Удивлены?
18 января в 1/16 финала Кубка Франции состоится матч «Эпиналя», любительского клуба из небольшого городка неподалеку от границы с Германией и Швейцарией, и «Сен-Пьеруаза» – лучшего клуба Реюньона, которому предстоит лететь на матч 11 часов (а потом еще 5 часов трястись в автобусе).
Реюньонцы впервые в истории пробились в 1/16 финала Кубка Франции, в 1/32 обыграв на выезде куда более мощный «Ньор» – аутсайдера Лиги 2, второго по уровню дивизиона Франции.
«Это было безумие – все медиа говорили о победе, – рассказал хавбек Эллиот Гранден. – Этого никогда раньше не случалось, так что это было очень важно. Люди счастливы, потому что это редкая история. Это очень хорошо, потому что люди мало знают о футболе Реюньона, так что это отличная возможность для игроков, чтобы показать свой талант, и мы сделали это. Теперь люди воспринимают нас всерьез».
Реюньон – заморский департамент Франции. Здесь в ходу евро и говорят по-французски
У вас наверняка вопрос: какого черта клуб с островка из Индийского океана делает в Кубке Франции? Все дело в особенностях французского законодательства. Когда после Второй мировой войны начался парад суверенитетов, Франция очень тяжело расставалась со своими бывшими колониями: Алжир, например, стал независимым лишь в результате войны.
Поэтому менее активные в этом плане регионы так независимость не получили – они стали заморскими департаментами, сообществами и административно-территориальными образованиями с особым статусом. Жители этих регионов приравнены в правах к жителям Евросоюза: на территории в ходу евро, а россиянам для въезда нужна шенгенская туристическая виза, но не простая, а минимум на год и выданная Францией – либо придется получать специальную.
Эти территории обеспечивают им французам статус и присутствие во всем мире: так, в Гвиане построили космодром (максимально близко к экватору – удобнее запускать ракеты), на Сен-Пьере и Микелоне расположили станции радиоэлектронной разведки и базу для подводных лодок, на Клиппертоне и Вилль-де-Тулузе, совсем рядом с США, поставили радиоэлектронные станции слежения.
Клубы из заморских департаментов всегда играют в Кубке. Но почти никогда не забираются так далеко
В Реюньоне (и других заморских территориях) есть собственные чемпионаты и собственные кубки. Но чтобы попасть в основную сетку Кубка Франции, нужно выиграть региональный Кубок. Победитель попадает сразу в седьмой раунд Кубка Франции (1/64 финала).
Каждый сезон на этой стадии включаются в борьбу клубы из заморских департаментов. Как правило, это десять-одиннадцать команд (Новая Каледония, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Гваделупа, Таити и другие). Половина летит во Францию, а вот другая половина отправляется в бывшие колонии. На перелеты уходят громадные деньги и порой больше суток времени – и все ради одного матча на стареньком туземном стадионе. Но при этом обычно всегда есть желающие, принудиловки нет: Федерация футбола Франции заранее запрашивает любителей, кто готов при исходе жеребьевки лететь далеко – тот же «Эпиналь», например, в прошлом году ездил на Мартинику в Карибском море. И так – в седьмом и восьмом раунде.
Надо понимать, что по уровню и по ранжиру чемпионат Реюньона – это примерно шестой французский дивизион (да и остальные лиги не сильнее). «Сен-Пьеруаз» стал всего вторым клубом из заморских департаментов в истории, который зашел так далеко. Первым и единственным до этого года в далеком 1989-м был «Ле Жельдар» из Гвианы.
Но при этом клубы из заморских территорий все чаще добираются до стадий, где им вполне может выпасть условный «ПСЖ». Если раньше они обычно вылетали уже в первом раунде, то сейчас пробираются хотя бы через один раунд и пересекаются даже с клубами Лиги 1. Но пока дома – выездов у топов не было.
Кристиан Дафревиль, тренер «Сен-Пьеруаза», был слегка расстроен тем, что в 1/16 им попался любительский соперник (да еще и который очень хорош дома). «Честно говоря, мы немного разочарованы, – сказал Дафревиль после жеребьевки. – Нам бы хотелось попасть на клуб высшей лиги и закончить наш путь именно так… С другой стороны, эта жеребьевка оставляет нам надежду на проход в следующий раунд. Но для этого нам придется очень хорошо подготовиться».
