Что мы узнали о Владиславе Рослякове за неделю после бойни.
Прошла неделя с того времени, как мир потряс кошмар в Керченском политехническим колледже, где восемнадцатилетний учащийся Владислав Росляков убил 21 человека и ранил больше полусотни.
Такого количества жертв, погибших от руки подростка, не известно мировой истории. Даже американские «колумбайнские стрелки» Дилан Клиболд и Эрик Харрис (убили в школе «Колумбайн» 13 человек и 36 ранили), на которых вроде бы равнялся Влад, проигрывают ему в последствиях жестокой акции.
Мотивы поступка Владислав унес с собой в могилу, выстрелив напоследок себе в подбородок. Однако общество не перестает задаваться вопросом, что было «внутри» этого молодого человека. На сегодняшний день любая деталь его биографии кажется очень важной в поиске ключа к загадке. А ее, может быть, так и не получится разгадать. Назначенная посмертная психолого-психиатрическая экспертиза даст ответ лишь на один вопрос: вменяем или нет.
Мы подытожили, что за неделю после трагедии получилось узнать о Владиславе Рослякове.
Владислава воспитывала мать. Отец ушел из семьи, когда мальчику было примерно 10 лет. Знакомые сообщают, что Игорь Росляков любил выпивать и мало уделял внимания сыну. Ребенок, в свою очередь, платил ему равнодушием.
С матерью у парня тоже было не много точек соприкосновения. Женщина была санитаркой в онкодиспансере, получала гроши, которых едва хватало чтобы прожить. Была активисткой церкви «Свидетелей Иеговы», а сын с детства очень невзлюбил эти собрания.
Как стало известно, мать хотела сделать из сына аскета – не пускала в кино, ограничивала общение с друзьями, запрещала посещать развивающие кружки. Компьютер Росляков получил лишь в 9-м классе, хотя просил его у матери намного раньше.
О том, что Владислав был замкнут, рассказывали и родные, и друзья. Несмотря на это, никто не воспринимал эту черту как патологию. К старшим классам школы Росляков даже как бы встряхнулся, нормально начал общаться с ровесниками. А вот учился всегда не очень хорошо — на «тройки». Как в школьные годы, так и в колледже.
Вне виртуального мира у молодого человека было мало привязанностей. Его не интересовала будущая профессия электромонтажника, о чем сообщил и руководитель учебной практики на судоремонтном заводе. Влад просто протирал там штаны, уткнувшись в мобильный телефон. Он был равнодушен к людям, которые хотели приблизить его к себе, в социальных сетях подписывался ненастоящими именами.
Перед своим последним приходом в колледж Владислав удалил все аккаунты в социальных сетях. Но по его комментариям и сохранившейся в других аккаунтах переписке журналисты выяснили, что он вроде бы состоял в группах скинхедов и фанатов маньяков. В инете есть фрагменты диалога, где Росляков одобрял «колумбайнских стрелков», восхищался внешностью Чикатило и заявлял, что хорошо было бы «устроить бойню».
После бойни одногруппники вспоминали, что и «вживую» Владислав рассказывал что-то подобное, однако никто не воспринял его слова всерьез, считая мальчишеской бравадой.
Несмотря на странности, о которых вспоминают только теперь, Росляков отнюдь не был похож на психа. У него не было замечено вспышек немотивированного гнева, порывистости. Наоборот, он был уравновешенным и логичным в своих поступках.
Об этом свидетельствует хотя бы то, как молодой человек купил оружие. Он не хотел искать «ствол» по интернету или обращаться к криминалу. Дождался, когда ему исполнится восемнадцать лет, прошел легальную процедуру, приобрел в магазине ружье и зарегистрировал его. Наверное, он хотел устранить все препятствия к тому, чтобы воплотить в реальность задуманное, когда окончательно примет решение. Он все сделал согласно закону и будет вершить свой «закон».
Сегодня много споров идет вокруг того, мог ли неподготовленный парень расстрелять столько людей. Во-первых, большое количество телесных повреждений ученики и преподаватели колледжа получили во время взрыва, который Росляков устроил в столовой. Во-вторых, он не был дилетантом.
