Ростуризм воспользовался изменениями в закон о туризме
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) исключило из реестра туроператоров «Натали турс», говорится в приказе, размещенного на сайте агентства. Под данным брендом работали 3 юрлица – фирмы «Панорама тур», «Агентство путешествий «Натали» и «Туроператор «Натали турс», ни одно из них не числится больше в реестре Ростуризма. Причиной исключения из реестра Ростуризм называет «неисполнение обязательств по договорам о реализации туристского продукта» с 4 июля этого года, говорится в документе.
Пресс-служба Ростуризма не ответила на наш запрос, президент туроператора «Натали турс» Владимир Воробьев не берет трубку.
В первых числах июня у «Натали турс» начались трудности с ликвидностью из-за сокращения спроса на туры в Европу (на них специализировалась компания), роста стоимости топлива и волатильности курса доллара. С 30 июня туроператор отменил все чартерные рейсы, затем аннулировал все предоплаченные туры с 4 июля по 30 сентября, потом и вовсе приостановил работу, однако не прекратил ее.
С 3 сентября начали действовать поправки в закон об основах туристской деятельности: с этого момента Ростуризм может исключать из реестра туроператоров компании, которые не исполняют обязательств. В августе 2 человека, знакомые с планами Ростуризма, сообщали о намерении агентства исключить «Натали турс» из реестра туроператоров.
На сайте Ростуризма отмечалось, что все 3 юрлица «Натали турс» застрахованы на 150,5 млн руб. по договорам страхования гражданской ответственности туроператора и еще на 5,9 млн руб. – в фондах его персональной ответственности. Страховщиком туроператора выступала компания «Ингосстрах». Основная операционная деятельность туроператора проводилась через «Панораму тур», она, в свою очередь, была застрахована только на 50 млн руб., отмечает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Эти средства можно начать выплачивать туристам только после признания туроператора недействующим, согласно данным «Ингосстраха». Она уже начала принимать документы от пострадавших клиентов, сообщил представитель страховщика. Как он отмечает, на протяжении 30 дней будет сформирован реестр требований для дальнейшего расчета их размера и размера выплат в отношении каждого требования.
Правда, туристы получат только незначительную компенсацию, сообщила Тюрина. Воробьев 21 августа говорил, что «Натали турс» получила 12 000 претензий по путевкам на сумму $15 млн (или 900 млн руб.). К тому моменту «Натали турс» выплатила только 3,5 млн руб. по двадцати договорам, согласно данным «Турпомощи» (связаться с ее представителем не получилось). «Натали турс» собирала заявки на выплаты туристам с 30 июня по 4 июля и у нее есть девяносто дней на исполнение этих обязательств, отмечает человек, знакомый с условиями выплат.
Зато приостановка работы выведет из-под удара турагентства, говорит Тюрина: не имея возможности получить средства от туроператора, туристы требуют их от турагентов, которым их заплатили.
Туроператор может оспорить решение Ростуризма в суде, отмечает гендиректор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов: в законе нет четких критериев исключения из реестра. Так как поправка в закон начала действовать только 3 сентября, то нет административной практики по подобным спорам, говорит он: данное дело может стать прецедентом. Вряд ли у подобного обжалования есть перспективы, уверен партнер юридической компании «Сотби» Антон Красников.
С 1 октября «Натали турс» хотела возобновить работу и начать продавать туры на зимний сезон, отмечал ранее Воробьев: для этого компании потребуется 700–800 млн руб.