Громкий арест случился в марте позапрошлого года. Питерский миллиардер Дмитрий Михальченко прибыл в Москву на деловую встречу. И вдруг у отеля к нему подходят работники ФСБ и полиции. И без всякого там пиетета: «Здравствуйте. Пройдемте…» На беседу со следователем он приехал как был — в солидном пальто, в очень дорогих туфлях. Потом была ночь проведенная в изоляторе, и — доставка в Басманный суд на арест.
Все случилось быстро и внезапно. Когда в СМИ сообщили статью, по которой Михальченко предъявили обвинение, многие обалдели. В следствии отметили, миллиардер собрал группу, чтобы возить контрабандой из Европы в Россию элитный, коллекционный алкоголь. Выяснилось, за месяц до этого в порту Усть-Луга Ленинградской области «хлопнули» контрабанду — практически пять тысяч бутылок «элитки», которую везли в рестораны Михальченко. Причем, на таможне его люди задекларировали спиртное как стройматериалы…
— Михальченко и контрабанда какого-то там виски? — забурлил Питер.
Тут, разумеется, нужно рассказать, кто такой Дмитрий Михальченко.
В настоящее время ему 46 лет. Является коренным ленинградцем. Бизнесом он стал заниматься сразу после выпуска из Санкт-петербургского техникума морского приборостроения, возглавлял мясокомбинат, также занимался поставками оборудования для железной дороги. Словом, пробовал свои силы в разных сферах. В начале 2000-х Михальченко создал холдинг «Форум», который за несколько лет вырос в одну из наиболее успешных питерских компаний. На сегодняшний день его активы — глубоководный порт Бронка (он еще в процессе стройки, в проект вложены десятки миллиардов рублей — государственных и частных), компания по ремонту судов «Балтстрой», завод по производству оборудования для нефтяных скважин, прядильно-ниточный комбинат, ассоциация ЧОПов, несколько ресторанов и баров, юрагентство, дистрибьюторы европейской одежды популярных марок и многое другое. Издание «Деловой Петербург» оценивало его состояние в 13,6 млрд. рублей. Короче говоря, человек где-то на подступах к ТОР-200 российского списка Forbes.
И тут такое происходит — арест, обвинение. Причем, ладно бы еще просто контрабанда! Это до пяти лет тюремного заключения. Михальченко обвинили в формировании организованной преступной группы. Там уже срок — до двенадцати лет.
Скандал!
Согласно версии следствия, дело было так.
В 2014 году Михальченко захотел собрать коллекцию хорошего европейского алкоголя — Франция, Италия, Великобритания. Себе в помощь он взял профессионального питерского сомелье Алексея Мищенко. Тот на протяжении следующих 1,5 лет вылетал в Европу несколько раз, скупая для «заказчика» вина — в частности игристые, которые в нашей стране на ура уходят в новогодние праздники — виски, граппу. По случаю получилось приобрести и вовсе «бомбические» экземпляры — несколько бутылок коньяка «Курвуазье» 1912 года. Данный раритет стоит где-то по полмиллиона рублей за бутылку. Остальные напитки, согласно оценкам экспертов, стоят по 10-50 тысяч рублей.
Коллекция постепенно собиралась в портовом немецком городе Гамбурге. Там ее аккуратно уложили по ящикам и отправили по Балтике в Россию. Адресат — Юго-Восточная компания. В следствии ее называют посредником, который после растаможки обязан был передать весь товар заказчику — структурам Михальченко. И вот здесь у контрабандистов что-то пошло не так. По документам все емкости с элитными спиртными напитками были оформлены как строительный герметик — ну знаете, этой «пастой» обычно щели или стыки труб заделывают. Стройматериалы, чтоб вам было понятно, ввозить в разы дешевле, чем алкогольные и табачные изделия. Однако пограничники на слово не поверили, вскрыли груз, а там… Ну вы знаете. Весь груз позже оценили где-то в шестьдесят миллионов рублей.
— Юго-Восточная компания была выбрана как посредник неслучайно, — отмечает источник в следствии. — У данной фирмы были определенные налоговые и таможенные льготы, упрощенный порядок оформления грузов и его досмотра.
