Вадим Лукомский – о лондонском дерби.
Микель Артета подходил к матчу с серией из 4 игр против «Челси» без поражений (3 победы подряд). Пожалуй, это было единственным поводом для оптимизма у болельщиков хозяев. Во всем остальном «Арсенал» сейчас намного хуже. На деле успех был обманчив – как минимум несколько результатов (особенно последняя победа уже после прихода Томаса Тухеля в «Челси») добыты на фарте.
Вчера серия закономерно оборвалась – «Арсенал» уступил без шансов. С точки зрения перевеса «Челси» таймы получились похожими (2:10 и 4:12 по ударам), но по содержанию очень разными. Сначала пришлось вскрывать соперника, который готов играть без мяча и обороняться, а потом наказывать на пространстве команду, которая раскрылась, но плохо атаковала.
Ромелу Лукаку появился в старте – и сыграл ключевую роль в каждом из описанных сценариев. «Арсенал» стартовал без нападающих – в атаке вышел Габриэл Мартинелли:
И да: простите за нетактический оффтоп, но нахожу категорически забавным тот факт, что за два последних сезона Бен Уайт не пропустил ни одного матча из-за травм, а в «Арсенале» «почувствовал недомогание» уже ко второй игре. Но давайте все-таки к матчу.
Лукаку исполнил две роли: в первом тайме – нападающий-ориентир, во втором – правый форвард под вертикальные атаки
У «Челси» Тухеля есть четкое разграничение: владение – через структуру; атака – через гибкость и качества футболистов. Томас привез в Лондон позиционный футбол и выстроил очень четкую структуру владения. Можно не бояться чужого прессинга и без проблем доставлять мяч на чужую треть. После доставки большую роль играет набор качеств тройки атаки, которую выбрал тренер.
«Внутри этой структуры наши варианты зависят от футболистов и решений, которые они принимают. Система всегда дает несколько опций. Маунт выбирает одну, а Зиеш в такой же ситуации – другую. Мое желание заключается в том, чтобы у них были эти варианты – первый, второй, третий и четвертый. А есть игроки, которые сами придумывают пятый или шестой, о котором я даже не мог подумать», – рассказывал Тухель.
Проще говоря, Томас способен делать «Челси» разным, адаптируя вариант атакующей тройки. На самом деле даже одно и то же сочетание может воплощать разные идеи. Например, Хавертц как ложная девятка, а Вернер на левом фланге – один набор качеств; Вернер в центре, а Хавертц в паре футболистов под ним – другой (даже если они действуют в одинаковой по набору тройке). Еще до прихода Лукаку у «Челси» было достаточно вариантов, а Тухель мастерски их тасовал – тут разбирал это подробнее.
Это долгое вступление объясняет, почему немцу удалось так быстро и эффективно адаптировать команду под Лукаку без ущерба игровому рисунку. Он многократно проделывал абсолютно то же самое с другой группой игроков. Рисунок игры «Челси» – это подготовительная стадия. Атака – это адаптация под качества своих футболистов и слабости соперников. Тухель почти всегда классно оценивает эти детали, что и делает «Челси» таким грозным.
Интеграция Лукаку не стала исключением. Томас показал, как здорово знает его возможности и сильные стороны. Две главные связки у бельгийца в «Интере» были с партнером по атаке Лаутаро Мартинесом и реактивным правым защитником Ашрафом Хакими. Воспроизвести в «Челси» первую идею трудновато – схема отличается (3-4-3, а не 3-5-2), да и многое строилось на взаимопонимании (нужно время).
А вот аналог партнерства с Хакими Тухель предложил. Новый союзник Лукаку – Рис Джеймс. Первый гол получился показательным. Это прямо классика Лукаку под руководством Конте.
