В 28 лет – главный хореограф фигурного катания.

Даниилу Глейхенгаузу всего 28. Но сейчас в женском катании нет хореографа статуснее и могущественнее – факт, который в ближайшем сезоне станет особенно очевидным. Это он сочинил программы-шедевры для фигуристок, которые доминировали в последние годы. Вы их точно помните:

• «11 сентября» в 2017-м и «Анна Каренина» в 2018-м для Евгении Медведевой – одна победная, вторая – серебряная;

• олимпийский «Черный лебедь», прошлогодние «Призрак оперы» и «Кармен» Алины Загитовой – золотые хиты Пхенчхана-2018 и Сайтамы-2019;

• «Убить Билла» и «Пятый элемент» – с ними Александра Трусова выигрывала юниорский ЧМ и ставила рекорды;

• «Лунная соната» и «Времена года», принесшие Элизабет Турсынбаевой внезапное серебро ЧМ-2019;

• а еще Ричард Клайдерман и Камиль Сен-Санс, принесшие Анне Щербаковой золото чемпионата России и волшебные постановки для Алены Косторной – тоже от Глейхенгауза.

Больше 300 номеров за 5 лет в команде Этери Тутберидзе – с учетом программ-трендов, шоу-прокатов, постановок малышам и сотрудничества с фигуристами из других групп – Иваном Ригини, танцорами Дэвис и Варламовым, парой Павлюченко – Ходыкин.

Отследим путь, по которому Глейхенгауз пришел к статусу главного женского постановщика в мире.

Даниила с рождения готовили в балетные танцовщики – об этом мечтала его мама, балерина Большого театра, Людмила Шалашова. Учить сына хореографии и готовить к сцене она начала, едва тот научился ходить.

«Я занимался хореографией, сколько себя помню, поэтому выбора у меня особо не было. В детстве были моменты негативного отношения к маме и ее инициативам. Тогда мне казалось, что она меня замучила», – призавался Глейхенгауз в интервью журналу «Московский фигурист».

Хореография настигала его повсюду – дома, на даче, на прогулке – и так по несколько часов ежедневно. Но в балетные школы не брали до 8 лет, поэтому 4-летнего Даниила отвели на каток – просто переждать. Но когда подошло время для балета, перспективы в фигурном катании перевесили – бросать спорт на фоне успехов было бы слишком расточительно.

Впрочем, хореографические домашние занятия никуда не исчезли – мама репетиторствовала еще долго.  

«Если честно, лет до 17 хореографию просто ненавидел. Ну, представьте: переходный возраст, все, отработав лед, идут в Макдональдс, а мама-балерина дает тебе балетки и говорит: «Пошли заниматься». Когда становишься старше, осознаешь, что без этого ты не стал бы хореографом-постановщиком, потому что чувство позы привито было мамой с самого детства», – сейчас Людмила Шалашова тоже работает в команде Тутберидзе.

Кто помогает Тутберидзе: здесь нет топ-фигуристов, но есть артистка Большого и танцор у поп-звезд

В феврале 2003-го 11-летний Даниил выиграл первенство России в своем возрасте – турнир, который превратил его в гранд-надежду мужского катания. Позади остались ровесники Никита Кацалапов (с ним в одной группе Глейхенгауз долго занимался в школе «Сокольников» у Ирины Друзик) и Федор Климов – будущие звезды танцев и парного катания. Победа Глейхенгауза означала, что убегать из одиночников ему точно нельзя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Что такое оффшорная компания

«Сейчас тренировочный процесс сильно изменился. Когда катался сам, мы делали 2-3 полных проката в неделю, и нам казалось, что это очень сложно. Работа над прыжками была в духе «прыгаешь один раз – пытаешься снова через несколько минут». Теперь интенсивность тренировок куда выше, а количество прокатов намного больше. Сейчас 7-летние спортсмены порой тренируются по 5-6 часов, а у меня в свое время был час или два», – сравнивает поколения Глейхенгауз. 

К тому времени его уже 4 года опекал Виктор Кудрявцев – человек, который всегда готовил не просто фигуристов, а будущих тренеров и специалистов. Только пробегитесь по энциклопедии его воспитанников: Александр Лакерник, Наталья Павлова, Сергей Дудаков, Николай Морозов, Виктория Буцаева, Илья Авербух, Татьяна Мишина.

