В позапрошлом году Первый канал сделал попытку гальванизировать труп «голубого огонька», осторожно разбавив армию старожилов эстрады молодыми артистами. Решили пойти по сюжету «Легенды о мертвом солдате» Брехта: кто не помнит, солдата достали из могилы, одели в форму и поставили в строй («Два санитара шагали за ним. Зорко следили они: как бы мертвец не рассыпался в прах — Боже сохрани!»).
В прошлом году канал пошел еще дальше: призвал на помощь весь топ-лист iTunes, Youtube, «ВКонтакте», «Яндекс. Музыки» и выдал грандиозную… имитацию актуальности.
Шоу «Голубой Ургант» (спецвыпуск «Вечернего Урганта») начиналось за здравие. Во-первых, 30 декабря — за сутки до главных новогодних передач. Во-вторых, выступать позвали не только Монеточку, которую на Первом видят все время, но и «фрешменов» — молодых звезд музыки, некоторые из которых засверкали только в 2018 году: рэперы Big Baby Tape (Егор Ракитин из Москвы) и GONE.Fludd (Александр Смирнов из Мурманска), к примеру. О них-то зрители канала точно ничего не слышали! Вроде бы было крутой заявкой на победу. Огонек с огоньком!
На выходе вышел суррогат, заигрывание с молодой аудиторией с оглядкой на консервативное ядро. Отсутствовали смелые режиссерские решения, переосмысленная концепция, драйв или мат с субтитрами. Не поймут ведь. Был все тот же скучный «голубой огонек» на Шаболовке, который вроде бы решили постебать.
Иезуитский посыл торчит селедкой из-под шубы: воспринимать всерьез это не нужно, и в тоже время вы, конечно, посмотрите, а вдруг придется по душе? Однако это был не стеб, не постмодерн, не сеанс с полным разоблачением. Это было бизнес решение, попытка подманить новых зрителей зачерствевшим пряником, политым дерзким вареньем.
Однако умная молодая аудитория такого не прощает: концерт сразу же подняли на смех, а фрешменов — на вилы: в Сети всплыли старые твиты участника «Голубого Урганта», рэпера Boulevard Depo (Артем Шатохин из Уфы), где он призывал пристрелить его, если хоть раз выступит на корпоративах или «новогодних куражах». Его земляк, рэпер Face (Иван Дремин) отметил, что они не для того прокладывали себе «путь в интернет», чтобы «освежать Камеди Клаб и Ургантов».
«Это интернет необходим телевизору, а не наоборот. Пацаны и дамы, не дайте себя использовать».
Если все эти имена для вас ничего не значат, это нормально. Для вас имела место быть другая приманка. Фрешмены пели в «Голубом Урганте» поп-хиты девяностых: «Новогодняя» песня от «Блестящих», «Ничего не говори» от «Рок-островов», «Любимая моя» от Вячеслава Быкова, «Одинокий голубь» от Яны и так далее. Но почему девяностые? Это ж концерт молодых. Не все из них еще появились на свет в девяностые, их переживания и рефлексии не связаны с этим «романтическим» временем никак. А очень просто.
Логика продюсеров здесь такая: Монеточка выпустила в прошлом году фальш-ностальгический альбом по 90-м «Раскраски для взрослых», группа Little Big сделала рэйв-кавер с коллегами из «Руки вверх», зажигавшими двадцать лет назад. Так и мы сможем на телеке! Народу придется по душе.
К сожалению, нет. Так это не работает. Те, кто слушают заявленную молодежь, в девяностые тоже еще не родились, им не по чему ностальгировать. Трудно себе представить подростков, зависающих на вписке под песни из «Голубого Урганта». Потому репертуар концерта был расчетливо направлен на аудиторию тридцати-сорока-летних.
Однако спящую красавицу должен был вернуть к жизни принц, а не пародия на него. Все, кто поднимается на верхние строчки в топ хит-парадов в короткие сроки, делают это из кайфа, любви к музыке, жажды риска и желания проявить себя, передать свое мироощущение, доказать миру нужность.
Нельзя взять просто так и воспроизвести популярность влогера из Youtube, делающего обзор шаурмы. За этим скрывается особая, неповторимая, иррациональная магия. Именно по этой причине малодушная попытка Первого усидеть на двух стульях и провалилась. Попытка натянуть на пенсионера молодежные хипстерские штаны-дудочки — это и странно, и не интересно.
Наиболее очевидный показатель — реакция тех, кто слушает эту самую новую волну. Концерт был до такой степени стебным, что никто и не понял, что это стеб. Молодая аудитория восприняла это как абсолютный зашквар (позорище).
Или даже кринж — от английского глагола cringe: «коробит», «передергивает», «мутит» — когда стыдно за поведение другого человека. Все это смахивало на плохой анекдот, смысл которого нужно объяснять. Хуже не придумаешь. Ужаснее всего, что молодые артисты еще и здорово подставились: если совсем недавно они были главной надеждой в битве с «голубыми огоньками», то теперь сами заразились вирусом шабаша на Шаболовке.
А что случилось 1 января? Карета превратилась в тыкву, все стало так как прежде. Бессмертная Лобода, «Новогодняя ночь на Первом». Снова тяжелая артиллерия с робкими вкраплениями безликой «молодежи» типа Юлианны Карауловой и Дины Гариповой. Даже София Ротару была, которая в РФ сейчас не ездок — просто показали старый номер. И Алла Борисовна с прошлогодней песней в майбахе — а почему бы и нет?
Все под фанограму. Москва предстала в вырвиглазной, практически комиксовой цветокоррекции. Дорого, богато, шикарно. И уныло. Малышева с Ургантом шутили про ректальную свечу, а ненавязчивая реклама авиакомпании в виде поющей Елки практически не отвлекала от праздника.
Пластмассовый мир опять взял вверх, макет оказался сильней. Оживлять, освежать «новогодний формат» уже нет никакого смысла. Логичное окончание года: на «России 1» Бузова флиртует с Петросяном, на Первом поют артисты, о которых Ивану Урганту пару недель назад до съемок сообщил Александр Гудков, на ТВЦ пережевывает салат оливье Анна Семенович в норковой накидке.
Новый год, который мы заслужили.
Напоследок несколько строчек из нового хита Ольги Бузовой. Всех с наступившим!
«Когда волной накрывает боль
Уже не действует алкоголь.
Когда готов все послать к ***ям (чертям),
Выключи мозг и делай так, как я.
Танцуй под Бузову, под эту легкую музыку
Тряси своими арбузами, танцуй под Бузову.
Танцуй под Бузову, под эту светлую музыку
Пускай завидуют лузеры — танцуй под Бузову».