Вадим Лукомский хвалит звезду «Тоттенхэма».
Мы несколько раз подробно раскрывали эволюцию Харри Кейна. Вот большой материал про связку с Соном, которая в итоге помогла ему стать лучшим ассистентом прошлого сезона АПЛ. А здесь – про то, как Гарет Саутгейт еще в молодежной сборной разглядел в Харри задатки плеймейкера.
В прошлом сезоне в «Тоттенхэме» Кейн не играл ложную девятку на постоянной основе (хоть и часто пользовался ключевым приемом этой концепции). В некоторых матчах Харри был уместнее как чистый нападающий, иногда мешал слишком контратакующий стиль команды (в нем тоже есть место разрезающим передачам, но это уже не движение ложной девятки).
В общем, пока рано финализировать Харри в образе ложного форварда, но он стремительно развивается в этом направлении. Матч против Дании – отличный пример.
Прежде всего, важно не запутаться в определениях. Ложная девятка – это игрок, который стартует на позиции нападающего, а потом опускается в полузащиту, вынуждая тем самым центрального защитника путаться при передаче страховки. Возникает один из трех сценариев:
• центральный защитник идет за игроком до упора и создает разрыв линии защиты;
• центральный защитник остается в линии, а ложную девятку на себя берет кто-то из опорников, но тогда в полузащите атакующей команды появляется другой свободный игрок – тот, кого бросил опорник;
• из-за нехватки согласованности ложную девятку после отхода в полузащиту никто не опекает – и свободным становится именно опустившийся в опорную игрок.
При условии, что этот игрок достаточно опасен между линиями, описанный сценарии становится выбором из трех зол. Хорошего сценария просто нет. Еще один необходимый элемент концепции ложной девятки – открывания вингеров за спину защитников под пас вразрез. Без таких открываний в описанном движении не будет смысла – ложная девятка лишается вариантов для обострения.
Ложной девяткой часто называют любого полузащитника или вингера, которого поставили на один матч в атаку. Это не совсем верно. Как видите, это именно комплекс движений, а не просто смена позиции одного игрока. Часто появление полузащитника на месте форварда действительно означает желание использовать концепцию ложной девятки, но это не аксиома.
Следовательно, возможна и обратная ситуация: чистый нападающий в конкретном матче двигается описанным образом – и становится ложной девяткой. Именно так эпизодически делает Кейн в «Тоттенхэме». Именно так он действовал всю встречу против Дании.
Первый гол англичан – это идеальное пример того, как работает концепция. Его правда можно заносить в тактические учебники – и с точки зрения исполнения, и с точки зрения замысла.
Харри Кейн опустился в опорную зону, Кьер не пошел за ним до упора, а никто из опорников еще не успел принять:
Скриншоты сделаны в InStatScout
Кейн блестяще словил этот момент неопределенности и исполнил потрясающий пас в штрафную, а Сака и Стерлинг отреагировали на его движение опускание рывками за спину защитника:
Игра через момент неопределенности при передаче ложной девятки от защитника к опорнику – лишь один из типов преимуществ, которые может получать команда. Кейн вчера создавал и эпизоды другого типа. То, как по-разному против него действовали в разных эпизодах, лишь подчеркивает неготовность сборной Дании к такому сценарию.
Здесь Харри опустился до своей половины поля и выманил за собой Кьера:
Из-за пассивности сборной Англии при продвижении мяча извлечь из этого ничего не получилось, но Кейн свою работу сделал.
Тут отход Харри в центр поля отвлек на себя Дилэйни (Кьер передал, а не пошел до упора). Стоунз, которого собирался прессинговать Дилэйни, получил больше времени на мяче:
Увы, снова использовать преимущество не получилось. Англия все еще играла в своем полном перестраховок при игре в пас стиле, поэтому движение Кейна (даже своевременное и эффективное) использовалось партнерами только на 30-40%.
Тут опускание Кейна (Кьер снова не пошел) – организовало ситуацию 3-в-2 в центре поля. Без Кейна Хейбьерг и Дилэйни спокойно контролировали бы Райса и Филлипса. Сейчас же Дилэйни разрывается между Кейном и Филлипсом:
Харри получил мяч и развернулся. Филлипс полностью свободен в опорной Дании – это свобода родилась именно из действий Харри:
В ключевой момент, когда Англия впервые на турнире пропустила первой, именно этот прием был постоянным источником угрозы – и поставил Данию в тупик. Мы получили своего рода тизер того, какой могла бы быть Англия в атаке, если бы она действительно стремилась атаковать, а не сушить рисунок каждого матча, в котором участвует.
На самом деле вопрос уместно формулировать так: почему великолепный Кейн не проявился на Евро-2020 в роли ложной девятки раньше? В первых матчах Англии было очень много неэффективных опусканий Харри. Такое движение не понимали – и даже критиковали его за то, что бросает штрафную.
Здесь есть несколько факторов. Главный – конечно, это упомянутый выше стиль перестраховочной игры в пас. Движение Харри создает потенциальные варианты для хаоса, но Англия сама гасит остроту ситуации парой следующих передач.
Побочный фактор – наполнение атакующей четверки. Далеко не всегда оно было оптимальным для создания Кейну вариантов. Из прошлых матчей эффективнее всего получалось создавать варианты в первом тайме против Чехии (отчасти из-за высокой обороны чехов). Там тоже в старте вместе с Харри вышли Сака и Стерлинг.
Для работы концепции важно наличие минимум двух таких игроков – они классно читают движение Харри, вовремя открываются за спину защитников. Плюс есть Маунт в качестве дополнительного источника рывков. Все это сильно помогает Харри раскрываться в образе ложного нападающего.
Пока это лишь наброски, а не полностью работающий атакующий механизм, но потенциал захватывает. К сожалению, Англия продолжает играть в низовой футбол – приоритетная задача нейтрализовать приемы соперника и убивать отрезки матчи бесцельным владением с поперечными пасами. Без скандального судейского решения могли поплатиться за это уже вчера (хотя объективно в низовом рисунке имела больше шансов, чем соперник).
Эта команда сковывает Харри Кейна, но он все равно ее выручает.
Англия в большом финале впервые с ЧМ-1966! Их счастье безгранично