11 ноября пассажиры рейса «Победы» Москва – Екатеринбург прилетели на место назначения с 20-минутным опозданием из-за вот таких виражей над Нефтекамском.
Авиакомпания в тот же день отреагировала коротким комментарием представителя: «Мы не знаем, что именно могло померещиться в траектории полета нашего самолета, но, возможно, что капитаны «Победы» так выразили поддержку капитану сборной Артему Дзюбе и показали свое отношение к его травле».
Больше компания на этот счет не высказывалась, а Росавиация обозначила маневры как «авиационный инцидент» и начала расследование. Его итог – 23-страничный документ с детальнейшим описанием истории полета. Публикуем главное.
В 11:34 экипаж «Боинга 737-800» обратился к диспетчеру с просьбой разрешить несколько виражей, чтобы «проверить радионавигационные средства». Вот как выглядит просьба нарисовать в небе член в переводе на авиационный: «Самара-контроль, добрый день, Победа-407, подходим к точке SURUL (название навигационной точки), далее NOGRI, эшелон 350 (35 000 футов), и нам необходимо проверить навигационные средства, в том числе инерциальную систему над точкой NOGRI, необходимо выполнить виражи с выходом на ЛЗП, э… три зоны ожидания с двухминутным интервалом, также над точкой NOGRI, с курсом 77, не могли бы согласовать?»
Над районом виражей в этот момент проходил маршрут еще минимум четырех самолетов, в том числе и рейса «Аэрофлота». Но так как «Боинг» планировал развороты на другой высоте, диспетчер все разрешил без особых вопросов.
Росавиация обратила внимание на виражи только после того, как история разлетелась в медиа. Именно тогда она запросила объяснительную от пилотов. Так как командир был в отпуске, за всех отчитался второй пилот. Вот выдержка из отчета.
Если коротко: он объяснил, что на навигационных дисплеях периодически появлялись ошибки, и экипаж маневрами решил проверить, все ли в порядке.
Но есть важный нюанс: бортовой регистратор не зафиксировал никаких отказов. Именно поэтому Росавиация уверена, что самолет был в порядке. Более того: по мнению специалистов, проводивших расследование, нет таких инструкций, которые бы рекомендовали подобные виражи при отказе навигационного оборудования.
Установить, что говорили пилоты между собой в этот момент, уже невозможно. Информация на речевом самописце просто затерлась к моменту расследования, ведь «Боинг» продолжал полеты.
«Победа» пыталась нарисовать что-то подобное на рейсе в Петербург. Экипаж обрадовался запрету от диспетчера
За день до того самого рейса в Екатеринбург в орган организации воздушного движения пришел необычный план полета вечернего рейса «Победы» Внуково – Пулково. Он предусматривал отклонение от трассы и странные маневры над навигационной точкой «БРОДА».
Уже в полете экипаж «Победы» напомнил диспетчерам об этом отклонений от стандартного маршрута со словами: «У нас компания сегодня требует».
Через несколько минут диспетчер запретил маневры. Вот полная стенограмма переговоров в этот момент.
Компания позже в разговоре с центром организации воздушного движения объяснила маневры «тренировкой по сливу топлива». Примечательно, что Боинги 737, которые эксплуатирует «Победа», не оборудованы системой слива топлива.
Чтобы разгадать ребус, подключились даже боссы российской авиации. Гендиректор «Госкорпорации по Организации воздушного движения» Игорь Моисеенко связался с гендиректором «Победы» Андреем Калмыковым, который заявил: «Таким образом летный состав авиакомпании захотел оказать поддержку капитану «Зенита» Дзюбе».
Но из переговоров пилотов следует, что как минимум один экипаж «Победы» явно не хотел выполнять это задание.
Это было правда опасно?
Вывод Росавиации простыми словами: «Победа» создала косвенную угрозу безопасности полета. Например, безосновательно повысила нагрузку на диспетчера, и если бы с другим самолетом произошла чрезвычайная ситуация, то эти виражи бы все осложнили. Компания продемонстрировала пренебрежение к культуре безопасности полетов дезинформацией и ложными докладами, которые не подтвердил анализ самописцев.
И еще важный бизнес-момент: «Победа» строит деятельность по модели британского лоукостера Ryanair. Основа стратегии: тотальная экономия на всем (кроме безопасности). Это отражено во всех внутренних процедурах компании. Например, стоянка самолета в промежуточных аэропортах должна составлять 25 минут (обычно около 50-60 минут), чтобы максимально эффективно использовать «Боинги» и не тратить лишнее время. И сжигание топлива лишние 20 минут бессмысленными виражами явно противоречит этой стратегии.
Кого-то накажут?
Из отчета следует, что Росавиации нет инструментов наказания. Она порекомендовала «Аэрофлоту» («Победа» – дочка «Аэрофлота») проверить гендиректора лоукостера на соответствие занимаемой должности и передала выводы из отчета в правоохранительные органы для «применения мер в отношении персонала компании».