Имя Билла Брэдли в первую очередь ассоциируются с американской политикой. Все-таки он 18 лет был сенатором США от штата Нью-Джерси, а также участвовал в президентских выборах США в 2000 году.
В меньшей степени его знают по карьере баскетболиста. А если и знают, то упоминают в основном 10 лет выступлений в НБА, два титула с «Никс», золотые медали Олимпийских игр 1964 года и членство в Зале славы. Мало кто вспоминает, что Билл Брэдли успешно играл в Европе за «Милан» и принес этой команде первый в истории титул чемпиона Кубок европейских чемпионов (сейчас этот турнир называется Евролига).
Билл Брэдли с самого раннего возраста привык к успеху.
В четвертом классе он всерьез увлекся баскетболом. Парень проводил на площадке по три с половиной часа каждый день после школы и уже к старшей школе был звездой национального уровня. За время учебы он набрал впечатляющие 3068 очков. Его дважды включали в символическую сборную США среди школьников.
Одновременно он прилежно учился. Высокие оценки по школьным предметам отлично дополняли успехи на баскетбольной площадке. После выпуска к нему проявляли интерес 75 колледжей.
Брэдли выбрал Принстонский университет, хотя колледжи Лиги плюща не предоставляли спортивные стипендии.
Это решение принято неспроста. Сначала Брэдли собирался в легендарный университет Дьюка со славными баскетбольными традициями, но передумал летом 1961 года, когда сломал ногу во время игры в бейсбол. Он держал в уме вариант, при котором его карьера в баскетболе сложится не лучшим образом, поэтому предпочел именно престижный с точки зрения классического высшего образования Принстон.
В университете Брэдли вырос до игрока национального уровня, трижды включался в сборную сезона NCAA, а в 1965 году был признан лучшим игроком года и получил приз имени Джеймса Салливана, присуждаемый Союзом любительского спорта лучшему спортсмену года. Впервые эта награда досталась баскетболисту. В последнем сезоне в Принстоне в качестве капитана команды он вывел команду в «Финал четырех» NCAA. Принстон проиграл в полуфинале, но в матче за третье место Брэдли набрал 58 очков и был признан MVP турнира, несмотря на поражение.
До выпуска из колледжа в 1964 году Брэдли также был капитаном баскетбольной сборной США, которая завоевала золотые медали на Олимпийских играх в Токио, победив в финале СССР (73:59). В финале Брэдли набрал 10 очков и стал третьим по результативности в команде.
За четыре года в Принстоне Брэдли набрал 2503 очка – в среднем 30,2 очка за игру, установил несколько рекордов NCAA, четырежды приводил университет к победе в чемпионате Лиги плюща. Он окончил колледж со степенью бакалавра американской истории и получил престижную стипендию Родса для продолжения обучения в Ворчестерском колледже Оксфордского университета, где изучал политику, философию, экономику и получил степень магистра.
Все аналитики считали, что Брэдли готов играть в НБА сразу после Принстона. Но в первую очередь Билл хотел получить качественное образование. Именно поэтому он отправился в Европу. Именно там во время учебы в Оксфорде Брэдли один сезон на профессиональном уровне отыграл в Италии за «Милан».
Итальянцы предложили ему выгоднейшие условия, которые в современном мире попросту невозможны.
Брэдли мог играть только в Евролиге. Он даже не тренировался с командой разве что считанные разы на утренних тренировках перед игрой, когда расписание учебы в Оксфорде позволяло найти дополнительное время для занятий с одноклубниками перед важной игрой. Он получал 1000 долларов за игру, а «Милан» покрывал транспортные расходы и позволял присоединяться к команде за день до матча. Сотрудник «Милана» встречал Брэдли в аэропорту и доставлял в расположение клуба. Вполне резонно, учитывая масштаб Билла Брэдли как игрока: в то время Билла сравнивали с Оскаром Робертсоном.
