От редакции: привет! Вы в блоге «Футбольная романтика». Это территория тактики на Трибуне: xG, тепловые карты и расстановки. Сегодня изучаем внезапную проблему «Барселоны» – внедрение Френки де Йонга. Плюсуйте!
В первом туре (матч с «Атлетиком») Эрнесто Вальверде выпустил Френки де Йонга в опорную зону – в роли Серджи Бускетса. Эксперимент вылился в провальный первый тайм. Уже в перерыве команда перешла на 4-2-3-1, после чего слегка прибавила.
Матч отлично вскрыл недостатки Френки в неудобной роли. Даже в разгроме «Бетиса» (5:2) де Йонг был так себе, хотя играл в более привычной роли. Чего-то не хватает.
В «Аяксе» у Френки был фирменный прием, который он даже теоретически не может делать с позиции единственного опорника. Ниже постараюсь объяснить, как простой маневр преобразит игру голландца.
Ротация игроков на фланге – прием, который нужен Френки
Для развития позиционных атак многие клубы используют ротацию игроков на флангах. В ней участвуют крайний защитник, вингер, а также ближний к их флангу центральный полузащитник. Эти игроки практически одновременно меняются позициями, чтобы создать друг другу пространство, если при изначальном построении его не хватает для получения мяча.
Делается это по разным причинам. Во-первых, прием очень простой, однако полностью нейтрализовать его невозможно. Заполненными остаются те же зоны, что и до ротации (партнеры просто меняются друг с другом местами), однако один из игроков всегда остается без опеки. Во-вторых, из-за характеристик футболистов данный маневр идеально подходит некоторым командам.
Такая ситуация на сегодня складывается и в «Барселоне». На правом фланге каталонский клуб развивает атаки по такому сценарию уже много лет. Сейчас и на левом фланге подбор игроков такой, что грех не использовать ротацию.
Как это работало в «Аяксе»
Большинство атак «Аякса» в прошлом году зарождалось на левом фланге, ближе к которому играл де Йонг. Происходили следующие маневры – Френки оттягивался на место левого (центрального) защитника, Тальяфико освобождал ему свою зону и бежал вперед, а левый полузащитник (Тадич или Нерес) уходил в центр. Это подходило и Тадичу, и Тальяфико, но главным бенефициаром подобных передвижений становился де Йонг.
Предположим, что соперник обороняется очень хорошо. В таком случае за Тальяфико последует его опекун, то есть крайний полузащитник. За Тадичем в центр уйдет крайний защитник. А вот центральный полузащитник, опекающий де Йонга, просто не может сразу покинуть свою зону. Он должен оценить ситуацию вокруг себя, посмотреть, кто из партнеров готов занять его позицию, если он ее покинет, и только потом выдвигаться на Френки. За это время Де Йонг примет мяч, оценит обстановку и двинется вперед. Это дает преимущество.
Одно из лучших качеств Френки – дриблинг. Если он получит мяч и начнет двигаться, остановить его будет как минимум нелегко, и соперники знают об этом. Поэтому они опекают его особенно внимательно, как минимум один игрок всегда сосредоточен на де Йонге. Если опекунов больше, Френки сразу вычисляет свободного партнера, и доставляет ему мяч. Если свободных партнеров нет, де Йонг включает дриблинг и интуицию – часто он идет в ту зону, где много соперников, что нелогично, но он как никто умеет разбираться в таких ситуациях.
Он уходит от одного игрока, выманивает второго и в последний момент отдает мяч партнеру по команде. Это постоянное создание большинства за счет дриблинга, постоянное создание времени и пространства для партнеров за счет стягивания их опекунов на себя.
