Независимо от того, как будут дальше развиваться события, Украина уже получила прямое доказательство нарушения РФ договора 2003 года и норм международного морского права
В воскресенье, 25 ноября 2018 года корабли российской пограничной службы и Военно-морского флота попытались воспрепятствовать проходу 2-х украинских бронированных катеров и морского буксира в Азовское море через Керченский пролив. В ходе попыток противодействия корабль пограничной службы России «Дон» протаранил рейдовый буксир, повредив одну из силовых установок. Однако корабли Украины продолжают движение в сторону Мариуполя. Корабль пограничной службы России «Дон» также движется, однако уже к «своим берегам» и «тихенько и низенько» — получил пробоину «метр на метр», правда, к сожалению, выше ватерлинии.
Россия закрыла Керченский пролив для прохода гражданских судов, средства массовой информации успели выйти с заголовками «Украина втоптала в грязь международное морское право». И, конечно же подчеркнули «свою правоту», отметив, что украинские суда «неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря России».
Давайте разбираться вместе.
Начнём с состава группы катеров, направляющихся в Мариуполь. Это малые бронированные катера типа «Гюрза М» «Бердянск», «Никополь» и рейдовый буксир «Яни Капу». Катера довольно новые — были введены в состав флота в позапрошлом и в этом годах соответственно. Рейдовый буксир «Яни Капу» (бывший «Красноперекопск») в следующем году отметит 45-й «день рождения». Переброска катеров в акваторию Азовского моря не изменит существенно баланс сил — Россия создала там внушительную группировку военных кораблей. Однако суть не в этом.
Ровно 2 месяца назад на Азов были переброшены корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец». Немного ранее на воду в Бердянске спустили 2 МБАК типа «Гюрза М» «Кременчуг» и «Лубны». Соответственно, эта операция — третья за последний квартал переброска военных кораблей, и вторая через Керченский пролив.
Причина, по которой Украина хочет создать базу ВМС — деятельность РФ, направленная на создание препятствий судоходству в акватории Азовского моря. Формально Россия действует согласно Договору 2003 года, который зафиксировал за Азовом статус «внутреннего моря». В соответствии с документом обе стороны имеют право проводить досмотр судов, зашедших во внутренние воды, на предмет перевоза мигрантов, контрабанды, террористической, химической, бактериологической и многих других типов угроз. Делать это имеют право не только пограничники, но и экологи, работники ФСБ, следственных органов, МВД, санитарных служб — все кто имеет право досматривать суда в территориальных водах страны.
Пользуясь этим правом, РФ останавливала корабли, идущие в порты Украины (и идущие из портов), на срок от нескольких часов до нескольких суток. Формально всё «в соответствии с законом», в реальности же создаются проблемы для перевозчиков, украинских грузоотправителей и грузополучателей — так как простой судна стоит больших денег.
Пока Украина поднимала вопрос как жертва провокаций, реакция остальных государств была вялая. Но как только официальный Киев чуть сместил акценты в сторону «останавливают суда под флагами третьих стран, тем самым стараясь создать проблемы международному судоходству», в международных организациях оживились и вопрос вышел за рамки отношений Украины и России:
- 31 октября вопрос обсуждался на Совбезе ООН и страны участники обратились к РФ с призывом воздержаться от провокаций на Азовском море.
- 19 ноября ситуацию с судоходством обсуждали во время заседания Совета ЕС. По итогам обсуждения Фредерика Могерини озвучила позицию европейских государств. В частности «озабоченность относительно действий в Азовском море, которые наносят вред не только экономике Украины, но и судам, которые ходят под флагами стран ЕС» и готовность действовать в ответ «путём применения целевых мероприятий в ближайшие недели или дни».
На этом фоне 2 катера «Гюрза М», которые, как свидетельствует практика, можно было доставить сушей и рейдовый буксир идут морем. В соответствии с договором 2003 года Украина и РФ согласились на применения принципа свободы судоходства в Азовском море и беспрепятственный проход военных и гражданских кораблей под «своими флагами» через Керченский пролив. И РФ попадает в ловушку, аналогичную той, которая была в сентябре месяце, когда через Керченский пролив шли «Донбасс» и «Корец».
Стараясь остановить, препятствовать проходу кораблей — это явно нарушить договор 2003 года. После этого украинская сторона получает факт несоблюдения РФ взятых на себя обязательств, нарушения международного соглашения. Соответственно, на международной арене можно будет поднимать вопрос не о «провокациях» а о полноценном нарушении международного морского права и двухсторонних соглашений.
Пропустить — это означает нести очень большие репутационные риски на внутриполитическом поле. Официальная российская пропаганда говорит о «российском Крыме», «силе русского оружия» и способности России защищать свои берега. И тут 2-й раз за 2 месяца украинские корабли — или, в данном случае, даже катера, — просто так плывут под материальным символом «крымнаша» — керченским мостом. И «мощная» Россия ничего не может сделать.
На первый взгляд, самым логичным решением было бы не мешать проходу украинских катеров — это не меняет баланса сил в акватории Азовского моря. Однако специфика российской власти, её устойчивости — это бесконечная демонстрация силы, угрозы всем остальным. Те, кто играет в «демократию», кто предпочитает дипломатические решения, тот в Кремле долго не сидят. Дал слабину — лишился лояльности народа, который измеряет эффективность внешней (да и внутренней) политики фразой «боятся — значит уважают». Подтверждением этого являются комментарии депутата Государственной думы России Дмитрия Белика «Если дать им пройти, то скажут, что у нас «дырявые границы», причём скажут это наши граждане. Считаю, что вот таким флибустьерам нельзя давать поблажек, в противном случае завтра такие же буксиры пойдут на таран Крымского моста».