Сам Брэдли на первое место ставил именно учебу в Оксфорде, но выступление за «Милан» стало отличной дополнительной опцией европейского этапа жизни будущего сенатора.
«Я встретился с главным тренером «Милана» Чезаре Рубини и президентами Адольфо Богончелли и Рики Пагани в Будапеште на Универсиаде 1965 года. Они подошли ко мне и спросили, хочу ли я играть за их команду. Они мне понравились с первого момента встречи. Я действительно хотел провести некоторое время в Италии, чтобы узнать больше об этой стране и ее богатой культуре.
Год в «Милане» – очень важный этап моей жизни. Я был легионером. Изначально от меня требовали проводить только два матча в месяц: я приезжал из Оксфорда, где, к сожалению, не было нормальной баскетбольной площадки. Из-за отсутствия тренажерного зала в Оксфорде у меня был лишний вес», — приводит воспоминания Брэдли olimpiamilano.com.
На самом деле Брэдли не особо нуждался в этих тренировках: в его действиях на площадке никто не мог заметить отсутствия химии с товарищами по команде. Брэдли стал ходячей машиной по набору очков. Например, на групповом этапе в матче против «Расинга» (Антверпен) он набрал 43 очка в Бельгии и 33 дома, немецкому «Гиссену» настрелял 64 очка за две игры. А израильскому «Хапоэлю» (Иерусалим) – 51. Его вклад в чемпионство огромен.
Капитан «Милана» в сезоне-1965/66 Джанфранко Пьери следующим образом характеризует Билла:
«До сих пор помню нашу первую встречу. Это случилось на Олимпиаде 1964 года в Токио. Наш тренер Чезаре Рубини уже тогда хотел подписать Брэдли. Он велел мне поговорить с ним. Мы немного пообщались и обменялись парой сувениров. Два года спустя мы стали одноклубниками в «Милане» – я как капитан, а Билл как звезда Евролиги. В то время он учился в Оксфорде, но каждый приезжал в команду на игры Евролиги. Рубини как-то пророчески сказал: «Брэдли – феномен. Он играет как бог. Но при этом он еще получает профильное образование, чтобы в будущем стать президентом США», — цитирует Пьери olimpiamilano.com.
Для начала Брэдли помог «Милану» завоевать первый титул чемпиона Евролиги.
В сезоне-1965/66 впервые в истории проводился «Финал четырех«, который принимали Болонья и Милан. Этот формат просуществовал только два сезона, пока его снова вне вернули в 1988 году (примечательно, что тогда чемпионом снова стал «Милан» во главе с американцами Бобом Макаду и Майком Д’Антони). Экспресс-программа решающей стадии – самое то, когда ты параллельно учишься в Оксфорде.
В 1966 году четверку претендентов на титул сформировали «Милан», «Славия» (Прага), ЦСКА (Москва) и АЕК (Афины). В полуфинале «Милан» обыграл ЦСКА (68:57) во многом благодаря 20 очкам Брэдли, а «Славия» не оставила шансов АЕКу (103:73). ЦСКА еще раз разгромил АЕК (85:62) в матче за 3-е место.
В решающей игре за титул схлестнулись «Милан» и «Славия». Домашняя площадка очень помогла итальянцам — 77:72.
В составе победителей Дуэйн «Скип» Торен набрал 21 очко, Габриэле Вианелло 21, Билл Брэдли на этот раз стал третьим по результативности с 14 баллами.
Брэдли почерпнул для себя кое-что важное из европейского опыта. Предвзятое судейство и фактор домашней площадки – одни из ключевых факторов в баскетболе Старого Света.
