Клещенок – о перспективах Кокорина в Италии.

Возможно, это Андреа Манчини, помощник спортивного директора «Фиорентины», просто взял выходной и вместо полноценного скаутинга позвонил отцу (это почти правда: владелец клуба знаком с Роберто и одобрил трансфер после его рекомендации), но уже факт: третий за полгода трансфер из России в Италию почти завершен. Кокорину осталось пройти медосмотр – что, конечно, в его случае тоже предполагает известную неопределенность, но не в этот раз. Слишком много в переходе от рождественского желания, чтобы все сорвалось в самом конце.

Если этот год понадобится реабилитировать так же, как предыдущий, трансфер Кокорина точно появится в перечне светлых моментов. В 30 лет, в низшей точке карьеры, с 20 матчами за 2 года и огромным отрицательным багажом – тусовками, стульями, трансферами в «Анжи» и тюрьму – Александр вдруг прорвался в топ-лигу. Его фотографии место в словарях – для иллюстрации словосочетания «второй шанс».

Что ж, чудеса случаются – теперь мы знаем. Но чтобы заиграть в Серии А, чудес мало. В «Фиорентине» будет непросто. От загадочного русского ждут слишком много. Редактор Corriere della Sport Иван Дзаццарони так сопроводил трансфер: «Если говорить об уровне, Кокорин наряду с Рибери будет лучшим в «Фиорентине».

«Фиорентина» – контратакующая команда с тремя слотами для Кокорина

Главный тренер в клубе – Чезаре Пранделли. Но настоящий Пранделли сломался в ночь, когда Уругвай выбросил Италию с ЧМ-2014; потускневшее имя и поседевшая внешность – все, что осталось от тренера, когда-то выводившего сборную в финал Евро и «Фиорентину» в плей-офф ЛЧ. За последние шесть лет он нигде не продержался дольше полугода. Его увольняли даже в Эмиратах.

Пранделли – несистемный тренер. Его футбол – адаптация под состав и поиск гармонии между характеристиками игроков. «Фиорентина» использует схему 3-4-2-1, избегает долгого владения и вертикализирует игру. Два статистических факта точно схватывают ее стиль: флорентийцы – первые в лиге по голам в контратаках и последние по мячам в позиционном владении. Чтобы заиграть здесь, нужны навыки атаки пространства.

Атакующая группа состоит из трех игроков – девятки и двух треквартист. Непродуманная трансферная кампания оставила клуб без разыгрывающего и определила манеру строительства игры. «Фиорентина» двигает мяч через фланги. Латерали открываются под передачу центрбека и вскрывают защиту в треугольнике с ближайшим опорником и атакующим полузащитником. Десятки абсолютно разные, поэтому характер продвижения зависит от края.

Левого атакующего полузащитника играют Рибери или Бонавентура. Оба любят мяч и смещаются ему навстречу, открываются между линиями и создают коридор для вертикального паса. Слева флорентийцы лучше контролируют мяч и чаще подключают латераля – Бираги летает до лицевой и бомбардирует штрафную острыми кроссами.

Справа «Фиорентина» атакует иначе. Латераль реже поднимается высоко, потому что фланг занимает десятка. Кальехон начинает движение между линиями, но надолго там не задерживается – взрывается в разрыв между центрбеком и крайним. 

У центрфорварда сложные адаптивные задачи в зависимости от зоны продвижения мяча. Когда «Фиорентина» действует через Рибери, девятка играет на линии с защитниками – увеличивает зону в опорке, исполняет столба и одновременно угрожает забегом за спины. Так создается глубина атаки. Если флорентийцы атакуют справа, нападающий подстраивается под рывки Кальехона – чаще открывается между линиями и отыгрывает спиной к воротам.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Аугсбург» сделал специальную форму: процент от продаж пойдет на борьбу с последствиями коронавируса

Без мяча «Фиорентина» перестраивается в 4-4-2, 5-3-2 и 5-4-1. Форвард не участвует в позиционной защите.

Все три атакующих слота подходят Кокорину, но есть и плохая новость: Пранделли не любит ротацию. Пару недель назад он попросил боссов о распродаже, чтобы сократить состав, а вместо этого получил незнакомого русского форварда. Одно из мест в старте занял Рибери. Другое – молодой Влахович, центр строящегося проекта. Третье – Кальехон; недавно тренер признался, что ему сложно оставить в запасе игрока с таким резюме и качеством.

Но шансы все равно есть. Во-первых, у Пранделли пока не все получается – не факт, что он дотянет до лета. Во-вторых, у флорентийцев серьезные проблемы в атаке.