Сначала выманивает центрального защитника (Пабло Мари) из линии, отлично укрывая матч. Это вынуждает крайнего защитника (Тирни) сужаться, а Джеймса делает полностью свободным:
Отработав в подыгрыше, ускоряется обратно в штрафную под прострел вдоль ворот. Именно так его чаще всего находил Хакими – именно так ему ассистировал Джеймс:
Чтобы Лукаку было удобно, Тухель попросил Джеймса чуть адаптировать свою манеру. В стандартном режиме он действуют более широко и чаще навешивает из глубины верхом, а вчера был заточен на рывки. Похожие ситуации возникали многократно.
В этом эпизоде Джеймс выбрал другой вариант и покатил назад, но шанс отдать на Ромелу тоже был:
А это второй мяч «Челси» – тут Джеймсу нужно было решать самому, но структура атаки схожая. Лукаку провоцирует сужение, а Джеймс получает свободу (просто часто Лукаку еще успевал и сам открываться под завершение, но не тут):
В таком режиме бельгиец уничтожал «Арсенал» в первой половине. Во втором тайме рисунок изменился. Команда Артеты рисковала (пускай без четкого представления, как навязать «Челси» проблемы). Это означало, что появилась возможность наказывать «Арсенал» на пространстве – либо в быстрых атаках, либо через выманивания в прессинг.
Тухель отреагировал, передвинув Лукаку поближе к правому флангу. В режиме контратак – это его любимая зона. Роберто Мартинес в сборной Бельгии вообще периодически выпускал его там с первых минут. Конте давал ему свободу уходить туда, когда команда переходила в режим быстрых атак. Ромелу очень опасен в скоростных рейдах с правого фланга – то есть в эпизодах, когда нужно смещаться в центр с мячом под левой ногой.
Лукаку на позиции правого форварда, а Маунт – в центре:
В быстрых атаках Лукаку получал мяч в удобной зоне и пробовал исполнить фирменный маневр:
«Моя роль будет зависеть от плана на игру и требований босса. Я могу играть нападающего-ориентира, если он попросит, а могу атаковать пространство за спинами защитников. Мне нравится схема «Челси». Я смогу проявлять гибкость в ней. Мы используем похожую формацию в сборной Бельгии, поэтому мне не нужно много времени на адаптацию», – объяснял Лукаку перед дебютом.
В дерби он доказал, что способен проявлять описанную гибкость даже в рамках разных стадий одного матча. Это хорошо подчеркивается его лидерством в двух аспектах. Во-первых, по полученным продвигающим пасам (17, никто другой не получал их больше 11 раз) – это работа ориентира. Во-вторых, по проходам с продвижением мяча (7) – это уже эпизоды на пространстве.
Вариативность позволила Ромелу выбить 8+3 по ударам+пасам под удар – с отрывом самый активный атакующий игрок.
Артета пытался сдержать «Челси» гибридной схемой (Джака опускался в защиту), но это только запутало команду
План Артеты тотально провалился, но был достаточно необычным, чтобы его описать, попутно уколов Микеля за тактическую подставу. Серьезно: разве не наивно было ожидать, что «Арсенал» оперативно освоит гибридную, адаптированную под «Челси» схему с ключевой ролью Гранита Джаки при перестроениях? Отвечать, конечно, постфактум проще, но кажется, даже до матча логика хромала (и трудность замысла, и вера в Джаку).
На всякий случай проговорю: гибридная схема – лишь описание, а не положительная характеристика. Не все трудное оказывается хорошим и полезным для команды. Тем не менее, попытки «Арсенала» перестраиваться были достаточно явными, поэтому идею надо разобрать. Пускай в данном сценарии она оказалась губительной.
Базовая схема «Арсенала» в последние полгода – 4-2-3-1. «Челси» при схеме 3-4-3 с высокими позициями латералей очень слаженно и акцентировано создает пятерку в последней линии. Обороняться четверкой против них трудно – нужны либо отрабатывающие до упора вингеры, либо взаимный переход на тройку защитников (пятерку при обороне). Есть, конечно, еще вариант сыграть первым номером и заставить латералей «Челси» осторожничать, но это стратегия для больших команд, а не для андердогов. «Арсеналу» заведомо не подходит.