«Должен отдать должное тренеру Рубини. Он удержал меня от драки с судьями, когда мы играли в гостях против мадридского «Реала» («Милан» проиграл 66:71 — прим.). Арбитраж был предвзятым. Судьи дали нам много фолов, свистели, даже когда не было контакта. С другой стороны, они позволили «Реалу» совершать явные фолы без каких-либо последствий. Было ясно, что судьи хотели победы «Реала». Полное отсутствие беспристрастности действительно разозлило меня. Мы заслуживали победу, причем могли добыть ее легко. Я уже представлял, как подойду к судьям, но Рубини остановил и успокоил меня. Он сказал на своем ломаном французском (Рубини не знал английского, а Брэдли – итальянского, но оба более-менее объяснялись на французском): «Билл, чего ты ожидал? Один судья из Польши, а другой из Болгарии. «Реал» пригласил их в Мадрид со своими семьями и относился к ним как к королевской семье. Учитывая обстоятельства, чего ты ожидал! Не волнуйся, мы наверстаем упущенное». Тренер Рубини был прав. Мы собрались и вышли в «Финал четырех» (во втором матче дома «Милан» без проблем справился с «Реалом (93:76).
Также узнал о важности фактора домашней площадки в европейских турнирах. На некоторых стадиях здесь учитывается разница очков в двух играх. Мы играли против «Славии» на групповом этапе – выиграли дома «+19», а в Праге уступили «-23». Миланская пресса особенно сильно критиковала меня за то поражение («Славия» опередила «Милан» в группе А как раз за счет разницы по личным встречам при одинаковом количестве побед ). Звучали комментарии в мой адрес вроде «Кто думает, что Брэдли должен приезжать сюда в плохой физической форме. Как он посмел выйти на площадку с лишним весом?». Оглядываясь назад, я должен быть благодарен прессе за резкую критику. Критика побудила меня набрать наилучшую форму. Я сбросил 10 килограммов до финала Евролиги против той же «Славии», причем сбрасывал с опережением графика. Я остаюсь в долгу перед итальянской прессой за то, что она помогла мне сосредоточиться на том, что мне нужно было сделать», — цитирует Брэдли olimpiamilano.com.
Конечно же, особняком в жизни Брэдли стоит работа с Рубини.
«Мои редкие тренировки в «Милане» состояли из бросковых упражнений. У меня было правило: забить 25 раз подряд с пяти разных точек, а затем еще 15 раз кряду с трех других позиций. Не уходил из зала, пока не достиг этих целей. Мне нужен был кто-то, чтобы возвращать мяч после бросков. Ассистент Сандро Гамба добровольно помогал. Сандро знал, что не уйдет домой и не увидит свою жену Стеллу, пока я не закончу занятие! Я смотрел на тренера Рубини, как будто он был моим старшим братом, а Сандро – младшим братом. Сандро не уходил домой, пока я не забил свои броски, поэтому моя цель состояла в том, чтобы сделать ему одолжение и завершить тренировку вовремя, чтобы он успел поужинать с семьей.
У Чезаре Рубини я научился трем вещам.
1) Принимай любое события, не поддаваясь эмоциям и не отвлекаясь на происходящее.
2) Игра не закончена, пока не прозвучит сирена, при этом необходимо смотреть на несколько шагов вперед. Классическим примером является Евролига, где на начальных стадиях успех зависел от суммы двух игр, а не результата одного матча.
3) Можно быть жестким игроком и воином на площадке, но при этом оставаться хорошим человеком», — отмечает Брэдли.
Брэдли провел только один год в «Милане» и сыграл всего лишь в 10 матчах, но прочные связи с клубом сохранил. Он неоднократно приезжал в расположении команды в последние годы.
В 2016 году Брэдли отправил владельцу «Милана» Джорджо Армани и президенту клуба Ливио Проли специальное письмо. В нем он подчеркнул, что важно сохранять приверженность трем жизненным постулатам, которым он научился у Рубини, скончавшегося в 2011 году.
Болельщики «Милана» тоже всегда будут помнить Брэдли, которого признали лучшим легким форвардом итальянского клуба в эпоху до 1990 года, согласно опросу фанатов. Брэдли выбрали 38,3% участников голосования, предпочтя его Рассу Шоэну (28,7%), Ренцо Баривьере (13,3%), Майку Сильвестру (11,7%), Си Джей Купеку и Габриэлю Вианелло.