«Сен-Пьеруаз» действительно отнесся к матчу серьезно: прилетел во Францию еще в воскресенье, чтобы пережить джетлаг и готовиться в нормальном режиме. Несмотря на все трудности логистики, за клубом регулярно летают болельщики – они здесь по-доброму сходят с ума от футбола и праздновали чемпионство на поле вместе с командой.
«Люди там без ума от футбола. Стадион в Ньорте был полон реюньонцев. Я подумал: «Ого, я знаю этого парня – он каждый раз приходит на стадион в Реюньоне. Еще я знаю вот этого и вон того тоже! Они пели, танцевали, и каждый раз, когда мы играем на выезде во Франции, стадион полон людей – это безумие. Я не знаю, как они это делают с путешествиями, но они продолжают ездить!» – удивился Гранден.
Фанаты «Сен-Пьеруаза» были недовольны, что «Эспиналь», стадион которого вмещает 3 500 человек, выделил им всего 350 билетов – 10% от вместимости. Но все по правилам. Билеты из Реюньона в Париж стоят от 800 евро и больше. Если покупать заранее, чуть дешевле, но это все равно приличная стоимость для европейца (и уж тем более реюньонца – все же заморские территории живут победнее).
«Сен-Пьеруаз» – самый-самый клуб Реюньона. Здесь начинали Пайет и экс-форвард «Ростова» Синама-Поньоль, Роже Милла целый год убеждал Непомнящего взять его в сборную Камеруна
«Сен-Пьеруаз» – 21-кратный чемпион Реюньона, 11-кратный обладатель Кубка и семикратный обладатель регионального Кубка Франции, самый титулованный клуб острова, находящегося в тысяче километров от Мадагаскара. В 2019 году он оформил первый в истории Реюньона квадрупл: стал чемпионом, выиграл оба Кубка и вдобавок взял Суперкубок.
При этом он никогда не забирался так далеко в Кубке Франции. Максимум – в 1/32 финала. У реюньонцев есть договор о сотрудничестве с «Гавром» – это помогает талантливым воспитанникам прорваться в метрополию (и даже в сборную Франции).
Со сборной, кстати, отдельная история. Сборная Реюньона существует, но она не является членом ФИФА, поэтому не может играть в квалификациях чемпионата мира и Кубка Африки. Поэтому в основном она играет с соседями (Маврикием и Мадагаскаром) и другими сборными заморских французских территорий, у которых тоже нет членства. Соответственно, сборная Франции может моментально вырвать из сборной заморского департамента футболиста, а вот в обратную сторону это не работает – нужно ждать пять лет, если футболист вдруг поиграл хотя бы за французскую молодежку.
В «Сен-Пьеруазе» начинал свою карьеру Димитри Пайет, который чуть не помог сборной Франции выиграть Евро-2016, выбив в финале из игры Криштиану Роналду. Здесь в прошлом году завершал свою карьеру бывший нападающий «Ростова» и «Ливерпуля» Флоран Синама-Поньоль (он здесь и начинал). «Сен-Пьеруаз» воспитал Гийома Оаро – последнего бомбардира «ПСЖ» в докатарскую эпоху. В 2015-м году здесь месяц провел Джибриль Сиссе (сыграл, правда, всего 10 минут в одном матче).
Но самое удивительное пересечение было раньше: здесь готовился к ЧМ-1990 Роже Милла – он убедил своей игрой вызывать его в сборную Камеруна Валерия Непомнящего.
«Сен-Пьеруаз» периодически участвует в африканских клубных международных турнирах: дважды играл в квалификации африканской Лиги чемпионов, дважды (и даже проходил раунд) – в африканском аналоге Лиги Европы.
***
«С финальным свистком я почувствовал слезы на глазах, – сказал форвард «Сен-Пьеруаза» Жан-Мишель Фонтен после победы над «Ньором». – То, что мы делаем, действительно безумно».
Настоящим безумством будет выход «Сен-Пьеруаза» в Лигу Европы – а ведь это вполне реально в случае победы в Кубке. Осталось выиграть всего пять матчей. Шансы невероятно малы, но Кубок Франции, пожалуй, самый чудесный турнир – маленькие клубы здесь очень часто забираются максимально высоко, вплоть до финала.
Верим?