важный шаг, и я рада, что смогла как-то на это повлиять. Надеюсь, в ассоциации тоже понимают, что поступили верно», – говорила Рэйчел.
Андерсон уверена: «Футболу нужно больше женщин. Среди нас много настоящих профессионалов. Не обязательно знать всю изнанку игры – необходимо разбираться в переговорах и уметь находить общий язык с людьми. И у меня это отлично получается».
Бибиана Штайнхаус, судья
В 2007-м Бибиана получила право обслуживать матчи второй Бундеслиги. Это вызвало резонанс, однако глава судейского комитета Германии Фолькер Рот заявил, что не сомневается в ее квалификации. В том же сезоне она в первый раз приняла участие в Бундеслиге в качестве резервного судьи.
10 лет спустя, в 2017-м, Штайнхаус обслужила матч между «Гертой» и «Вердером», став первой женщиной, отработавшей матч мужской Бундеслиги в качестве главного арбитра. В течение трех лет она обслужила 23 встречи чемпионата Германии, а в сентябре 2020-го красиво завершила карьеру, отсудив Суперкубок Германии между «Баварией» и дортмундской «Боруссией».
А еще Бибана работает капитаном полиции Ганновера.
Джеки Оатли, комментатор
После больше 40 лет мужского доминирования флагманская программа BBC Match of the Day получила женщину-комментатора. Это случилось в 2007 году – Оатли прокомментировала игру Премьер-лиги между «Фулхэмом» и «Блэкберном», а затем еще несколько матчей.
С тех пор она комментировала на радио, работала ведущей нескольких программ на BBC, ITV и Sky Sports. В 2015-м The Independent поставил Оатли на восьмое место в списке самых влиятельных женщин в спорте.
Оатли рассказывала, что регулярно сталкивается с сексизмом. Однажды мужчина угрожал прийти к ней домой и порезать. «Когда они говорят мне вернуться на кухню, я предлагаю им вернуться в 1936 год», – говорила Оатли в 2016-м.
За свою работу в отстаивании роли женщин в футболе она получила Орден Британской Империи – такой же есть у Маркуса Рэшфорда и Харри Кейна.
Сьюзан Уилан, директор «Лестера»
Ирландка из ювелирного бизнеса Сьюзан Уилан в 2010-м вела переговоры, когда «Лестер» покупал тайский миллиардер Вишай Шривадданапрабха. Сразу после завершения сделки он назначил Уилан гендиректором. Сьюзан, которая до этого не имела отношения к футболу, быстро перестроилась и помогла превратить убыточного аутсайдера чемпионшипа в прибыльный бизнес-проект.
Она начала работать на популяризацию клуба среди болельщиков: взялась за общепит на стадионе, увеличила количество фаншопов и их ассортимент, создала экскурсионные туры по арене. Команда начала ездить в турне по Юго-Восточной Азии, чтобы повысить узнаваемость бренда за пределами Англии.
Уилан лично вела переговоры о продаже Харри Магуайра «МЮ», которые принесли клубу 80 млн фунтов. The Athletic передавал, что один из руководителей Премьер-лиги охарактеризовал Уилан так: «Сьюзан, безусловно, один из самых тихих голосов за столом, но когда она говорит, к ее четко сформулированным взглядам прислушиваются всегда».
***
Почти все в этом списке – девушки, победившие бытовой и профессиональный сексизм (и мы рассказали далеко не про всех, вы же отлично знатете, например, арбитра Анастасию Пустовойтову).
Спасибо им за то, что доказывают: в футболе и рядом с футболом, как и в других сферах, решают только профессионализм и умения, а не пол.
Женский спорт полон сексизма. Девушкам тяжелее, чем мужчинам: страшно, стыдно, больше сотрясений, а вместо ума и скорости ценятся формы