После «Милана» Брэдли окончил обучение в Оксфорде и отслужил шесть месяцев в ВВС США.
В декабре 1967 года он подписал контракт с «Никс». «Нью-Йорк» выбрал Билла на драфте-1965, использовав право территориального выбора.
Территориальный пик – специальная разновидность выбора на драфте, существовавшая в Баскетбольной ассоциации Америки (БАА) в 1949 году и в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) с 1950 по 1966 год. Его ввели для привлечения болельщиков. Команда имела возможность выбрать вне очереди игрока из близлежащего колледжа. Часто территориальные пики оказывали огромнейшее влияние на историю франшиз и НБА в целом. Например, под территориальным пиком «Филадельфия» выбрала Уилта Чемберлена, «Цинциннати» – Оскара Робертсона, «Лейкерс» – Гейла Гудрича.
Брэдли фигурой вроде Чемберлена или Робертсона не был, но след в истории «Никс» оставил очень даже значимый. В сезоне-1969/1970 он помог «Никс» впервые в истории выиграть титул чемпиона НБА, а в сезоне-1972/1973 – повторить это достижение. Сам он стал первым игроком, который выиграл золотую медаль Олимпийских игр, Евролигу и НБА. В 2000-х это достижение повторил аргентинец Ману Жинобили.
В 1977 году Брэдли завершил карьеру профессионального баскетболиста, решив проявить себя вне спорта.
Образование действительно позволяло Брэдли рассчитывать на хорошие перспективы в политике. В 1978 году он, уже в качестве представителя демократической партии, выиграл выборы в Сенат США от штата Нью-Джерси. Ему удалось продержаться на данном месте целых три срока. В Сенате Брэдли показал себя активным сторонником левого курса, однако иногда поддерживал действия администрации республиканца Рональда Рейгана. Например, в вопросе поддержки контрас в Никарагуа.
В 1996 году Брэдли отказался идти на четвертый срок и на некоторое время ушел из политики. Билл хотел замахнуться на нечто большее, чем пост сенатора.
На президентских выборах 2000 года Брэдли выставил свою кандидатуру против действующего вице-президента Альберта Гора в борьбе за право стать единым кандидатом от Демократической партии. Его программа была более либеральной и включала положения о системе всеобщего здравоохранения, контроле за распространением оружия и реформе финансирования политических кампаний. Брэдли предлагал поднять минимальную заработную плату, больше поддерживать одиноких родителей и несовершеннолетних беременных девушек.
В поддержку Брэдли активно выступали известные личности, в частности кинорежиссер Спайк Ли, активистка движения за права женщин Бетти Фридан, Майкл Джордан и бывший одноклубник по «Никс» Фил Джексон.
Поддержка звезд не помогла, как и опора на социально незащищенные слои населения. На праймериз Брэдли уступил Гору, набрав 19,96%
Брэдли предложили стать председателем Олимпийского комитета Соединенных Штатов, но он отказался.
После поражения на выборах Билл решил заняться бизнесом – в настоящее время он является финансовым директором Allen & Company LLC.
Брэдли написал шесть книг, посвященных американской политике, культуре и экономике, и вел на радио еженедельную программу American Voices («Голоса Америки»).
Сегодня демократ Брэдли вполне ожидаемо критикует действующего президента США республиканца Дональда Трампа. Трамп успел поссориться с игроками НФЛ, НБА и вообще со спортивным сообществом.
«Спортсмены тоже граждане и имеют свое мнение. Я смотрю на все эти скандалы и думаю, что Дональд Трамп должен объясниться перед прессой. Многие люди любят спорт. У Трампа есть одно коронное умение – он знает, как разделять людей. Поэтому он использует спорт, чтобы разделить людей. Я считаю, что спорт должен выполнять противоположную функцию. Для завоевания титула нужна командная работа. С самого раннего возраста игрокам рассказывают о бескорыстии, смелости… Прививают все эти ценности, верно? На мой взгляд, Трамп это не учитывает, когда использует спорт для разделения людей», – цитирует Брэдли USA Today.