В результате в число фигурантов дела кроме Михальченко и сомелье Мищенко попали еще 3-е — замгендиректора холдинга «Форум» Борис Коревский, совладелец компании «Контрейл Логистик Северо-Запад» (она растамаживает грузы в порту Усть-Луга) Анатолий Киндзерский, генеральный директор Юго-Восточной компании Илья Пичко.
— Дело такого масштаба следователям Ленинградской области не доверили, по просьбе Генпрокуратуры его перевели в столицу, — рассказал источник. — Поэтому всех фигурантов сюда и доставили.
Поначалу все старались перевести стрелки друг на друга. По всему получалось, что во всем виноваты Юго-Восточная компания (она везла груз) и «Контрейл Логистик Северо-Запад» (занимались растаможкой). Однако руководители обеих фирм сразу же решили взаимодействовать со следствием. Киндзерского отпустили под домашний арест (позже дали пять лет условно), а за Пичко семья внесла залог в десять миллионов рублей.
11 декабря прошлого Илья Пичко должен был выступать на еще одном судебной заседании по делу о контрабанде. Но за пару дней до этого предприниматель неожиданно исчез. Позже его тело обнаружили в лесу. Потом задержали и подозреваемого в убийстве. Некий Виктор Демин — 38-летний специалист фирмы, которая занимается изготовлением мебели. Он приезжал по просьбе самого Пичко взять замеры кухни, под которую надо было сделать гарнитур. Деньги за все взял сразу — сто двадцать тысяч рублей — и исчез. В тот день, в декабре, Илья Пичко должен был встретиться с Деминым, чтобы посмотреть, на самом ли деле в цеху его гарнитур вот-вот закончат. И исчез. Согласно версии следствия, Демин, чтобы не отдавать деньги, задушил клиента и вывез труп в лес. При этом хорошенько «наследил» по пути — оплатил проезд по платной трассе банковской картой убитого.
Правда, кое-кто к версии о гибели фигуранта громкого дела из-за денежного спора с мебельщиком относится с сомнением.
— Показания Ильи Юрьевича могли повлиять на исход дела, — говорил прессе адвокат Пичко Роман Полухин.
Но точка в деле об убийстве главы Юго-Восточной компании следствием уже поставлена. Виктору Демину дали девять лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Дмитрий Михальченко на суде признал свою вину только частично. Он признался: алкоголь везли для него. Однако отрицал, что собрал для этих целей целую группировку.
— Коллекционировать дорогой алкоголь я стал лет 10 назад, — отметил миллиардер на одном из судебных заседаний. — Постепенно у меня развивались вкусовые рецепторы и понимание вина. Мне очень хотелось удивлять своих гостей хорошим вином.
Михальченко сетовал судье, что в самой России, где даже многие обеспеченные люди не очень разбираются в тонкостях вина, под видом дорогих заграничных сортов иногда продают подделки. Поэтому предпринимателю и нужны были проверенные «первоисточники».
— В 2014 году сомелье Мищенко предложил мне свои услуги, он согласился под меня собрать хорошую коллекцию европейского вина на мой вкус. Меня это заинтересовало и я пообещал ему хороший гонорар. Теперь эту договоренность с Мищенко следствие хочет выдать за создание преступной группы.
Согласно заявлениям Дмитрия Михальченко к самому процессу перевозки его вина он не имели никакого отношения.
— Как можно было коллекционное вино перевозить как герметик? Для хорошего вина необходимо было поддерживать особый климат! — говорил он.
Предприниматель пожимал плечами: мол, зачем бы ему участвовать в афере с контрабандой «элитки» на несколько миллионов рублей, если его компания в один лишь порт Бронка вложила 23 миллиарда…
Прокурор просил для Дмитрия Михальченко десять лет колонии.
28 декабря в Бассманном суде вынесли вердикт. Михальченко приговорен к четырем годам и семи месяцам колонии. Борису Коревскому дали пять лет, сомелье Мищенко получил три года условно.
Примечательно, что Михальченко и Коревский имеют право сразу после вступления приговора в силу подавать на условно-дословное освобождение. Каждый день, который они находились в СИЗО, им зачли за 1,5 дня колонии. То есть, проведенные под арестом 2 года 8 месяцев превратились в 4 с лишним года «отсидки».
— На сегодняшний момент позиция Дмитрия Павловича — не обжаловать приговор, — рассказал адвокат Михальченко Алексей Кирсанов. — Но мы для апелляции еще имеем время до 9 января.