Версию о том, что боевую подготовку Росляков прошел в «Артеке», официально опровергло руководство лагеря в Гурзуфе (у мамы Влада просто не хватило бы средств на путевку. – Ред.). Но в средствах массовой информации есть рассказы о том, что в 8-м классе школы, где учился Росляков, преподаватель ОБЖ организовал для детей стрелковый кружок. Обычно неактивный Влад пополнил его ряды.
Также известно, что перед получением лицензии на оружие Росляков прошел 6-часовой тренинг при симферопольском тире и оттачивал свои навыки на пустыре вблизи своего дома.
Там же, в заброшенном подвале, он вроде бы испытывал самодельные взрывчатки. Информации, которая сегодня есть в Сети, достаточно, чтобы соорудить мощную бомбу из товаров аптеки и строймагазина. Может быть, Владислав тренировался, помня о том, что взрывчатки «колумбайнских стрелков» не взорвались. И хотел не допустить их ошибок.
Не менее жаркие споры идут о том, что восемнадцатилетний подросток не мог сам задумать и организовать такую кровавую акцию. Версия о возможных сообщниках Рослякова не отбрасывается по сей день. Но видео и прочие моменты указывают пока на то, что у Владислава не было кураторов.
— Подростки могут совершить поступки, о которых мы даже не можем догадываться. Этот возраст — адская смесь из амбиций, желаний, стремлений, обид, недовольств и гормонов, — отмечает психолог Ольга Ковальская. – Все это чаще всего перекисает, перегорает. Однако вот тот уникальный случай, когда взорвалось.
Владиславу не была по душе учеба в колледже, он плохо отзывался о преподавателях. После расстрела мама одной ученицы сделала предположение, что основной мишенью Рослякова должна была стать директор колледжа, уехавшая с работы незадолго до взрыва. Массовый расстрел – это как бы злость на то, что он упустил «мишень».
Но действия Рослякова свидетельствуют о том, что он не выбирал жертв специально. От пули погиб даже учитель информатики Александр Моисеенко – единственный из преподавателей, который искал путь к сердцу Влада.
Еще один довод приверженцев версии о том, что убийца не был один, заключается в «цене вопроса». На приобретение ружья, патронов, оплату тренинга по стрельбе и лицензии потребовалось не меньше пятидесяти тысяч рублей. У Владислава не было заработка, да он и не стремился к нему. А у мамы не хватало средств даже на оплату коммуналки.
После трагедии бабушка Владислава спохватилась, что пропали 20 тысяч рублей, которые она откладывала на смерть. Также парень мог взять ссуду в точках «быстрые деньги», который в Керчи так же много, как и в остальных городах. Ему исполнилось восемнадцать лет, его считали взрослым.
Выходя на страшную «охоту», Владислав удалил не только аккаунты в социальных сетях. Он сжег свои вещи, не оставив в доме практически ничего, и семейные снимки. За ними он намеренно заходил к бабушке, прихватив заодно и ее сбережения.
На том же пустыре, где учился стрелять и испытывал взрывчатки, Росляков сжег одежду, оставшиеся с детства безделушки и любимый компьютер. Как бы перешел точку возврата.
— Думаю, подросток хотел уничтожить память о себе прошлом и оставить о «настоящем». Знаете, в наше время культивируется грубая мужская сила: сверхчеловек идет с ружьем и убивает всех вокруг, — отмечает психолог Ольга Гришаева. — У таких героев не существует прошлого, они появляются как бы ниоткуда. И будущего нет – никто не показывает его будущее ни в кинобоевиках, ни тем более в компьютерных играх.
Вот таким сверхчеловеком, как считает психолог, мог возомнить себя и Росляков из Керчи. Однако это тоже всего лишь одна из догадок.
С 24 сентября в Керченском политехническом колледже начинаются занятия, которые были приостановлены из-за произошедшего. Студентов из центрального здания переведут учиться в другой корпус, охрану хотят усилить.
Главный корпус по-прежнему оцеплен сотрудниками полиции, продолжают работать следователи. Когда они соберут всю необходимую информацию, в здании сделают ремонт и обследуют его конструкции на прочность после взрыва.