На выборах 2020 года Брэдли поддерживает Джо Байдена.
«Я думаю, что Джо Байден будет самым прогрессивным и опытным президентом США со времен Линдона Джонсона», – приводит слова Брэдли POLITICO.
В международной политике Брэдли придерживается сдержанных взглядов. Он называет расширение НАТО «ошибкой грандиозных масштабов», которая вредит развитию отношений с Россией.
«Мы пинали Россию, когда они были повержены; мы расширили НАТО… Это самоисполняющееся пророчество определенных людей в администрации Клинтона. Эти ирредентисты восточноевропейского типа считали, что Россия навсегда останется врагом, и поэтому мы должны подготовиться к тому времени, когда русские снова встанут на ноги. Их пророчество сбылось… Если бы мы действительно вступили в стратегическое партнерство, обсуждали бы общие угрозы в долгосрочной перспективе и то, что можем сделать сообща, зная, что в конечном итоге Россия вернется, ведь у русских даже тогда была нефть, представьте, насколько иным был бы сейчас Иран. Представьте, насколько иной была бы Центральная Азия… Ужасно грустно, что мы так поступили с Россией. Думаю, мы породили проблему, которой легко можно было бы избежать, и потеряли партнера, который мог бы стать чрезвычайно важным в долгосрочной перспективе и особенно для решения вопросов, наиболее угрожающих нам сегодня», — цитирует Брэдли Forbes.
Брэдли выступает за снятие санкций против России. В авторской колонке журнала Time он предложил свой вариант решения украинского кризиса, что позволит вернуть отношения с РФ на нормальный уровень.
«Нужно принять общую ответственность за кризис на востоке Украины. Мы можем достичь понимания с Россией. Необходимо признать как обоснованность озабоченности России угрозами безопасности на ее границе, так и важность самоопределения украинского народа. Сделка с Россией включает пять пунктов:
– Российские войска должны быть выведены из восточной Украины, а Россия признает существующие границы Украины в обязывающем договоре;
– Украина соглашается никогда не вступать в НАТО;
– Украине будет разрешено членство как в Европейском Союзе, так и в Евразийском экономическом союзе;
– В Крыму будет проведен новый референдум под международным контролем по вопросу о том, присоединиться ли полуостров к России, останется в составе Украины или станет независимым, как предлагал Майкл О’Хэнлон из института Брукингса и другие. Это обеспечит победу основных ценностей Запада путем содействия подлинно демократическому самоопределению, в отличие от фальшивой демократии, практикуемой на референдуме, состоявшемся в Крыму в 2014 году;
– Все экономические санкции с России будут сняты.
Ни один из других вариантов решения кризиса не является реалистично выполнимым. Нейтральная в военном отношении Украина, которая сможет полноценно экономически процветать, не будучи пешкой ни Запада, ни России, – то, что может сделать Россию надежным партнером», – написал Брэдли.
Эти идеи датированы июнем 2015 года еще во времена администрации Обамы, которого поддерживал Брэдли. До реализации не дошло…
Биография Билла Брэдли невероятно богата. Золотые медали Олимпиады, два титула НБА, участие в Матче звезд лиги, многолетняя политическая карьера, борьба за пост президента США…
Но короткая строка в из его итальянского резюме остается важной и для европейского баскетбола, и для него самого. В «Милане» он задержался всего на год, но вполне наработал на характеристику «одного из лучших американцев в истории европейского баскетбола». А три постулата от тренера Чезаре Рубини сыграли не последнюю роль в формировании Брэдли как личности, сумевшей заявить о себе на политической сцене.
«Только бог может сотворить подобные вещи». Неприметный ролевик изменил историю Евролиги