Френки получает мяч. Левый фланг перегружен игроками обеих команд, напрашивается перевод направо. Перед приемом мяча он оценил ситуацию и прекрасно видит, что происходит на правом фланге:
Несмотря на это, де Йонг идет в вертикальный дриблинг и развивает атаку по левому флангу:
Благодаря стартовой скорости и технике он уходит от опекуна и заставляет защитника выдвигаться:
Крайний защитник вынужден уходить в центр, чтобы подстраховать партнера. Фланговый игрок «Аякса» остается в одиночестве – и Френки находит его пасом:
Простые вещи, против которых тяжело бороться. Все зависит исключительно от качеств. Можешь ли ты постоянно работать под давлением, даже на своей половине? Есть ли у тебя психологические качества, позволяющие всегда играть смело или даже рискованно? В случае с воспитанником «Виллем II» оба ответа – положительные.
Он всегда берет игру на себя, но не для того, чтобы показать себя, а даже наоборот. Френки создает благоприятные условия для партнеров. В цифрах этот факт тоже отображается – де Йонг лучше всех в Европе продвигал мяч в прошлом сезоне. И это при том, что он не играет вперед при первой возможности, наоборот: он отдает мяч партнеру, только когда тот свободен.
Как это работает в «Барселоне»
В «Барселоне» такое распределение ролей на фланге применяется с 2014-го. До этого все было по-другому. Пеп Гвардиола редко использует такую ротацию. При нем в «Барселоне» в центре поля играли Хави с Иньестой, благодаря интеллекту и технике они могли почти постоянно находиться между линиями и не стягиваться назад. Крайние нападающие располагались широко, чтобы создавать пространство для игроков центральной оси. Примерно так же это работает и в нынешнем «Сити».
Все изменилось с приходом Луиса, точнее даже Луисов. Когда Суарес приехал в Каталонию, у тренера Энрике был только один вариант – поставить уругвайца в центр нападения, а Месси – вернуть на правый фланг. Естественно, Лео будет постоянно уходить в центр, а его место на фланге будет заполнять Дани Алвес. На роль сменщика Хави был куплен Ракитич, его функции сильно отличались от тех, что выполнял экс-капитан «Барсы». В позиционных атаках он почти не играл между линиями, этим занимался Месси. Хорват отходил назад, концентрировался на поддержке и страховке партнеров по правому флангу.
Месси до сих пор формально играет справа, поэтому правый защитник должен постоянно подниматься вперед и создавать ширину. Правый центральный полузащитник всегда отходит немного назад.
С прошлого года так работает и левый фланг «Барсы». Причин несколько. Во-первых, слева в атаке почти всегда играл Коутиньо, которому удобнее играть в полуфланге, чем на фланге. Во-вторых, нужно освобождать зону для Альбы, подключения которого стали одним из главных оружий «Барсы» в последние сезоны. В-третьих, в команде просто не было полузащитников, способных постоянно играть между линиями. Как следствие, картина на обоих флангах была одинаковой, и схема становилась симметричной.
Структура очевидна. Два центральных защитника + три полузащитника в линию + крайние защитники дают ширину в атаке + крайние нападающие уходят в полуфланги + центральный нападающий. Такое сочетание часто называют 2-3-4-1, что неплохо отражает суть построения.
Даже когда на поле был Дембеле, в теории чисто фланговый игрок, расстановка не менялась. Что уже говорить о тех ситуациях, когда слева будет играть Антуан Гризманн.
Есть прием, который идеально подойдет Альбе, Френки и Гризманну
В предыдущем тексте про де Йонга я писал, что позиция левой восьмерки – самая подходящая для него прямо сейчас. Его единственный недостаток для игры на этой позиции – неумение ждать мяч в своей зоне и желание находиться глубже при построении атак. Но на сегодняшний день восьмерок в «Барсе» уже никто не заставляет постоянно играть между линий. Из вышесказанного становится понятно, что восьмерки часто отходят назад и строят атаки на своих флангах. Такая роль идеально подойдет голландцу. И не только ему.
