Сыгравший его Александр Фатюшин болел за «Спартак» и дружил с Романцевым.
Фильм «Москва слезам не верит» в этом году отмечает 40-летие: его впервые показали в кинотеатре еще в конце 1979-го, а 11 февраля 1980 года по центральному телевидению увидел весь Союз. Впечатлились даже члены американской киноакадемии – и присудили «Оскар» как лучшему иностранному фильму в 81-м.
На родине кино стало культовым – и остается до сих пор: его крутят на главных каналах страны минимум три раза в год (в новогодние праздники, майские и ближе к 8 марта), цитаты из «Москвы» давно ушли в народ, а сыгравших там актеров больше знают по их киноименам, чем по реальным.
Слабовольный Гурин – символ хоккеистов
Основной сюжет закручен на Екатерине Тихомировой, а со второй серии и на Георгии Ивановиче (он же Гога, он же Гоша, он же Жора, он же Гора, он же Юрий). Остальные персонажи – второго плана, но зрители полюбили их не меньше главных героев. Даже хоккеиста Сергея Гурина: спившийся бывший муж Людмилы, который встал на путь исправления, неожиданно стал своим для реальных спортсменов.
«Все хоккеисты любили Сашу (Александра Фатюшина – Sports.ru) за роль Гурина, очень уж хорошо он сыграл одного из нас, – вспоминал Вячеслав Фетисов, друг актера, в интервью fakty.ua. – Хотя вот ведь что удивительно: роль, прямо скажем, не самая героическая, Гурин – человек слабовольный, не может отказать тем, кто хочет с ним выпить, в результате оказывается на обочине жизни».
В советское время хватало фильмов о спорте – и о хоккее в том числе. Например, «Хоккеисты» с Николаем Рыбниковым и Георгием Жженовым или «Жребий» с не менее звездным составом (Кваша, Гафт). Гурин же в «Москва слезам не верит» был лишь номинально спортсменом: не выходил на лед, не надевал амуницию – зрителям просто представили его за столом у Тихомировых как молодого талантливого игрока. Но признанию это не помешало.
«Ребята единогласно выбрали своим символом именно Гурина, – продолжает Фетисов. – Тут, я думаю, огромная заслуга Саши как актера. Он смог сделать своего беспутного героя таким обаятельным, что перед ним просто невозможно было устоять. Казался настолько своим, особенно для нашего брата-хоккеиста, что каждый был уверен: он знает этого человека много лет».
Образ Гурина настолько вписался в сознание простых зрителей, что его часто путали с реальными игроками: брали автографы, считая, что это хоккеист, или подходили в транспорте и называли Фетисовым.
Гурин должен был играть против шведов и окончательно спиться
Такая любовь к персонажу забавна, особенно если вспомнить, как часто Александр Фатюшин вообще появлялся в двухсерийном фильме:
• на эскалаторе и в вагоне метро (6 реплик);
• на приеме у «сестер Тихомировых» (8 реплик за столом, 1 – в танце);
• в гостях у Людмилы (10 реплик);
• с коляской на выписке дочки Катерины (11 реплик);
• на пороге квартиры Людмилы (9 реплик);
• в пивнухе (4 реплики);
• на даче у родителей Николая (7 реплик при появлении, 2 реплики за столом с Анной Никитичной).
Но этих сцен вообще могло не быть: в изначальном сценарии Валентина Черных Сергей Гурин не появлялся в кадре, о нем только упоминали в разговорах – полноценным героем фильма его сделал режиссер Владимир Меньшов, взявшийся переписывать текст (сам Черных наотрез отказался). Благодаря Меньшову, который работал над сценарием полтора года, в сюжете произошли значительные перестановки: помимо Гурина, изменилась профессия у Гоши, появились клуб знакомств и фестиваль французского кино, где героини встречают «молодого» Смоктуновского, вместо КВН снимали «Голубой огонек» – и еще много деталей, превративших фильм в двухсерийный.
В итоге отснятого материала хватило бы и на три части, но это был уже перебор – при монтаже фильм стал на час короче. Сократили и сцены хоккеиста.
«Жаль, что многое не вошло потом в окончательный вариант, – вспоминал Александр Фатюшин. – Например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, а мой Гурин стал героем этой встречи.