Забавно, что перед появлением у Кудрявцева Глейхенгауз несколько недель тренировался у Елены Буяновой – опыт, над которым они обычно шутят при встрече.

Даниил и дальше выделялся на детских стартах: выиграл Финал юношеского Кубка России-2004, Спартакиаду учащихся в 2005-м. Но главным в его карьере стал сезон-2006/07 – в феврале Глейхенгауз взял бронзу на юниорском чемпионате России (уступил Сергею Воронову, который катается до сих пор, и Артему Бородулину) и отобрался на юниорский чемпионат мира.

Это был дико плотный на будущих звезд турнир – Патрик Чан, Флоран Амодио, Кевин Рейнольдс, Михал Бжезина, Денис Тен, Сергей Воронов. Даниил на нем провалился – только 19-е место.

Его программы по современным меркам выглядели простовато: тройной флип и каскад из тройного риттберегера с двойным тулупом в короткой; набор тройных без лутца в произвольной. Сейчас учениц с таким набором отсеивают уже на рамке охраны в «Хрустальном», но у Даниила есть оправдание – в определенный момент он перестал учить четверные.  

Голеностоп беспокоил его и раньше, но перед произвольной на ЮЧМ-2007 воспалился слишком серьезно – Даниил вышел на лед с опухолью и резкой болью. Врачи потом долго искали причину, ставили противоречивые диагнозы, не помогла даже операция, после которой на восстановление потребовалось полгода.

Но вернуться всерьез так и не получилось не получилось – 17-е место на взрослом чемпионате России-2008 стало сигналом для больших перемен.

«Возвращался несколько раз на лед, и как только начинал нагружать ногу, она тут же опять начинала болеть. Месяц-два нагрузки – и снова лечение. О тройном акселе и тем более четверном пришлось сразу забыть. Так продолжалось 2 года – выхожу на лед и тут же начинаю лечиться. Потом снова лед и снова лечение. В итоге в 18 лет решили с родителями на семейном совете завершить карьеру одиночника и попробовать в танцах на льду».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Артемий Киреев из Набережных Челнов убит

О переходе в танцы Кудрявцев быстро договорился с Александром Жулиным – самым востребованным танцевальным тренером того времени. Его дуэт Навка – Костомаров только что выиграл Олимпиаду, а специалисты из Америки еще не задавали здесь тренды.

Для Глейхенгауза, учившего хореографию с детства, танцы действительно казались оптимальным решением. Но все оказалось сложнее.

«Мне сказали: «Ты, конечно, молодец, но ничего не умеешь делать» И посадили на основной шаг, беговые назад и вперед. По 200-300 кругов подряд накручивал. Полгода ничего больше не делал, полностью поменял под танцы технику скольжения, толчков», – рассказывал он в интервью «Спорту изнутри».

Только через полгода Жулин выделил Глейхенгаузу партнершу для танца – Ксению Коробкову. Она была на 4 года моложе 19-летнего Даниила, и почти сезон ушел на скатывание дуэта – до турниров они добрались только к весне 2011-го.

Акцент делали на сезон-2011/12 – последний перед выходом во взрослые. Паре требовался рейтинг, серьезные баллы, признание судей – чтобы преодолеть безумную очередь в танцах максимально оперативно.

Но энтузиазм иссяк, когда с победных турниров в Германии и Чехии дуэт перебрался на юниорское первенство России. В Новогорске от российских арбитров Глейхенгаузу и Коробковой досталось на 30 баллов меньше, чем ставили иностранцы.

11-е место в 48 баллах от Виктории Синициной и Руслана Жиганшина – это был приговор.

Окончательно с танцами и вообще карьерой фигуриста Даниил завязал, осознав, что после смерти отца (Марк Глейхенгауз был известным режиссером и оператором-постановщиком) семье отчаянно не хватает денег. В 2012-м он устроился в родную школу «Москвич», где на первых порах помогал в работе с детьми молодым тренерам – Александру Шубину, Виктории Волчковой, Юлии Солдатовой. А в свободное время выступал в ледовых шоу Ильи Авербуха – актером массовых сцен.

Спустя 3 года именно Авербух – главный на тот момент постановщик программ для прим из группы Тутберидзе – привел Глейхенгауза в «Хрустальный». Этери после Сочи-2014 искала в команду хореографа-репетитора (тренера, который отрабатывает уже поставленные программы), и Авербух кинул ей номер Даниила, которому в 2014-м уже доверял сольные роли в ледовых спектаклях.