В весеннем матче Артета решил проблему переходом на тройку центральных защитников. «Арсенал» провел не лучший матч в плане обороны, но зацепил выездную победу. То есть полноценного решения не давал даже тот матч, но по крайней мере в большинстве эпизодов при обороне была ясность (просто защищаться пришлось уж слишком много). Вчера Артета пустился в свежие эксперименты – ушла ясность, появилась растерянность.
«Арсенал» начинал обороняться в схеме 4-2-3-1 и даже организовывал прессинг, но по мере продвижения атаки «Челси» команда должна была садиться в 5-4-1 через спуск Джаки на позицию левого центрального защитника. Замысел явно провалился: латерали «Челси» Джеймс и Алонсо организовали 9 передач под удар на двоих (для контекста: у всего «Арсенала» 6).
В чем был мотив Артеты? Из-за провала идеи на практике тяжело сказать. Вероятно, хотел за счет эпизодов прессинга сократить время, которое нужно сидеть у своих ворот, а, когда все-таки надо сидеть, переходить на пятерку, с которой удобнее сдерживать «Челси». На деле это просто запутало команду – в некоторых эпизодах рассинхрон был пугающе очевидным.
Сначала давайте посмотрим на редкий эпизод, когда перестроение сработало, как надо. «Арсенал» стартует в 4-2-3-1 – четверка атакующих игроков, а за ними пара опорников, на фланге в прессинг выдернулся Тирни:
Команда садится в пятерку через движение Джаки назад, его место в опорной занимает Смит Роу:
По ходу более затяжных атак «Челси» на половине «Арсенала» эта схема прослеживалась еще лучше:
При правильном исполнении такой подход имел смысл. «Арсенал» получает возможность играть привычным образом при владении (через схему 4-2-3-1) и в прессинге, но адаптируется при глубокой обороне. Это также могло освободить вингеров – Пепе и Сака, которые при такой конфигурации не должны были опускаться до упора. Но это все у здоровой команды, которая способна исполнить план.
На практике выходили ужасные ситуации – вингеры не опускаются, ожидая, что «Арсенал» иначе будет обороняться, а Джака не чувствует момент и не садится, оставляя четверку на растерзание.
Здесь хорошо заметно, что футболисты «Арсенала» не были на одной волне. Все части схемы перестроились – Смит Роу опустился в опорную, защитники растянулась так, будто покрывают поле впятером, вот только Джака все еще в опорной:
На выходе получаем гигантский разрыв между Тирни и Мари – эта зона дает Лукаку очевидное направление для разворота и подготовки удара.
Прошлая победа Артеты над Тухелем была основана на игре от обороны – на явном автобусе (чего уж там?). Сейчас Артета тоже хотел сыграть вторым номером, но использовать более смелый и трудный план, чем подставил команду. Позже проявились более глубинные проблемы.
Например, «Арсенал» с 14-й минуты уступал в счете, но даже не забрал мяч – 35%. При том, что команда не продолжала играть, как при 0:0. Пытались включиться и надавить, владение «Челси» было на их трети (34% действий против 27% на трети «Арсенала»), но жалких попыток прессинга хватило лишь на то, чтобы сдвинуть территориальную картину матча поближе к воротам соперника (попутно еще пропуская атаки на скорости).
Первая проблема Артеты – в неправильной оценке сильных сторон команды и выборе слишком трудного плана. Вторая (и более важная) в том, что «Арсенал» может играть с «Челси» только одним способом (далеко не на равных): не угадали с планом парковки – и все рушится. В совокупности эти вещи подчеркнули пропасть между лучшей и шестой командой Лондона.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
«Челси» обыграл «Арсенал» – и заставил опустевший «Эмирейтс» скандировать «Ромелу Лукаку!»
Лукаку хватило 15 минут, чтобы забить за «Челси». В первый заход он ни разу не забил – в 15 матчах