У «Фиорентины» большие проблемы с реализацией, но у Кокорина все равно серьезные конкуренты

Есть две причины покупки Кокорина. Первая напрямую связана с местом в таблице. У «Фиорентины» вторая с конца разница между ожидаемыми и реальными очками. По моментам она заслуживает места в топ-8 или хотя бы в десятке, но застряла на 14-й позиции. Плохая реализация стоила флорентийцам минимум шести баллов. 

«Нам не хватило точности в ударах и последнем пасе, – жаловался Пранделли после проигрыша «Лацио». – Мы строили игру, создавали моменты, сыграли отличный матч против сильной команды. Нужно прибавлять в завершении».

Вторая исходит из желаний тренера. Недавно Пранделли признался: «Каждый тренер хочет играть в два чистых форварда, но только «Интер» может себе это позволить. У него есть классные игроки с подходящими качествами. Чтобы играть в два нападающих, нужна пара, идеально сочетающаяся друг с другом».

Кокорин увеличивает тактическую вариативность. С ним у «Фиорентины» больше простора для переключения схем – можно перейти на 3-5-2 и 4-2-3-1 (хотя здесь сложнее: защита настроена на игру в три). При этом вариант с двумя нападающими подходит новичку больше всего. В других модулях серьезная конкуренция, а в 3-5-2 Александр – единственный выбор на роль второго форварда. Остальные просто не сочетаются с Влаховичем.

Но пока исходим из 3-4-2-1. За место девятки бьются Влахович и Куаме. Атакующих полузащитников исполняют Кальехон, Рибери, Бонавентура и Эссерик (которого, впрочем, можно не учитывать). Там же может сыграть Кастровилли. Они – основные конкуренты Кокорина.

Душан Влахович – лучший бомбардир (6 голов в 17 матчах) клуба. Подвинуть его очень сложно. 20-летний серб обещает слишком серьезное будущее, чтобы забить на его прогресс ради 30-летнего русского. К тому же Влахович очень разносторонний. Душан выглядит как типичная здоровая будка на острие, но умеет гораздо больше обычных столбов: классно адаптируется под полузащиту и в зависимости от ситуации удерживает защиту высоко, открывается за спины либо сам уходит вглубь. Плюс полезен при длинных забросах – Кокорин здесь не помощник.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Маргарита Кузьминова из Ростова найдена мертвой

Кристиан Куаме забил 3 гола за год (в «Фиорентине» – с января 2020-го), но его не стоит недооценивать. На этом парне была завязана результативность Пионтека в «Дженоа». Сочетание выносливости, мобильности и природного атлетизма делают Куаме отличным вторым нападающим: он постоянно в движении, хорошо уводит защитников, силен в борьбе. Если бы не кошмарная техника удара, Кристиан уже подбирался к топам, а так это нестабильный и ненадежный форвард – даже из вратарской реализует 1 момент из 4. В «Фиорентину» он пришел с порванными связками, пропустил почти год и до сих пор не вернулся на генуэзский уровень.

Поседевший и почти 38-летний Рибери – в топ-6 лиги по дриблингу и заработанным фолам, второй в клубе по ассистам и один из лучших по остальным показателям, включая отборы. Франк уже задумывается о карьере тренера, но с его классом закончить может одновременно с Кокориным. Здесь ловить нечего, если не учитывать новости. На днях француз объявил о возможном возвращении в Бундеслигу. Истекающий летом контракт не будет продлен – и, возможно, «Фиорентина» избавится от него раньше. 

Бонавентура – техничный и умелый универсал, которого следовало бы опасаться, если бы не хрустальные ноги. Последний сезон без травм он провел десять лет назад. В конкуренции с ним всегда гарантировано время и шансы.

Кальехон – профильный вингер с классными навыками ухода от защитников и атаки пространства. В «Наполи» он взрывался из глубины под разрезающие диагонали Инсинье и набросал 82 мяча за семь лет, одновременно набивая топовые цифры по голевым (лучший ассистент Серии А-2016/17) и качественно отрабатывая в защите. В «Фиорентине» пока не раскрылся: флорентийцы играют без вингеров, и пользы от его забеганий немного. У Кокорина есть важное преимущество: Пранделли любит гибриды и с Александром на этой позиции сможет быстро перестраиваться в 3-4-1-2. Кальехон в роли второго форварда не очень силен.