«Сможешь раскатать ребят?» – Этери набрала сама. Первое время Даниил занимался с ее фигуристами только скольжением, совмещая подкатки с работой в «Москвиче». Похоже, это был испытательный срок – новые люди в команде Тутберидзе обычно задерживались не дольше пары месяцев. Глейхенгауз попал в исключения.

Правда его первую идею – программу «Черный лебедь» в постолимпийский сезон для Юли Липницкой – зарубила сама фигуристка. Через несколько лет отложенная программа принесет олимпийское золото Алине Загитовой.

Самостоятельную постановку взрослой топ-программы Этери доверила Глейхенгаузу летом 2015-го – это была короткая для Адьяна Питкеева. 

«Я очень хотел, чтобы программу мне ставил именно Даня, потому что видел, насколько он мотивирован – как раз то, что мне было нужно в тот момент. Он сразу предложил взять «Аппассионату» от Secret Garden, но ей не хватало маленькой музыкальной части. Мы переслушали тонну музыки, пока случайно не попали на японского музыканта Такеси Хамы. Сразу поняли – будет отличное сочетание.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бородюка обожали фанаты «Шальке». Он вытащил клуб из второй Бундеслиги и закидывал двушку «Баварии»

Главное воспоминание о работе – мы ставили ту программу вместе. Я не очень любил, когда постановщики просто говорили, что делать, зажимая в рамках своих идей. С Даней как раз было наоборот – он прислушивался к моим предложениям, искал лучшие варианты. По сути, эту программу Этери Георгиевна отдала под нашу ответственность целиком – сейчас точно не помню, вмешивалась ли она вообще процесс, но по ощущениям это было полностью наше с Даней творчество. После той постановки я захотел ставить программы сам – сейчас, работая со спортсменами, всегда предлагаю им добавлять что-то от себя, искать собственные идеи и фишки», – рассказал в интервью Sports.ru Питкеев.

Возможно, самый талантливый ученик Тутберидзе: закончил из-за травмы, теперь тренирует и играет трэш-метал

Но по-настоящему Глейхенгауз раскрылся, конечно, в олимпийский сезон – одновременно с Алиной Загитовой. Если постановкой «Дона Кихота», сохраненного из юниорского сезона, руководила еще Тутберидзе, то короткую для Пхенчхана-2018 собирал уже Глейхенгауз – того самого «Черного лебедя», отвергнутого Липницкой.

Загитова для Глейхенгауза – безусловно, главная фигуристка. С ней он ездил еще по юниорским этапам Гран-при, ее недвусмысленно поздравлял в инстаграме «С днем рождения, моя муза!», ее утешал после неудачных прокатов, ей же делал смелые постановки в показательных (Afro Blue, Лара Крофт, Bad Guy).

Алина взрослела, менялась и хорошела в программах именно от Глейхенгауза. Он для нее творил, она – потрясающе исполняла (и исполняет).

«Когда я услышал музыку из фильма «Лунный свет», почувствовал в ней метания, страдания, крик птицы и подумал: а что если попробовать соединить современную музыку с классикой Чайковского? Дал послушать Этери Георгиевне, она ответила, что все ложится идеально. И получилось: начало – немного «Лебединого озера», потом долгая часть и дорожка – момент превращения Лебедя. Финал, с переходом в «Лебединое озеро», с преображением, переодеванием – эффектной концовкой программы», – объяснял успех программы Даниил.

Дальше были только удачи – программы Глейхенгауза всегда артистичны, индивидуальны и доверху наполнены спецэффектами.

Но нынешнее межсезонье – ответственное для него время. От Даниила ждут десяток программ-шедевров, непохожих одна на другую, для Загитовой, Трусовой, Щербаковой, Косторной, Турсынбаевой – фигуристок, которые магнитят внимание зрителей в новом сезоне. И могут выиграть вообще все.

И это выдающийся челлендж. 

Ше-Линн Бурн – моднейший хореограф сезона: ставит программы Медведевой, Туктамышевой и Кихире

Теперь у нас есть не только инстаграм, но и фэйсбук о фигурном катании. Много фото и видео – там, подписывайтесь!

Источник