Гризманн почти всегда будет играть в левом полуфланге, освобождая край для Альбы. Взаимодействие этой троицы могло бы стать очень продуктивным. Маневр со сменой мест очень прост, все соперники знают, кто и что будет делать, однако эффективно противостоять этому – тяжелая задача. Все зависит от качеств игроков, выполняющих этот прием. У «Барсы» есть все предпосылки к тому, чтобы регулярно взламывать правый фланг соперников. А вот левый край работал не так эффективно.
Это меняется. Френки Де Йонг отлично начинает атаки, стягивает на себя соперников и доставляет мяч вперед. Гризманн – мастер игры в узких пространствах, всегда правильно оценивающий ситуацию. Альба специализируется на подключениях к атаке и нацеленных прострелах. Если каждый из них будет заниматься своим делом, бороться против взаимодействия этих трех людей будет очень тяжело.
Именно умение де Йонга продвигать мяч и стягивать на себя соперников сделает прием эффективным. И именно поэтому он должен играть ближе к левому флангу, а не в роли единственного опорника как в стартовом матче с «Бильбао».
«Реал» и «Ливерпуль» доказали, как эффективен прием
В «Ливерпуле» это делается из-за характеристик центральных полузащитников. У красных они ограничены технически и не могут играть между линиями, следовательно они должны видеть перед собой все поле. Робертсон и Трент постоянно атакуют, а Мане и Салах играют по большей части в центральных зонах. «Ливерпуль» долгое время являлся довольно ограниченной командой в позиционных атаках, однако со временем они научились вносить хаос в оборону соперника за счет постоянной смены мест.
Если сравнивать с нынешней «Барсой», еще более похожей командой по выстраиванию позиционных атак являлся «Реал» Зидана (в первый приход француза). Структурные проблемы решались за счет индивидуального мастерства игроков.
Так как атаки через Каземиро строить невозможно, Модрич и Кроос постоянно оттягивались назад для продвижения мяча. Марсело с Карвахалем уходили вперед, и были самой атакующей парой крайних защитников тех лет. Крайних нападающих, способных постоянно держать ширину, в команде почти не было. Рисунок игры, включавший в себя постоянную смену мест на флангах, подходил всем.
Система достигла пика в конце сезона-16/17, когда «Реал» выиграл Ла Лигу и ЛЧ. Мадридский клуб играл по схеме 4-4-2 ромб, где под Криштиану и Бензема располагался Иско. По ситуации в полуфланги мог сваливаться любой из этих трех игроков, система была абсолютно непредсказуемой для соперников.
Были определенные проблемы при потере мяча, так как много игроков находилось за линией мяча, а прессинг после потери не был отработанным. Подчищать за всеми успевал Каземиро, обладающий оптимальными для этого качествами. Пожалуй, единственный минус такого расположения в атаках – излишняя открытость, и после потери есть риск нарваться на контратаки.
Особенно учитывая тот факт, что в полуфлангах, то есть почти в центре поля, располагаются люди (крайние нападающие), не очень любящие идти в отбор. Если у команды не будет отработан механизм прессинга после потери, будут проблемы. Также исправлять недочеты системы могут индивидуально сильные в этих компонентах исполнители (в «Реале» это Каземиро, Модрич, а также быстрые центральные защитники, способные оборонять большие пространства).
Одним из лучших матчей триумфального сезона-16/17 стала полуфинальная встреча ЛЧ против «Атлетико», в которой «Реал» выиграл со счетом 3:0.
Структура была еще более радикальной – Модрич и Кроос опускались еще ниже для конструирования атак, Карвахаль и Марсело играли почти как крайние полузащитники. Иско свободно двигался и перегружал те зоны, которые считал нужным, при этом делая упор на правый фланг соперника – там играл молодой Люка Эрнандес, для которого позиция правого защитника является абсолютно незнакомой. Благодаря такому расположению игроков «Реал» успешно взломал компактные 4-4-2 «Атлетико».
Кажется, такой прием для взлома соперников здорово подойдет и «Барсе». Теперь есть все ингредиенты для его использования.