Колонка Александра Поливанова и один мысленный эксперимент.
Спортивная хроника первой недели декабря: Петербургский суд оштрафовал заводящего «Спартака» за оскорбления в адрес футболиста «Зенита» Артема Дзюбы и запретил ему полтора года посещать матчи. Заводящий «Динамо» Михаил Пикуза открыто заявил, что не поедет на матч в Питер, потому что следующие 15 суток хочет провести с семьей, а не в кутузке. «Фратрия», объединение болельщиков «Спартака», призвала болельщиков уходить с трибун на 30-й минуте матчей следующего тура РПЛ.
Это все происходит в России – стране, руководители которой (ок, руководитель, остальные повторяли за ним) много раз говорили – «спорт вне политики».
А еще здесь судят студентов, которые никого не оскорбляли – просто публично обсуждали методы ненасильственной смены власти. Егору Жукову 6 декабря на этот раз уже московский суд дал три года условно и запретил «заниматься деятельностью по администрированию сайтов с использованием сети «Интернет». В общем, то же самое, что отлучить от футбола заводящего.
Истории студента Жукова и фанатов, оскорблявших Дзюбу, конечно, отличаются: в одном случае произносятся страшные слова «экстремизм» и «смена власти», в другом – банальный мат. И все-таки налицо и сходство: в обоих случаях суд решил, что можно судить за слова, а не за действия. В обоих случаях цель такого решения – страх. Теперь еще больше людей будет думать, как бы не сказать лишнего, что лучше не съездить на матч, чем съездить. Что лучше не высовываться. Что лучше чего-то не сделать, чем что-то сделать.
Давайте проведем мысленный эксперимент: представьте себе, что за любой комментарий под этим текстом вас может ожидать неприятность – ну, допустим, отключение интернета в квартире, штраф на работе, блокировка почты. Именно что за любой – карманная лингвистическая экспертиза судов может не найти разницы между словами «Автор – молодец» и «Автор – ****** (немолодец)».
Ну как, представили? Хочется писать комментарии?
Московские и петербургские суды прямо говорят: вы все виновны. Мы можем доставить вам неприятности в любом случае – каждый хоть раз да матерился, каждый хоть раз размышлял о том, что было бы, если бы власть в стране была другой. И вы еще должны поблагодарить суд за гуманизм – смотрите, условный срок, штрафы, запрет на занятия любимым делом.
Так не годится.
Судить за слова – дело общества, а не государства. Если рядом с вами человек, который постоянно матерится и всех оскорбляет, рано или поздно с ним перестанут разговаривать. Общество судит не всегда справедливо, особенно когда сталкивается с новым и у него нет инструментов для этого: смотрите, как в Италии не могут определиться с тем, что такое расизм, а в Северной Америке – что делать с хоккейными тренерами, которые много лет назад использовали методы, не принятые сейчас.
Ничего, мы научимся, дайте время.
И дайте нам самим разобраться, можно ли материться на Дзюбу, думать о смене власти и писать вот такие колонки. Мы справимся.