РФ решила действовать с позиции силы и оказалась в ловушке. Попытка манёврами своих кораблей остановить катера Украины завершилась ничем. Ставки повысились. Не пускать корабли через пролив — будет нарушением не только подписанного в 2003-м договора, однако и конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
У России теперь, по большому счёту 2 варианта:
- Идти до конца, поднимая ставки и пытаясь задержать катера Украины. Однако это уже будет актом агрессии по отношению к военным кораблям другой страны, плюс ещё одно нарушение упомянутого договора и конвенции ООН.
- Пропустить, но в таком случае населению нужно показать то, что Россия добилась прохода украинских катеров «на своих условиях». То есть сказать, что «мы сами, дескать, разрешили и они (украинцы) подчинились нашим требованиям».
Скорее всего, когда-нибудь, будет реализован второй сценарий. Однако для начала средства массовой информации подготовят «общественное мнение» и технологи придумают сказку которую можно подать обывателю, объясняя проход украинских кораблей. Формат ещё утром успел описать вице-спикер так называемого крымского парламента Ефим Фикс: «украинские власти должны строго соблюдать законы РФ и международные нормы судоходства возле берегов Крыма и в Керченском проливе». Крымский «депутат» не видит абсурдности в требовании чтобы власти другой страны «выполняли законы РФ» и этот тезис будет активно продвигаться российскими медиа. Ну и отдельно нужно будет объяснить проблемы с пограничным кораблём «Дон», особенно если тот утонет где-нибудь вблизи российских берегов.
Теперь поговорим о возможностях действий Украины.
Независимо от сценария дальнейшего развития событий, украинская сторона уже получила доказательство нарушения РФ Договора 2003 года и норм международного морского права. Ссылки России на «территориальное море» не выдерживают никакой критики, так как, принадлежность Крыма России не признана на международном уровне. Но даже если бы полуостров являлся российским, то статья 19 конвенции ООН 1982 года предусматривает свободный мирный проход через территориальные воды. Проход катеров ВМС Украины не подпадает ни под один из двенадцати признаков, по которым его можно трактовать как «не мирный». Таким образом, уже сейчас украинская сторона получает возможность:
- Заявить о грубом нарушении РФ Конвенции ООН 1982 года и Договора между Украиной и Россией 2003 года. Потом этот факт может быть использован как основание для требования реакции международных организаций и отдельных государств, заинтересованных в поддержании безопасности на морских торговых путях.
- На основании Брюссельской конвенции 1910 года, Брюссельской конвенции 1924 года, Женевской конвенции 1960 года требовать от России возмещения ущерба, нанесённого украинскому буксиру в результате тарана российским судном. Помимо этого, Украина может (и должна была уже давно начать) проводить контрмеры относительно досмотров кораблей силовиками РФ.
В частности, п.3 статьи 110 Конвенции ООН 1982 года говорит о том, что если подозрения в остановке и досмотре оказываются необоснованными, страна производившая досмотр обязана компенсировать все убытки и издержки, связанные с задержкой и осмотром. Для этого можно даже подготовить заранее бланки жалоб и исковых заявлений и советовать капитанам кораблей вручать их в качестве «привета» российским досмотровым группам. России придётся платить по счетам, в противном случае у кораблей, ходящих под российским флагом могут появится большие проблемы при входе в порты третьих государств.
Можно воспользоваться правом на досмотр, которое имеет украинская сторона. Досматривать корабли, идущие в российские порты вряд ли выйдет — очень неравные силы сторон в Азовском море. А вот высадить досмотровую группу на судно, направляющееся в украинский порт — можно без проблем. Группа спокойно, на ходу, не останавливая корабля, осуществляет досмотр. Если такое же желание появится у российских силовиков — они допускаются на борт, но одновременно с тем они не могут мешать проведению досмотра украинской группой. То есть сидят, пьют чай, ждут своей очереди. А насколько долго могут досматривать корабль украинские спецы, думаю, объяснять не стоит. К примеру, чтение журналов и книг из библиотеки капитана в том числе является досмотром на предмет провоза экстремистской литературы. Так можно читать до самого порта Мариуполь или выхода корабля из Керченского пролива. В первом случае досмотровая группа выходит на берег, во втором на борт украинского корабля, дежурящего в нейтральных водах. Относительно русских… пусть себе досматривают в порту, например Мариуполя. Однако там ведь запрещено иностранцам с оружием ходить — арсенал сдают и смотрят. Если же говорить об «обратной дороге», то на нейтральных водах суверенитет России не действует — досматривать права не имеют. По этой причине их высаживают со словами «денег нет, но вы держитесь».
Что бы не произошло, но Украина, видимо, начинает реализовывать свой сценарий действий в кризисе на Азовском море. Можно спорить о том, какие методы воздействия в него входят, однако даже первые шаги, когда Киев не отвечает на действия России, а сам задаёт повестку, заставляют Кремль ошибаться. И это хорошо. Это говорит о том, что дальше будет веселее.