Но мне куда больше жаль последней вырезанной сцены. Когда все собрались на даче, Гурин вроде завязал, собрался на тренерскую работу… Девки сидят на завалинке, поют. И тут должен был снова появиться Гурин: галстук набок, рубашка выворочена, с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!».
Госкино запретило эту сцену с формулировкой «Нет, завязал – так завязал». По мнению чиновников, игрок сборной СССР не мог так опуститься.
В фильме были сцены счастливой жизни Сергея и Людмилы, хотя о них никогда и не упоминали. Но с учетом того, что в ленте есть 20-летний прыжок во времени, после которого хоккеист уже спивается, такие эпизоды и правда лишние.
Гурин – собирательный образ, у него нет прототипа
В фильме нам не показывают Гурина-хоккеиста, но в целом можно составить его приблизительную биографию – за счет фраз самого героя и других персонажей:
• он не москвич, как и главные героини фильма («Ведь это Москва» – «А вы что, не москвич?» – «Не, теперь почти что»; «Уезжаю в свой город, они меня давно зовут»);
• он играет в московском клубе, но не за ЦСКА («Директор магазина сам на склад сгонял, хотя за ЦСК МО болеет»). Вариантов хватает: «Динамо», «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак»;
• он вызывался в сборную еще до переезда в Москву и считался талантливым игроком («Мы будем гордиться, что сидим за одним столом с самим Гуриным. Да что вы скромничаете? Я же читал, что о вас шведы писали. Вы что, теперь в Москве?»);
• он действительно звездный игрок («Я предлагаю выпить за великого хоккеиста Гурина», «Ну при чем тут знаменитость? «Знаменитость», «знаменитость»… Тренер тоже мне все: «Знаменитость, знаменитость», «Простите, вы Гурин? Сергей?»);
• Гурин выигрывал крупные турниры со сборной СССР – чемпионаты мира, а может и Олимпиады (в пивнухе он показывает значок заслуженного мастера спорта СССР и удостоверение);
• Гурин начал спиваться не сразу после рождения Александры, где впервые выпил со всеми – он еще поиграл в сборной и за клуб («Забыла ты, сколько я тебе привозил? Как я шмотками тебя вот этими вот заваливал?!»);
• Гурин развелся с женой за 7 лет до событий второй серии – это приблизительно 1972 год («Гурин, прекрати сюда таскаться. Уже семь лет как разошлись – все никак дорогу не забудешь»);
• проблемы с алкоголем обострились за несколько лет до расставания – вероятно, Гурин уже не был действующим игроком («Я сама так долго думала: сколько я его по врачам таскала, сколько просила, сколько слез пролила – а, все без пользы»). Возможно, хоккеист и начал пить из-за окончания спортивной карьеры.
Долгое время шли споры о реальном прототипе Гурина – называли Виктора Блинова, Виктора Полупанова, Валентина Гуреева, Алексея Гурышева и многих других хоккеистов, но точного сходства Гурина нет ни с одним – не совпадают по времени (судя по фильму, Сергея забрали в Москву в 1958-м). Карьера Гурина схожа с карьерой нападающего ЦСКА Александра Альметова («Я и сам не заметил, как стал свадебным генералом», – говорил спортсмен), но герой фильма был провинциалом, а Альметов с детских лет жил в Москве. По той же причине его прототипом нельзя назвать и футболиста Валерия Воронина, которого включили в символическую сборную ЧМ-1962 (но тут еще и вид спорта другой) – хотя байки о его похождениях по пивным схожи с кадрами из «Москвы», и с женой он тоже развелся.
Создатели фильма уверяли, что Гурин – это не конкретный игрок, да и сам Фатюшин признавался: «Какого-то прототипа у моего героя не было, это собирательный образ. Сколько было спортсменов, которые после окончания спортивной карьеры оказывались у разбитого корыта, без работы».
Если вы поищете в интернете, то наткнетесь на фанатские теории, почему же Гурин в итоге спился. Обычно подобные разборы популярны, когда речь идет о современном кино – типа кинокомиксов «Марвел». Но «Москва слезам не верит» отмечает 40-летие – и судьба героев до сих пор волнует зрителей.
Александр Фатюшин болел за «Спартак» и умер после одного из матчей
«Большинству хоккеистов фильм очень понравился, – вспоминал Александр Фатюшин. – Игроки сборной ко мне подходили, говорили: «Сань, попал в точку». Я же со многими ребятами дружил, особенно из знаменитой ларионовской пятерки. Дома у них бывал, и они у меня гостили».