Трое из пяти конкурентов по разным причинам неэффективны. Остаются Влахович и Рибери. Учитывая три места в атаке и вероятность экспериментального перевода Кальехона на фланг, шансы у Кокорина есть. Но первым выбором он точно не будет.

У «Фиорентины» хорошие игроки, но разбалансированный состав. Для него нет подходящих схем

Несмотря на 14-е место, «Фиорентина» собрала неплохой состав. Софьян Амрабат – один из лучших опорников прошлого сезона. Никола Миленкович давно перерос уровень итальянского середняка и просится в топы, а пока не только склеивает защиту как может (лучший в Серии А по проценту отборов, один из лидеров по верховым единоборствам и выносам из штрафной), но и начинает атаки. Гаэтано Кастровилли в детстве занимался балетом и выделяется ловкостью и изобретательным дриблингом; он заиграл в Серии А только год назад, но есть ощущение, что уже засиделся в «Фиорентине». Дронговски даже в этом проблемном сезоне идет вторым в лиге по сухим матчам. Рибери. Кальехон. Влахович. У этой команды есть потенциал.

Ее проблемы – реализация и баланс. «Фиорентину» собирали по именам, а не характеристикам, и теперь из этих имен сложно составить команду. Любой расклад подразумевает, что качественные исполнители либо останутся в запасе, либо потеряются на неудобных позициях. Некоторые игроки не сочетаются друг с другом. Пасующего опорника нет вообще.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В 2013-м «Алания» нашла Дренте в магазине одежды Роттердама: он перевез в Осетию родню, пел фанатам на прогулках и не получил обещанных денег

Атакующему ростеру больше подходит 4-3-3: Влахович занимал бы штрафную, Кальехон фирменно забегал за спины, Рибери смещался в центр, оставляя фланг под рывки Бираги. Кастровилли прекрасен в роли креативной восьмерки. Модуль раскрывает лучшие стороны каждого. Но в этой схеме центрбеки уязвимее в начале атак и потому нуждаются в опорнике с хорошим пасом. В «Фиорентине» такого нет. Борха Валеро не в счет – когда он ускорялся в последний раз, Тотти еще играл.

К тому же и восьмерка из Амрабата так себе. Софьян стал открытием прошлого года именно в роли второго опорника. Он управлял высотой давления «Вероны», врезался в соперника, как шар в кегли, и сносил его напрочь, а с мячом проходил линии прессинга так же просто, как складывал оппонентов в траву. С мячом и без он действовал одинаково – яркими вертикальными вспышками. Второй полузащитник его прикрывал.

Ему больше подходят схемы с двумя опорниками, и это вроде бы хорошо для «Фиорентины» – из-за нехватки разыгрывающего она все равно вынуждена так играть, – но подбор исполнителей ограничивает марокканца. В 3-5-2 и 3-4-2-1 рядом с ним действует Кастровилли. Гаэтано – восьмерка и для прикрытия не подходит. В итоге оба теряют в качестве. Для страховки подходит Пульгар, но тогда Кастровилли вообще пролетает мимо основы – а он один из главных активов клуба.

В теории большинство проблем решает 4-2-3-1: Рибери и Кальехон на краях, Кастровилли десяткой (тоже не идеал, но все же), Пульгар и Амрабат позади. Но защиту «Фиорентины» собирали для игры в три центрбека. В четверке они слабее.

Поэтому выбора у Пранделли не так много – схемы с тремя центрбеками и двумя опорниками (либо гибрид в стиле Пиоли – 4 защитника с переходом на 3 в атаке). Но и здесь полно недостатков. Амрабат и Кастровилли несовместимы. Влахович эффективнее в насыщенной атакующей линии, где завершение не завязано на нем одном, но поставить рядом с ним некого. Кальехон между линиями (треквартистой или вторым форвардом) даже вполовину не так хорош, как на фланге. Правый край намного слабее левого.

Возможно, для Кокорина это плюс – легче вспыхнуть в строящейся команде, чем пробиваться с нуля в устоявшуюся систему.

Кажется, Манчини – главная причина трансфера Кокорина в «Фиорентину»: звонок из клуба (и сын – в структуре), восхищение через медиа. Это глупость

«Недаром клуб «Фиорентина» предлагал мильон за Бышевца». История главной строчки Высоцкого о футболе

«Фиорентина» – шанс всей жизни для Кокорина. Чернявский даже не может поверить, что это случилось

Халиулин болеет за «Фиорентину» более 20 лет и никогда не видел ее настолько серой. В такую команду едет Кокорин в худшей форме в карьере

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Источник