Фатюшина считали своим – не только из-за роли в «Москва слезам не верит», просто он всегда был среди группы звездных болельщиков: поддерживал с другими актерами и футбольную, и хоккейную сборные на важных матчах – в том числе и за границей. В сборной СССР шутили, что в случае чего на лед выйдет Сергей Гурин. После победы на Олимпиаде в Калгари хоккеисты подарили актеру клюшку с автографами всей команды.
«В субботу матч в час дня – смотрю, он на трибуне. А вечером я у него на спектакле. Саша для меня как отдушина был. Его любимый фокус – во время спектакля так твою фамилию вставить, чтоб ты вздрогнул от неожиданности», – рассказывал Александр Кожевников «Спорт-Экспрессу».
Фатюшин дружил и с Вячеславом Фетисовым: когда его не хотели отпускать в НХЛ, актер был среди тех, кто открыто за него вступился. После переезда Фетисова в Нью-Джерси друзья продолжали изредка встречаться – например, во время гастролей труппы Александра Фатюшина в США. Но в Америке у актера случались и более неожиданные встречи:
«Ко мне подошел Майкл Кристофер, автор сценария «Иствикских ведьм» и пригласил в гости к себе домой. Мы отправились всей командой: я, Ира Печерникова, Бочкарев, саксофонист Козлов и в качестве переводчицы Лада Фетисова, жена знаменитого хоккеиста. Майкл долго извинялся, что принимает нас в скромном доме… с балюстрадами, бассейном и пальмами, говорил, что, мол, вот вы – «Оскар», должно быть, живете по-настоящему в шикарном жилище! На что я ему отвечаю: «Нет, я живу в однокомнатной квартире». И бедная Лада сорок минут пыталась перевести, что значит «однокомнатная квартира». Он никак не мог понять, как это: обедать на кухне, принимать гостей на кухне, работать над ролью на кухне, просматривать кинофильмы тоже на кухне. Он хватался за голову и восклицал: «Но вы же «Оскар»!» – вспоминал Фатюшин.
Артист любил хоккей и с уважением относился к ЦСКА, но все знали, что главная страсть – футбольный «Спартак». Его считали талисманом клуба, а сам он хвалился, что на матчи его зовет лично Романцев (и брал его в чартеры с футболистами) и команда только выигрывает, когда Фатюшин на трибунах. Он был настолько близок со «Спартаком», что даже стал свидетелем на свадьбе Рената Дасаева, пропустив премьеру собственного спектакля и нарвавшись на скандал.
Забавно, что вратарь и актер познакомились в трамвае. «Удивительный случай. Фатюшин сам подошел: «Как там «Спартак»? Я понятия не имел, что за мужик. Думал, обычный болельщик», – рассказывал Дасаев «Спорт-Экспрессу».
Фатюшин не только болел, но и сам играл в футбол. В детстве занимался в футбольной школе Рязани – и его навыков хватало, чтобы быть основным нападающим команды театра, а потом и актерской сборной Москвы.
Но у Фатюшина были схожие с Гуриным проблемы: в любой компании он был своим – и в итоге пристрастился к алкоголю. Правда, не до такой степени, чтобы рушить семейную жизнь – в 1986 году он женился на актрисе Елене Мольченко, с которой и прожил до своего последнего дня.
Александр Фатюшин умер в 52 года в своей московской квартире из-за сердечной недостаточности, вызванной осложнением после воспаления легких. По легенде, он сел посмотреть матч ЦСКА – «Спартак» (3:2, 6 апреля 2003-го) и больше не встал. На самом деле смерть наступила за пару часов до поражения любимой команды.
На Востряковском кладбище стоит памятник Фатюшину – деньги на него собирали друзья, среди которых было много известных спортсменов.
* * *
«В фильме «Москва слезам не верит», помните, его герой у моей героини последние три рубля выпросил на бутылку, – вспоминала Ирина Муравьева. – А через 20 лет после выхода фильма он мне подарок сделал: нашел «трешку» той, старой купюрой, запечатал в конверт и передал со словами: «Вот, я тебе с тех пор должен!» Эта «трешка» у меня и сейчас хранится».